Сталь и трубы: производство и рынок, кризис и перспективы

  • 18 февраля 2009 г. | 18:00-19:00  | конференция завершена

На фоне разворачивающегося экономического и финансового кризиса основной проблемой в настоящее время становиться кризис неплатежей, недоверия участников реального сектора экономики друг другу. Трубники должны металлургам, металлурги должны сырьевикам, вторметам, энергетикам, предприятия ТЭКа должны трубникам и металлургам, строители должны поставщикам материалов и т.д. и т.п. Постепенно экономика страны (практически все отрасли) быстрыми темпами погружается в бартерно-вексельные взаиморасчёты, т.е. возвращается в середину 90-х годов прошлого века.

Как в период кризиса должны действовать компании? Как можно восстановить доверие участников рынка друг к другу? Что ждет реальный сектор экономики от государства? На эти и другие вопросы ответили участники нашей очередной онлайн-конференции

Онлайн-конференция прошла 18 февраля с 18.00 до 21.00 в редакции журнала.

На вопросы отвечали:
Пашков Дмитрий Геннадьевич ,  генеральный директор компании "ПромАп" (Москва)
Чумаков Александр Евгеньевич ,  заместитель директора Фонда развития трубной промышленности (Москва)
Дейнеко Александр Дмитриевич ,  директор Фонда развития трубной промышленности (Москва)
Видео-запись:

Продолжение

Вопросы и ответы:

1. Всем (прислан 13.02.09):  Когда, с Вашей точки зрения, начнется рост спроса на черные металлы в стране? На сколько упадет рынок в текущем году относительного прошлого года? Поддержит ли в текущем году наших черных металлургов экспорт? Если да, то на сколько? - Алекс, Екатеринбург

Д.Пашков: 

За последний месяц на российском рынке отмечается рост спроса на сталь до 20%, а также весьма существенный рост цен на отдельные виды продукции черной металлургии (40-50% на сортовой прокат). Однако это, по нашей оценке, лишь краткосрочный всплеск. Объективных оснований для продолжения этой тенденции нет. Причина банальна: тоталь-ные взаимные неплатежи.

Правительством приняты решения о финансовой и нефинансовой поддержке реального сектора, в первую очередь системообразующих предприятий отечественной экономики. Решения приняты, но деньги до промышленности еще не дошли. От скорости выполнения этих решений, а также от создания механизмов контроля целевого расходования кредитов и следует отсчитывать сроки восстановления спроса на продукцию черной металлургии. Если правительству удастся эффективно «влить» деньги в реальный сектор, то есть разрешить проблему неплатежей, в первом полугодии, то ближе к концу текущего года можно говорить о росте и стабилизации спроса. В любом случае, 2009 год в отношении прошлого года будет «в минусе». По нашим оценкам, речь может идти от 20 до 40%. Еще раз повторюсь: давать оценки в цифрах крайне сложно, поскольку все будет зависеть от эффективности практической реализации антикризисных мер правительства.

Экспорт, безусловно, поддержит наших металлургов, но прежде всего по заготовке. В отношении продукции более высоких переделов с большой вероятностью на основных рын-ках будут выставлены различного рода ограничения в целях поддержки национальных про-изводителей.

А.Чумаков: Что касается прогноза на рынок труб в 2009 г. существует несколько оценок – по оценке Минэкономразвития оценивается в 5,7 млн т. Минпромторг дает более сдержанную оценку – 4,7 млн т. Фонд развития трубной промышленности дает наиболее пессимистическую оценку – 4,1 млн т. Спад по сравнению с результатами 2008 г. предстоит большой – более 40%. Спад потребления наблюдается, прежде всего, в машиностроении, строительстве – от 50 до 80% и немного в ТЭКе. Экспортные поставки в январе немного возросли по отношению к январю 2008 г. Экспортеры сейчас, после девальвации рубля чувствуют себя более уверенно.

2. Дейнеко A.Д. (прислан 13.02.09):  Доля нержавеющих труб на российском рынке крайне незначительна, и в стране они почти не производятся. Почему именно их ФРТП избрало точкой приложения своих усилий в защите внутреннего рынка и стоило ли ради них городить огород с пошлинами. Спасибо. - Николай Вилкин, Москва

А.Чумаков: Стоило ли городить огород? Наверное все-таки стоило. Ведь что такое рынок нержавеющих труб — это рынок высокотехнологичной продукции, при производстве которой используются самые современные достижения. В свою очередь, потребление этих труб — также технологичные производства продукции с высокой добавленной стоимостью. И вот на этом рынке ситуация такова, что при его емкости порядка 46–47 тыс. т в год и общем объеме созданных в России мощностей на уровне 100 тыс. т в год их загрузка не превышает 14%. Именно поэтому Фонд избрал этот рынок, как формулируется в вопросу, точкой приложения своих усилий: недозагрузка отечественных мощностей просто катастрофическая, отдельные заводы просто простаивают. Утверждать, что значительная часть ввозимы труб в стране не производится, нельзя: это не совсем так. Те виды, которые действительно не производятся, выделены в отдельную группу при составлении нынешнего таможенного тарифа. Большая часть же импорта вполне может производиться внутри России. Тут можно отметить, что антидемпинговое расследование уже завершено, и сейчас идет подготовка документации для предоставления в правительство РФ. Может появится вопрос у конечных потребителей: если вводятся ограничения импорта, значит продукция для них станет дороже. Это действительно так. Но есть и другие моменты, кроме названной загрузки отечественных мощностей. Это «серость» поставок нержавеющих труб из Китая, когда заявленная на трубу цена оказывалась ниже цены на заготовку, из которой эта труба была изготовлена, — честно конкурировать с этим невозможно. К слову, после введения т.н. «профиля риска» (индикативной цены) многие предприятия сразу почувствовали — заказы начинают появляться, а значит «серые» поставки снижаются. Кроме того, нельзя забывать, что нержавеющие трубы применяются в оборонном комплексе, в объектов атомной энергетике, а значит речь идет и о безопасности страны, и о ее стратегических интересах.

3. Дейнеко A.Д. (прислан 13.02.09):  Как Вы оцениваете перспективы рынка нефтегазопроводных труб и труб OCTG, а также ТБД в 2009 г. по сравнению со слабым 2008 г.? Есть ли, на ваш взгляд, вероятность новой приостановки реализации крупных стратегических проектов, таких как, например, строительство второй очереди ВСТО, Nord Stream или Бованенково-Ухта? Спасибо. - Евгений

А.Чумаков: Бованенково-Ухта - это проект, где используются современные, сложные трубы: сероводородостойкие. Это хороший проект с точки зрения создания современных конкурентоспособных труб. Что касается второй очереди ВСТО, надо сказать, что трубники поставляли продукцию для первой очереди. Насколько я понимаю, сейчас Игорь Иванович Сечин договорился о трубах для второй очереди. Привлекательность проекта Нордстрим существенно повысилась после событий, связанных с Украиной. И ЕС начинает сейчас внимательно присматриваться к этому проекту. Те планы по введению новых мощностей, которые нам известны, грандиозны. Однако насколько нам известно, они сейчас пересматриваются. Хотя рынок обсадных труб не упал, а даже немного растет. И 2009 г . в этом сегменте мы рассматриваем достаточно оптимистично. По ТБД в 2009 г. ожидается просадка. На сегодняшний день мощности по ТБД сильно недогружены, что связано с пересмотром сроков реализации проектов Газпромом, Транснефтью и т.д.

4. Дейнеко A.Д. (прислан 13.02.09):  Последние несколько лет все российские трубные компании активно решали вопрос по самообеспечению заготовкой и подкатом. Как вы оцениваете эффективность их сталеплавильных и прокатных мощностей в условиях «схлопнувшегося» спроса на сталь?  - Юстас, Челябинск

А.Чумаков: В общем-то, подобная политика себя оправдала, ведь создание собственного заготовительного производства позволяет снизить издержки. Опыт Трубной металлургической компании, которая перешла на обеспечение своих предприятий трубной заготовкой, является тому подтверждением. Группа ЧТПЗ планирует запустить сталеплавильный комплекс на ПНТЗ, что позволит ей закрыть свои потребности и даже вести продажи внешним потребителям. ОМК уже запустила и успешно осваивает собственный литейно-прокатный комплекс. По сути, все крупные компании пошли по подобному пути и это позволило им снижать издержки, легче переживать кризис.

5. Всем (прислан 13.02.09):  Долгое время целью трубников во взаимоотношениях с металлургами были долгосрочные соглашения, которые на сегодняшний день могут оказаться сродни самоубийству для обеих сторон. Как, на ваш взгляд, должны формироваться контракты между ними в текущей кризисной ситуации? Какой может быть формула цены? - Гость, Волжский

Д.Пашков: 

В текущей кризисной ситуации переход на долгосрочные контракты представляется весьма и весьма проблематичным. В целом же эта идея наверняка будет имеет все шансы на реализацию в более стабильных условиях. Как один из реальных вариантов формулы цены предлагается ее привязка к ценам на продукцию аналогичных стандартов трех основных рынков – азиатского, европейского и американского.

Сейчас заглядывать далеко вперед - недальновидно.
А.Чумаков: У нас другой подход к этому вопросу. Здесь мы согласны с концепцией Мордашова:зарабатываем вместе и теряем вместе. Что мы сегодня имеем? Спотовый рынок со всеми его плюсами и минусами. однако трубный рынок инерционен. И создание предсказуемых условий важно для производителей трубной продукции. Поэтому перспектива - за длительными контрактами с потребителями. Отношения на рынке должны быть прогнозируемыми. И трубные компании имеют длительные контракты в том числе на 2009 год. При замкнутости цепочки поставок проще было бы и металлургам понимать объемы производства и поставок. Другой вопрос - формула цены. Важный вопрос, который требует длительного времени. Но движение по этому пути нельзя прекращать.

6. Дейнеко A.Д. (прислан 13.02.09):  Насколько, на ваш взгляд, просядет трубный рынок России в этом году? Какие сегменты пострадают больше всего? Видите ли вы здесь место для приложения государственных усилий в плане поддержки отрасли? - В.Таврин, Москва

А.Чумаков: 

О спаде производства я говорил выше. Какие сегменты пострадают больше всего? Во-первых, производители труб для строительства и ЖКХ, трубы малого и среднего диаметра общего назначения. В производствах труб нефтяного сортамента складывается более благоприятная ситуация. В производстве труб большого диаметра все будет завить от того, каким образом будут реализовываться трубопроводные проекты. Все крупные производители труб вошли в перечень тех предприятий, которым государство бюудет оказывать поддержку. 9 января правительство увеличило импортные таможенные пошлины. Фонд разработал ряд предложений по стабилизации положения в трубной отрасли, многие из них были приняты на вооружение правительством. Нам представлялось, что во-первых нужно предпринять меры по поддержанию спроса на российском трубном рынке. Кроме того, необходимо принять ряд мер по защите отечественных производителей. Выдвигались меры по финансовой стабилизации российских трубных компаний, в частности, рефинансировать за счет средств российских банков краткосрочные (до 12 месяцев) кредиты трубных компаний. Нами предложен ряд мер по защите интересов российских трубных компаний в "третьих странах", меры по совершенствованию законодательства.

Комплекс мер по стабилизации
положения российской трубной отрасли в 2009-2011гг. выглядит следующим образом:

1. Меры по поддержанию спроса на российском трубном рынке
1.1. Направить директивы Правительства Российской Федерации представителям государства в органах управления:
- ОАО «Газпром» обеспечить ежегодную закупку российских труб большого диаметра на тендерной основе в объеме 1000 тыс. тонн, а также организовать проведение тендеров на поставку 830 тыс. тонн ТБД для второй очереди проекта Nord Stream среди российских производителей;
- ОАО «Транснефть» обеспечить ежегодную закупку российских труб большого диаметра на тендерной основе. При проведении тендеров на закупку труб OCTG для обустройства нефтяных месторождений отдавать приоритет российским производителям. Закупать трубы для второй очереди ВСТО только у российских производителей труб большого диаметра;
- ОАО «Газпромнефть» обеспечить ежегодную закупку российских труб большого диаметра на тендерной основе. При проведении тендеров на закупку труб OCTG для обустройства нефтяных месторождений отдавать приоритет российским производителям;
- ОАО «Роснефть» обеспечить ежегодную закупку ТБД на тендерной основе. Отдавать приоритет российским производителям при закупках труб OCTG для обустройства месторождений.
1.2. Правительству Российской Федерации настоятельно рекомендовать частным компаниям (Лукойл, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз и др.) при закупках труб OCTG для обустройства нефтяных месторождений отдавать приоритет российским производителям.
1.3. Обеспечить реализацию важнейших инфраструктурных проектов, в том числе ВСТО, БТС-2, II очередь Nord Stream в ранее установленные сроки.
1.4 Обеспечить приоритетные закупки отечественных труб в рамках госпрограмм «Доступное жилье», программ газификации села и обновления фондов ЖКХ.
1.5 Создать государственный страховой фонд и организовать ежегодную закупку российских труб в объеме не менее 200 тыс. тонн.
1.6. Наложить запрет на закупки труб за рубежом для оборонного заказа и атомной промышленности.
1.7. Разработать механизм государственного финансирования создания консигнационных складов суммарной мощностью до 20% от объема производства труб в России.
2. Меры по защите российского рынка трубной продукции
2.1. Денонсировать Соглашение о предоставлении квоты на поставки труб предприятиями группы Интерпайп.
2.2. Ускорить принятие решения Правительства по введению защитных мер от возросшего импорта нержавеющих труб в Россию.
2.3. Минпромторгу России в ускоренном порядке провести антидемпинговое расследование в отношении шарикоподшипниковых труб происхождением из Китая.
2.4. Правительству Российской Федерации распространить действие 8% защитной пошлины на ТБД, происхождением из Китая.
2.5. ФТС России ужесточить процедуры таможенной очистки импортируемых труб, обратив особое внимание на соответствие документов декларируемому товару в случаях оформления его по пониженным ставкам импортных таможенных пошлин.
3. Тарифные и нетарифные меры защиты российского трубного рынка
3.1. Исключить дифференциацию таможенных пошлин на трубы (коды ТН ВЭД 7303, 7304, 7305, 7306) и ввести единый импортный тариф в размере 20%.
3.2. Установить повышенные профили риска на всю трубную продукцию.
3.3. Максимально сократить количество таможенных переходов, производящих таможенную очистку импортируемых труб. Обеспечить эти переходы аппаратурой для проведения радиологического и фитосанитарного контроля.
3.4. Правительству Российской Федерации обнулить импортную пошлину на лом черных металлов.
3.5. Предложить китайской стороне на межправительственном уровне принять добровольные самоограничения по поставкам труб в Россию.
4.Меры по стабилизации финансового положения российских компаний
4.1. Рефинансировать за счет средств российских банков краткосрочные (до 12 месяцев) кредиты трубных компаний (в объеме до 6 млрд. долл. США).
4.2. Увеличить размер субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам, полученным трубными компаниями в российских банках, до 100% от ставки рефинансирования ЦБ.
4.3. Компенсировать процентные ставки по кредитам, направляемым на инвестиционные программы.
Увеличить норму амортизационной премии трубным компаниям за ввод новых мощностей с 10% до 30%.
4.4. Погасить дебиторскую задолженность потребителей трубной продукции, прежде всего ОАО «Газпром» (свыше 20 млрд. руб.), перед производителями труб.
4.5. Погасить просроченную задолженность по НДС, начисленному на экспортированную трубную продукцию в объеме не менее 1,5 млрд. руб.
4.6. Ввести уведомительный характер и законодательно сократить сроки возврата экспортного НДС предприятиям-экспортерам до одного месяца.
4.7. Отменить авансовые платежи по налогу на прибыль предприятий.
4.8. Установить жесткую привязку к ставке рефинансирования ЦБ предельного уровня процентных ставок кредитов, выдаваемых банками реальному сектору из средств, выделенных ЦБ
4.9. Ввести ежедневную отчетность банков по кредитам (с указанием процентных ставок, объемов, сроков и региона размещения предприятия), выдаваемых из средств Правительства, выделенных на стабилизацию финансово-экономического положения отраслей.
4.10 Наложить на три года мораторий на принятие законов, ухудшающих финансовое положение предприятий, в частности, по введению новой ставки ЕСН.
4.11 Отсрочить уплату налога на прибыль предприятий за 2008 год с апреля 2009 г. до апреля 2010 г.
5. Меры по защите интересов российских компаний в третьих странах
5.1. Поставить на межгосударственном и межправительственном уровне вопрос о поставках российскими трубными компаниями ТБД для Nord Stream пропорционально долям участия национальных компаний в проекте (51% ОАО «Газпром»).
5.2. Инициировать на правительственном уровне обращение в КЕС о срочном пересмотре дискриминационных импортных пошлин, применяемых ЕС в отношении российских производителей бесшовных труб.
6. Меры по восстановлению единого
транспортно-экономического пространства страны
6.1. Ввести пониженные ж/д тарифы, выравнивающие конкурентные условия при реализации крупных трубопроводных проектов в Восточной Сибири и Дальнем Востоке для российских, японских и китайских производителей труб.
6.2. Повысить транзитные тарифы на перевозку импортных труб ж/д транспортом по таможенной территории России до уровня экспортных ж/д тарифов, действующих в отношении российских трубных компаний.
6.3. Уравнять ж/д тарифы, действующие на территории третьих стран и ж/д тарифы для российских трубных компаний для выравнивания конкурентных условий при перевозке российских труб, поставляемых для Nord Stream.
7. Меры в области совершенствования законодательства
7.1. Внести изменения в федеральный закон № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части предоставления приоритета закупок продукции российских производителей.
7.2. Распространить действие федерального закона № 94-ФЗ на государственные корпорации и акционерные общества с государственным участием.
7.3. Перевести лом черных металлов в категорию стратегического сырья, внеся соответствующие изменения в статью 13.1 федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
7.4. Минпромторгу России в срочном порядке внести изменения в закон №165 «О проведении расследований при возросшем импорте товаров», установив срок введения предварительных мер не позднее 20 дней после начала расследования, а также упростить процедуры проведения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных расследований.
7.6. Ввести в действующее антимонопольное законодательство нормы, препятствующие крупным компаниям устанавливать монопольно низкие цены в отношении продукции, поставляемой более мелкими предприятиями.
8. Организационные меры
8.1. Обеспечить государственное финансирование НИОКР и разработки стандартов.
8.2. Поручить ФТС России обеспечивать Минпромторг России таможенной статистикой по трубной тематике в полном объеме в режиме реального времени.

7. Дейнеко A.Д. (прислан 13.02.09):  В каком состоянии сейчас находятся переговоры по вопросу сокращения квоты поставок на рынок РФ с Украиной, продукция металлургических и трубных предприятий которой, как известно, под действие пошлин на импорт стали и труб не попала? - Гость, с Юга

А.Дейнеко: Напомню, что речь идет о соглашении, подписанном в январе 2005 г. пятью украинскими компаниями, о самоограничении поставок трубной продукции на российский рынок. Оно предусматривало неприменение к ним антидемпинговых пошлин и объем квот: на 2005 г. — 395 тыс. т с дальнейшим 2%-ным ежегодным наращиванием квоты. До 2007 г. включительно спрос на внутрироссийском рынке рос, как известно. В прошлом году впервые за последние годы начало наблюдаться падение спроса. А значит условия соглашения перестали отвечать экономическим интересам отечественных производителей, и перед украинской стороной был поставлен вопрос о пересмотре соглашения. Это и есть предмет переговоров, ведущихся в настоящий момент. Ведь, как отмечено в вопросе, введенные недавно пошлины на импорт некоторых видов сталепродукции и труб на украинскую продукцию не распространяются. В ее отношении могут быть применены лишь специальные защитные меры — антидемпинговые или компенсационные по результатам соответствующих расследований. Надо сказать, что история взаимоотношений с украинскими трубниками у нас непростая. Достаточно вспомнить 2000 г., когда поток дешевой украинской трубы на российский рынок резко усилился, и в 2001 г. правительство РФ впервые ввело пошлины в размере 20% на ТБД и 40% — на все остальные виды. После этого трубные компании Украины обратились в ФРТП, и с ними было подписано т.н. Всеобъемлющее соглашение. Оно действовало 2002–2004 гг. Однако потом Украина заняла неконструктивную позицию, Всеобъемлющее соглашение пролонгировано не было, и это нанесло вред, на наш взгляд, обеим сторонам — ведь соглашение позволяло россиянам как-то прогнозировать один из сегментов российского рынка, 8–10% от его общей емкости, по объемам поставок, а украинцам — получать гарантированную прибыль. В итоге было инициировано антидемпинговое расследование, по результатам которого с 2005 г. действовали пошлины в размере от 8,9 до 50% на различные виды труб. Кроме того, действует спецзащитная пошлина в размере 8% на трубы большого диаметра, поставляемых из всех стран мира. В рамках этого расследования предприятия группы «Интерпайп» приняли на себя обязательства по самоограничению, причем был предусмотрен ежегодный рост их квоты на те же 2%. Первые признаки стагнации российского трубного рынка появились в декабре 2007 г., a в феврале 2008 г. ФРТП предупредил, что рынок ожидает стагнация, что в итоге и случилось (квартальные показатели производства и отгрузки в 2008 г. уступали аналогичным показателям 2007 г. на 10–15% в среднем; в IV квартале ситуация усугубилась). Если рассматривать картину в целом, то к январю 2009 г. сокращение рынка труб в РФ произошло примерно на 50%. В этой связи экономическое содержание соглашения по самоограничению украинских трубников, которое было подписано с целью повышения предсказуемости российского трубного рынка, перестало удовлетворять реальной ситуаций на рынке: в условиях падающего спроса растущая квота иностранного государства — это нонсенс. В марте 2008 г. Фонд обратился в Минэкономразвития и Минпромторговли с просьбой о приведении квоты к реальному размеру рынка, который, по нашим инерционным, консервативным оценкам, будет в 2009 г. около половины объема рынка 2007 г., который был рекордным в плане загрузки производственных мощностей. Просьба также аргументировалась еще и тем, что многие российское трубные компании за минувший период времени обновили свои производственные мощности. В январе текущего года в Москве прошли первые консультации с украинской стороной. Буквально вчера и сегодня в Киеве состоялся второй раунд переговоров. Должен сказать, они трудные: идет детальное обсуждение параметров рынка, сортаментных характеристик, по отдельным предприятиям, по отдельным видам трубной продукции. Мы не намерены затягивать этот процесс. Думаю, еще один раунд переговоров пройдет еще в феврале, крайний срок — март. Радует то, что мы не чувствуем конфронтации со стороны украинских коллег. Они хотя присутствовать на российском рынке, а мы никогда и не ставили задачу, чтобы полностью прекратить поставки украинской трубы в РФ: у нее есть в России традиционные потребители.

8. Всем (прислан 13.02.09):  Уважаемые господа, в чём по-вашему основные проблемы применения стальных каркасов на основе труб при строительстве промзданий? Почему об этой проблеме так мало говорят? Дело ведь не только в низкой квалификации менеджеров по продажам этих металлоконструкций. Спасибо.  - Дмитрий Кропивницкий, Steelbuildings.ru, Обнинск

А.Чумаков: Проблема сводится не к низкой квалификации менеджеров, а к отсалости нормативной базы. Трубники готовы выполнять любые требования, которые предъявляют к трубной продукции строители, российские компании способны выпускать продукцию с заданными требованиями по качеству. Однако до сих пор действуют снипы, которые были разработаны, когда не была современных видов трубной продукции.

9. Пашкову Д.Г. (прислан 13.02.09):  Какие меры правительства по стимулированию промышленности - с точки зрения потребления продукции, металлургического комплекса в частности, и в плане производства, загрузки производственных мощностей, - Вы считаете адекватными? Не окажется ли кризис в России, в конечном итоге, более затяжным и глубоким, чем в остальном мире - из-за банальной некомпетентности, не сказать жестче, отечественных чиновников разных уровней? - Равиль Гайнутдинов, Казань

Д.Пашков: 

Прежде всего, на мой взгляд, очень важную роль сыграет разработка перечня системообразующих организаций, имеющих стратегическое значение, которые в приоритетном порядке будут получать государственную финансовую поддержку, а также поддерживаться с помощью других инструментов (такой перечень из 295 предприятий был утвержден 25 декабря 2008 г.). Нельзя действовать по принципу «спасать всех» – никаких денег не хватит, и эффективность такого «вмешательства в кризис» будет нулевой. Оказать приоритетную поддержку, во-первых, наиболее значимым субъектами экономики, во-вторых, тем из них, кто в состоянии предложить действенный антикризисный план – этот подход и должен лежать в основе принятия решений о финансовой и нефинансовой поддержке.

Предлагаемые сегодня меры поддержки предприятий реального сектора включают в себя:

  • непосредственно кредитование предприятий;
  • государственные гарантии по кредитам;
  • субсидирование процентных ставок;
  • реструктуризация налоговой задолженности;
  • гарантированный государственный заказ в ранее принятых объемах;
  • авансирование производителей по государственным контрактам;
  • предоставление кредитов иностранным государствам для закупок российской продукции;
  • таможенно-тарифная политика, в частности отмена пошлин на импорт сырья, комплектующих и оборудования, не производимого в России.

Следует отметить, что на сегодняшний день этот комплекс мер предложен, но он еще не заработал. Так как на первом этапе кризиса государство решало задачи стабилизации финансовой системы. Поэтому эффективность этих мер будет зависеть во многом оттого, насколько быстро они будут практически реализовываться. И реализовываться они должны именно в комплексе.

В нашей компании мы пришли к выводу, что ключевой вопрос предлагаемого комплекса государственных антикризисных мер – обеспечение платежеспособного спроса на продукцию промышленности, в нашем случае – металлургии. То есть преодоление нынешнего кризиса взаимных неплатежей.

В соответствии с поручениями Правительства в конце 2008 – начале 2009 года государственными банками производилось наращивание объемов финансовых ресурсов, выделяемых для поддержки российской экономики. Так, в декабре только российскими банками группы ВТБ были предоставлены кредиты предприятиям металлургии в объеме более 15 млрд. рублей, железнодорожного транспорта – более 12 млрд. рублей, автомобилестроения – более 10 млрд. рублей.

Но на практике складывается парадоксальная ситуация, когда деньги на счета предприятий поступают, а их кредиторская задолженность не уменьшается, и «кровеносная система» экономики по-прежнему не функционирует. Компании, получившие государственное финансирование, по максимуму переводят рубли в иностранную валюту и ждут окончания процесса управляемой девальвации рубля. Платежи поставщикам никого не волнуют, у каждого – свой местечковый интерес. Возвращаются суррогаты денег – векселя тех или иных предприятий, которые, к тому же, имеют хождение лишь по своим отраслям и регионам. Этим закладывается серьезнейшая предпосылка последующей дезинтеграции не только экономики, но и страны в целом.

И государство реально не имеет рычагов заставить предприятия платить кредиторам. Таким образом, государство предложило реальному сектору деньги (пусть сегодня они до него не дошли – дойдут завтра), но не создало предварительно механизм, с помощью которого эти деньги будут выполнять свою непосредственную функцию – обеспечивать платежи между поставщиками и потребителями. Нами предложен такой механизм, суть которого заключается в увязывании в одну цепочку уполномоченных государственных банков (кредиторов предприятий), поставщиков и потребителей металлургической и машиностроительной продукции. В этой системе государство должно обусловливать выдачу кредитов системообразующим предприятиям жесткими условиями их целевого назначения – на обеспечение платежей внутри цепочки поставок. А задача уполномоченных банков – контролировать исполнение этих условий. Только в этом случае адресная поддержка системообразующих предприятий будет выполнять свое основное предназначение – вытягивать из кризиса всю экономику, а не обеспечивать решение краткосрочных задач только самих получателей государственной поддержки.

Безусловно, опасения того, что российский кризис окажется более глубоким и затяжным, чем в остальном мире, существуют. И не только в силу некомпетентности чиновников, но и по коррупционным причинам. Но до сегодняшнего дня власть в целом действовала эффективно. Банковская система устояла, плавная девальвация рубля до необходимого сегодня уровня проведена, организационные меры по поддержке реального сектора предложены, политическая система стабильна. Это, конечно, не гарантия того, что дальнейшие усилия по выходу из кризиса будут столь же успешными, но основания для оптимизма есть.

10. Дейнеко A.Д. (прислан 13.02.09):  Как, на Ваш взгляд будет выглядеть отрасль после кризиса, считаете ли возможными сценарии консолидации с участием российских и/или иностранных металлургических (трубных) компаний? - Владимир, С-Пб

А.Чумаков: Необходимо отметить, что ТМК, ОМК и группа ЧТПЗ входят в десятку лидеров по производству труб. Какие процессы сейчас идут в трубной отрасли? Трубная металлургическая компания приобрела зарубежные активы, в частности, в США и Румынии, группа ЧТПЗ – в Чехии. В условиях спада на российском трубном рынке зарубежные активы хорошо помогают. Например, как рассказывали мне в Трубной металлургической компании, американские активы очень их поддерживают сейчас. Что же касается возможностей слияния трубных компаний с металлургическими, то перспектив для этого пока не видно.

11. Всем (прислан 13.02.09):  В последние несколько лет было введено много новых мощностей - новых трубных заводов, например завод по производству профильных труб в Набережных Челнах. К реализации также было заявлено несколько похожих проектов. Как Вы считаете есть ли будущее у вновь вводимых проектов, насколько они целесообразны в сложившихся экономических условиях? - Игорь, Белгород

Д.Пашков: 

Мы полагаем, что мощности действующих трубных заводов, с учетом недавно построенных, с избытком удовлетворяют как существующий, так и перспективный спрос. Реализацию новых проектов, особенно в условиях рыночной неопределенности в связи с кризисом, мы не считаем экономически целесообразной.

Строительство завода занимает минимум два года. Дать прогноз, как поведет себя рынок через два года - невозможно. А самое главное - где деньги взять на реализацию инвестиционного проекта?
А.Чумаков: Сегодняшняя ситуация не совсем удачна для начала строительства. Давайте посмотрим лучше на модернизационные проекты, предусматривающие совершенствование уже существующих производств.

12. Пашкову Д.Г. (прислан 13.02.09):  Общеизвестно, что российский рынок ферросплавов отличается информационной непрозрачностью. Как Вы оцениваете итоги производства и потребления ферросплавов в России в 2008 г., в частности, ферротитана и ферромолибдена? Каков ваш прогноз развития отечественного ферросплавного рынка в 2009 г.? - Гость, Москва

Д.Пашков: 

Действительно, рынок малотоннажных (или так называемых «благородных») ферросплавов в России до сих пор крайне непрозрачен. Далеко не все его участники готовы перейти на полностью легальные формы работы. Какая-либо достоверная статистика по рынку полностью отсутствует. По нашей оценке, за 2008 год потребление малотоннажных ферросплавов в связи с кризисом несколько снизилось. В частности, по ферромолибдену оно составило около 2100 тонн в год. Порядка 60% российского спроса удовлетворяется за счет импорта – за прошлый год это составляет ориентировочно 1200 тонн. Если же вы посмотрите таможенную статистику, то разница между этим объемом и официально задекларированным импортом будет составлять не разы, а десятки раз

Я могу лишь констатировать факт. Наверное, было бы правильнее, если бы комментировали данную ситуацию представители компетентных государственных органов.

Основные производители ферромолибдена в России:

Камышинский литейно-ферросплавный завод (Волгоградская обл.) – заявленная производственная мощность 150 тонн в месяц. В настоящее время выплавляют порядка 70 тонн в месяц (=1,4 тыс. тонн в год). По химическому составу материал может использоваться только для выплавки стали из металлолома.

Жирикенский ферромолибденовый завод (Читинская область) – производственная мощность 2,68 тыс. тонн в год.

Сорский ферромолибденовый завод (Республика Хакассия) – производственная мощность 4,5 тыс. тонн в год.

Два последних завода входят в ЗАО «Союзметаллресурс» (холдинг «Базовый элемент»). Дальнейшая судьба производимого ими ферромолибдена неизвестна. Предположительно, экспорт (по материалам «Металлоснабжение и сбыт», доля группы на мировом рынке ферромолибдена составляет 4%).

Что касается ферротитана, то на этом рынке у нас очень ограниченная товарная линейка (для производства сварочных материалов), и полностью мы этот материал не отслеживаем.

О перспективах российского ферросплавного рынка на 2009 год. В течение прошлого года мы отмечаем падение потребления крупнотоннажных ферросплавов в России: марганцевых – до 20% (порядка 500 тыс. тонн), кремниевых – до 15% (около 290 тыс. тонн). Перспективы текущего года пока неясны: они будут зависеть от восстановления рынка черной металлургии в целом, которое, в свою очередь, будет определяться эффективностью антикризисной программы правительства, а также общими тенденциями мирового рынка. Исходя из сегодняшней ситуации, можем прогнозировать снижение потребления ферросплавов на 20-40% по сравнению с прошлым годом.

Что касается производства, то его падение от номинального уровня составило на разных предприятиях от 30 до 50%.
Следует указать, что ферросплавная подотрасль России – импортозависима в связи с неразработанностью собственной сырьевой базы: по силикомарганцу – до 80%, по ферромарганцу – до 30%, по феррохрому – до 60%. Несмотря на снижение потребления ферросплавов в нашей стране, в текущем году продолжится импорт из Украины, Казахстана и, вероятно, Китая. Такая зависимость от ситуации на внешних рынках (и от политической ситуации в зарубежных странах), безусловно, является серьезным дестабилизирующим фактором для нашего рынка, особенно в кризисных ситуациях. Это повышает давно осознаваемую актуальность разработки собственной сырьевой базы (прежде всего, по марганцу и хрому). Существует ряд проектов разработки отечественных месторождений марганца и хрома коммерческими структурами. В качестве примера их успешной реализации можно назвать строительство предприятия по производству марганцевых ферросплавов в Красноярском крае, осуществляемого ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК». В качестве ресурсной базы используется Усинское месторождение марганцевых руд в Кемеровской области. Понятно, что реализация подобных проектов во многом опирается на привлекаемые кредитные ресурсы. Поэтому для обеспечения их рентабельности, особенно в условиях кризиса ликвидности, необходима государственная поддержка в виде частно-государственного партнерства для реализации прежде всего инфраструктурных проектов (коммуникации, энергетика и т.п.). Помимо обеспечения отдельных аспектов экономической безопасности, такие проекты в условиях кризиса смогут стать дополнительными точками роста российской экономики.

Относительно нынешнего состояния отечественного рынка можно добавить, что в начале 2009 года ценовая ситуация была дестабилизирована в связи с поступлением крупной партии (11 тыс. т) марганцевых ферросплавов производства южноафриканского завода Transalloys, принадлежащего российской группе «Ренова», – этот объем сопоставим с месячной потребностью всех российских заводов и распродается фактически по демпинговым ценам. 20% продукции предприятия реализуется на внутреннем рынке ЮАР, а остальная часть поставляется на экспорт. Основной традиционный экспортный рынок – Европа, но в связи с резким падением спроса у европейских потребителей «Ренова» посчитала возможным направить свой материал на российский рынок. Кстати говоря, на данный момент на складах в ЮАР находится еще около 50 тыс. т готового к отправке материала данного производителя.

И, конечно же, существенно затрудняет какое-либо прогнозирование наличие серьезной дебиторской задолженности у крупнейших участников рынка. По нашим оценкам, задолженность российских потребителей перед украинскими предприятиями (группа «Приват») составляет порядка 70 млн. долларов, перед казахстанскими (холдинг ENRC) – около 50 млн. долларов. Это продолжает и будет продолжать негативным образом сказываться на операционной деятельности производителей ферросплавной продукции.

13. Дейнеко A.Д. (прислан 16.02.09):  Здравствуйте, Александр Дмитриевич. Очевидно, что непонимание принципов международной торговли, введение дискриминационных мер и односторонний подход к лоббированию пошлин на импортные трубы не приносит никаких результатов, так как все это в конечном итоге направленно мимо главных трубных экспортеров из Украины и Китая. Более того получается только движение по спирали, когда вслед за повышением пошлин – местные производители просто напросто поднимают цены до уровня импортных, вследствие чего государство в лице основных потребителей вынуждено платить еще большую цену. Возможно ли другими, кроме запретительных, способами содействовать Вашему основному предназначению развитию металлургической промышленности РФ? - Иван Колыванов, Выкса

А.Чумаков: Имеются несколько инструментов, которые в зависимости от ситуации используются. Я бы хотел все-таки остановится на запретительных мерах. Когда США вводят против КНР пошлины в размере 700%. Говоря об уровне запретительных пошлин нужно обращать внимание о каком регионе идет речь. Существует целая классификация пошлин: компенсационные, антидемпинговые, спецально-защитные. Орган, проводящий расследование надзирает за тем, чтобы сохранялся баланс интересов потребителей и производителей. Александр Дмитриевич говорил о том, что доказан факт демпинга при поставках проката из Украины. Но разве можно назвать 8% пошлину запретительной? Также как и 11%? Нет, они просто выравнивают условия. Я уже упоминал о комплексе мер, которые предлагает Фонд для развития трубной отрасли в кризисных условиях - блок, который касался пошлин один их восьми. Я бы хотел обратить внимание автора вопроса, на Выксунском металлургическом заводе выпускаются одношовные трубы большого диаметра. Этот завод первый начал поставку труб для Nord Stream. Но эти трубы большого диаметра вывозятся за границу бетонируются и завозятся назад. Однако, поскольку существует специальная защитная пошлина 8%, то получается, что эта мера работает против российского производителя. В данный момент мы проводим работу в том направлении, чтобы ввести дополнительный пункт на бетонированные трубы и установить на них нулевую пошлину.

14. Всем (прислан 17.02.09):  Скажите, пожалуйста, будет ли пересматриваться (и когда?) принятая Стратегия развития металлургической промышленности РФ? В частности - по трубной промышленности, поскольку заявленные в существующей Стратегии ориентиры внутреннего спроса - 10,6 млн. т. стальной трубы к 2010г. явно расходятся с реалиями : 2008г. - 7, 6 млн.т., прогноз на 2009г. - 6,4 млн.т. Насколько необходима такая работа в настоящее время? Послужит ли принятая или откорректированная Стратегия "компасом" для производителей и металлотрейдеров? - Николай Александров, Санкт-Петербург

Д.Пашков: 

Намерения о пересмотре (актуализации) Стратегии развития металлургического комплекса России на период до 2015 года у правительственных структур имеются. Об этом заявлял и премьер-министр В. Путин в ходе рабочей поездки в Нижегородскую область в июле прошлого года. Пока что предполагаемыми направлениями ее переработки рассматриваются:

  • увязывание Стратегии с планами в энергетике, машиностроении, транспортной инфраструктуре (в частности, Минпромторг планирует разработать стратегию развития тяжелого и энергетического машиностроения);
  • организация производства дефицитных видов металлопродукции и обеспечения внутреннего рынка высокотехнологичной продукцией; сырьевое обеспечение металлургии;
  • укрепление ценовой стабильности на внутреннем рынке, в том числе за счет использования механизма долгосрочных контрактов на поставку металлургического сырья и продукции; стимулирование инвестиционной деятельности организаций по ресурсосбережению и снижению негативного влияния на окружающую среду.

Наверняка экономический кризис высветит ряд других проблем и направлений, по которым потребуется доработка Стратегии. Считаем эту работу перспективной – для чего нужна стратегия, которая не работает и вообще не отвечает реалиям? Для нас, как трейдеров на рынке сырьевых материалов для металлургии, наибольший интерес представляла бы конкретизация планов по разработке собственной ресурсной базы ферросплавного производства (прежде всего, марганец, хром). Без политических решений и прямого участия государства такая работа не реальна.

Отвечая на Ваш заключительный вопрос – Стратегия будет «компасом» для участников рынка в том случае, если она будет реалистичной и если в ней будут заложены механизмы, которые позволят заинтересовать компании и частных лиц в реализации ее положений.

А.Чумаков: Я согласен, что надо сопрягать стратегии, которые разрабатываются в разных отраслях экономики. Поскольку ТЭК потребляет две трети трубной продукции, стратегия развития газо- и нефтетранспортной системы, и соответствующие разделы стратегии-2015 и стратегии смежных отраслей должны быть взаимоувязаны. И фонд принимает активное участие по прорабатыванию этого вопроса, участвуя в рабочих группах различных министерств. Касаясь второй части - когда заниматься пересмотром, у нас в трубной отрасли - другая ситуация. Мы работаем с ТЭКом, который не так сильно просаживается. И не требуется серьезного пересмотра. Однако какие-то разделы (касающиеся строительства, машиностроения и т.д.) требуют коренного пересмотра.

15. Всем (прислан 17.02.09):  Как Вы оцениваете конкурентоспособность стальных труб малого диаметра (водопровод, отопление) в сфере ЖКХ (по сравнению с трубами из органических материалов? Будет ли продолжаться вытеснение этого вида стальной трубы с рынка? Какие разработки могут предложить металлургические /трубопрокатные предприятия рынку для повышения конкурентоспособности таких стальных труб? Ожидается ли лоббирование интересов отечественных производителей стальных труб в этом секторе? - Николай Александров, Санкт-Петербург

А.Чумаков: 

Процесс замены стальных труб пластиковыми главным образом происходит в сфере ЖКХ, с применением труб большого диаметра 1400 – 2000 мм, применяемых для строительства сточных, канализационных, ливневых и других типов низконапорных трубопроводов. Расширяется также применение  полиэтиленовых труб для газопроводов диаметром до 400 мм и рассчитанных на давление до 12 атмосфер, а также труб для водоснабжения и тепловых сетей.

По сравнению с 2005 годом производство полимерных труб в России выросло почти на 22% и составило 246,15 тыс. тонн в 2006 году. Емкость внутреннего рынка увеличилась на 25,8% до 295,44 тыс. тонн.

Дальнейшее распространение применения труб из неметаллических материалов будет во многом зависеть от разработки новых материалов, способных выдерживать повышенные давления и температуры (до 25 атм. и до 80 – 100 °С), а также ценовых факторов в соотношении цена-качество.

Необходимо отметить, что производители трубной продукции для ЖКХ ориентированы в основном на региональный спрос и мощностей по их производству в трубных компаниях, которые представляет НО «ФРТП», практически выведены.

Кроме того, на площадке ОАО «ПНТЗ» Организовано производство пластиковых труб:

  1. Линия Протон-60 производительностью 320 кг/час труб диаметром 16-110 мм.
  2. Линия Протон-75 производительностью 500 кг/час труб диаметром 75-250 мм.

Общая производительность 4200 тонн в год.

16. Всем (прислан 17.02.09):  Уважаемые господа, Не секрет, что ведущие мировые производители труб уделяют самое серьезное внимание внедрению передовых технологий, направленных на повышение эффективности производства и сокращение затрат. Это и внедрение автоматизированных систем управления, систем производственного планирования, систем прослеживания металла, различных роботизированных систем для маркировки, транспортировки металла и проекты по оптимизации логистики и т.д. Даже несмотря на кризис на такие проекты продолжают выделяться существенные суммы. В то же время, наши предприятия предпочитатют идти самым очевидным и "примитивным" путем - сокращать персонал, урезать зарплату и т.д. При этом о новых технологиях рассуждают крайне неохотно и зачастую можно услышать прямой ответ - "смысла тратить на это деньги мы не видим". В чем на ваш взгляд причина столь разных подходов к повышению эффективности у наших и западных производителей? Спасибо  - Аркадий Черняков, Санкт-Петербург

Д.Пашков: 

Я бы сказал, что у наших и западных предприятий пока еще разный технологический уклад. За последние годы собственниками компаний вложены достаточно большие средства в проекты модернизации производства. Но речь идет прежде всего о «железе» – собственно производственных комплексах, как наиболее понятных и наглядных объектах вложения средств и получения отдачи на вложенные средства. Все элементы, о которых говорите Вы, – это уже «надстройка», другой уровень. Чтобы его понять и оценить, нужно, наверное, сначала решить задачи «железной» модернизации и, кроме того, нужен новый уровень технологического мышления. Чего в нашем производстве пока не хватает – можно ли сразу прыгнуть из каменного века в космос? Эти процессы до какой-то степени можно стимулировать и ускорить. Частично это делает сам рынок, конкуренция, в другой части – это должна быть регулирующая роль государства. Наверное, ситуация нынешнего кризиса поможет разобраться, что более экономически эффективно.

А.Чумаков: 

Я не соглашусь с оценкой автора вопроса на счет охотно или неохотно идут отечественные производители на модернизацию. В рамках реализации стратегии развития российской трубной промышленности трубные компании разработали и успешно реализуют комплексные программы обновления производственных мощностей, рассчитанные на период 2002 – 2010 гг. общей стоимостью 10 млрд. долл. США.

Российские  компании  за  2004-2008 гг. реализовали инвестиционных проектов на более чем 8 млрд. долл. США. В частности «ТМК», «ОМК» и «Северсталь» создали в России производство труб большого диаметра диаметром до 1220 и 1420 мм, что позволило избавиться от зависимости в импортных поставках при строительстве магистральных нефте- и газопроводов. Российские трубные компании также освоили производство высокотехнологичных насосно-компрессорных, обсадных, нефтепроводных и бурильных труб.

В частности, освоено производство сероводородостойких нефтегазопроводных труб, высокогерметичных, хладо- и коррозионностойких обсадных, насосно-компрессорных (класс прочности по международно-признанному стандарту API Spec 5 CT до P110, по российским ГОСТ до класса прочности М, Р) и высокоточных бурильных труб (класс прочности по стандарту API Spec 5D до S-135, по российским ГОСТ до класса прочности М, Р) с уникальными высокогерметичными резьбовыми соединениями класса «ПРЕМИУМ».

На Волжском трубном заводе (ВТЗ) осуществляется модернизация непрерывного стана по производству труб категории OCTG, завершается освоение мощностей трубопрокатного комплекса с непрерывным станом Premium Quality Finishing (PQF) на Таганрогском металлургическом заводе (Тагмет), начато сооружение трубопрокатного комплекса Fine Quality Mill (FQM).

Наряду с увеличением объемов производства промысловых труб совершенствуется технология выплавки стали. Производится замена мартеновских печей электросталеплавильными комплексами для повышения качества производимой трубной продукции, в частности, на ОАО «ВТЗ» действует электросталеплавильная печь мощностью до 1 миллиона стали в год, в период 2008-2010 гг. ОАО «СТЗ» и ОАО «ПНТЗ» намерены ввести в строй новые электросталеплавильные комплексы мощностью до 1 млн. тонн стали в год каждый. Суммарные электросталеплавильные мощности на российских трубных заводах составят 3 млн. тонн жидкой стали в год.

Реализация данных проектов позволила российской трубной отрасли провести полную модернизацию своих мощностей, в частности было практически с нуля создано производство ТБД, организовано производство собственной трубной заготовки и листа, мощности по термообработке готовой трубной продукции в 2008 году достигли 80%, на заводских площадках установлены участки финишной обработки (нарезка уникальных, высокогерметичных резьб, изготовление муфт). Таким образом, можно констатировать, что российская трубная отрасль вышла на совершенно иной технологический уровень и способна полностью обеспечивать текущие и перспективные потребности России в трубой продукции.

17. Всем (прислан 18.02.09):  Когда стоимость китайской нержавеющей трубы будет хотя бы соответствовать ценам на трубы Российских производителей и что для этого предпринимается? - Алексей, Екатеринбург

А.Чумаков: Собственно, для этого и было предпринято специальное расследование в отношении нержавеющих труб, чтобы отечественные производители хотя бы смогли встать на ноги. У отдельных заводов загрузка стремится к нулю. Пока не начнется относительно массовое производство, говорить о выравнивании цен не приходится.

18. Всем (прислан 18.02.09):   Чем объясняется медлительность Правительства РФ в реализации крупных инфраструктурных проектов: трасса Москва - Санкт-Петербург и др.? Не считаете ли вы серьезной ошибкой реструктуризацию РАО ЕЭС, ведь в настоящее время ни один инвестор не в состоянии осилить финансирование и строительство как новых линейных объектов 500 кВ и выше, так и строительство новых генерирующих мощностей без поддержки государства? (Как вы прекрасно понимаете, реализация подобных проектов помогла бы обеспечить серьезный внутренний спрос на продукцию черной металлургии) - Александр, Москва

А.Чумаков: А есть ли сейчас дефицит электроэнергии? Сейчас эта проблема уже не стоит так остро, как некоторое время назад. Я знаю, идут вложения в создание небольших генерирующих мощностей. Эти процессы шли до определенного момента, а сейчас предприятия начинают отказываться от подключений.
Д.Пашков: Это не медлительность, просто правительство сейчас пытается быть мудрым, и выбирать из данных вариантов тот, который может стать локомотивом, за которым поднимется экономика. Никто не отменял Олимпиаду-2014. Это грандиозный строительный проект. По поводу РАО ЕЭС. Частные инвесторы вполне могут вложить средства в строительство энергетических проектов, просто они не хотят туда вкладывать деньги без каких-либо госгарантий. Это как будто в казино поставить все деньги на «зеро». В 2008 г. вопрос строительство генерирующих мощностей без господдержки вызвал усмешку. Причем вопрос здесь не получение государственных денег, а именно гарантий, т.е. это действительно нужно и будет работать. Но опять же в данный момент необходимо выбрать те отрасли, которые станут локомотивами и поведут за собой всю промышленность.

19. Всем (прислан 18.02.09):  Уважаемые господа! Я сегодня прочитал интервью в РБК с Германом Стерлиговым по поводу создания им антикризисного товарно-расчётного центра. Вспомнил Михаила Зощенко и других писателей-юмористов. Но если серьезно, что вы думаете касательно бартерных операций? Применяется ли бартерный товарообмен предприятиями трубной промышленности, феросплавщиками, металлургами и другими пром.предприятиями? Насколько, с вашей точки зрения, может расцвести бартер в текущем году в нашей стране?  - Михаил, Москва

Д.Пашков: Да, расцветают суррогатные деньги в виде векселей и в виде бартера. Думаю, что Герман Стерлингов не случайно вернулся в бизнес из глуши с проектом центра вместо товарной биржи Алиса. Вот только увлекаться этими вещами не надо. А то в магазин придется ходить не с деньгами, а условно говоря с двумя килограммами ферросплавов, чтобы купить две бутылки водки. Я прекрасно помню 1990-е годы и все эти цепочки с 20-ю звеньями: в начале был металл, в середине - водка. Такой возврат возможен. Только раньше это было в виде трагедии, а сейчас будет в виде фарса. Поэтому с бартером надо как можно скорее заканчивать и переходить на нормальные деньги. Неслучайно мы предлагаем создать "тоннэльный эффект" с банковскими гарантиями. Иначе банки нам совсем не нужны будут, как и рубль. Деньги вообще понадобятся только для выезда за границу - но там, думаю, нас не поймут... А бартер уже цветет бурным цветом. И пока в качестве антибиотика не будет сделано вливание - но не в отдельные предприятия, а в создание технологической цепочки под контролем некоего пула банков - ситуация будет усугублять. Не предприятия должны лоббискими усилиями у банка деньги выбивать, а банки должны деньги предлагать и встраивать предприятия в технологическую цепочку. Правительству надо четко понимать: если бартер победит, страна расползется по швам, потому что водка в обмен на хлеб в Саратовской области не будет стоить столько же, сколько в Тамбовской.
А.Чумаков: Трубные предприятия пока с такой проблемой не сталкиваются. Хотя отдельные предложения по бартерным сделкам следуют, они не рассматриваются компаниями. Мне кажется, как события будут развиваться дальше, во многом будет зависеть от того, как быстро и как эффективно будут предприняты меры по расшивке цепочки неплатежей.

20. Всем (прислан 18.02.09):  Как вы думаете обострится ли конкуренция между компаниями реализующими новые трубы и компаниями реализующими трубы б.у. и во что это может выйти.Существует ли эта проблема на ваш взгляд.Спасибо. - Силиверстов Игорь, санкт-петербург

А.Чумаков: Трубы, уже бывшие в употребление, занимают не так уж много места на рынке. Единственная область, где может обостриться конкуренция между новыми и старыми трубами, - ЖКХ. Но тут определяет непосредственно сам потребитель, исходя из цены и качества, предлагаемых ему труб.

21. Дейнеко A.Д. (прислан 18.02.09):  Уважаемый Александр Дмитриевич! Можно ли ожидать увеличения присутствия на мировом рынке российских трубников в связи с предполагаемым снижением емкости отечественного трубного рынка и вводом новых мощностей, какие трудности в этой связи могут возникнуть (тарифные и нетарифные ограничения, необходимость аккредитации, сертификации, для экспорта в ЕС существуют ограничения, необходимость прохождения REACH)? Как изменятся условия конкуренции на российском трубном рынке в связи с предполагаемым вступлением России в ВТО? В какой стадии находятся переговоры с китайскими трубниками об ограничении поставок на российский трубный рынок? Ведутся ли переговоры с Украиной? Какова ситуация с предполагаемой отменой пошлин на бесшовных трубы в ЕС из России? Пойдут ли вслед за ТМК остальные крупные производители труб по пути более глубокой интеграции в систему мирохозяйственных связей (создание СП, покупка зарубежных активов, создание сбытовой сети, зарубежные филиалы и представительства, ставка на науку, публичность компаний – котировка акций на фондовых площадках)? - Дмитрий, Волжский

А.Чумаков: Вопрос содержит в себе массу сложных вопросов, на самом деле, и на часть из них мы уже ответили. Январь показал, что экспорт немного подрос — и по отношению к декабрю прошлого года, и по отношению к ноябрю. Этому, на мой взгляд, способствовало два ключевых фактора: девальвация рубля, в результате чего нашим поставщикам стало немного легче выходить на международные рынки, и уже проведенная модернизация производств, которая позволяет сегодня российским компаниям выпускать качественные конкурентоспособные трубы, пользующиеся на упомянутых рынкам определенным спросом. Что касается трудностей при экспорте, то они, конечно, есть и появились не сегодня. Это достаточно высокие, несмотря на недавний пересмотр, пошлины при поставках бесшовных труб в ЕС, которые по сути являются антидемпинговыми, хотя так не называются, введенные со множеством нарушений. Говорить про рынок Китая тяжело — там мы не можем составить конкуренции по соображениям себестоимости. Если еще года три назад, какие-то отгрузки туда шли, то сейчас процесс обратный, и растет объем китайской продукции на российском рынке. В страны СНГ осуществляются поставки труб для различных газопроводных проектов. Поэтому можно говорить, что с экспортом у нас не все безнадежно, и еще есть ниши, за которые еще можно побороться.

22. Всем (прислан 18.02.09):  Какой у вас стала жизнь во время кризиса? - Александр Романов, редактор журнала "Металлоснабжение и сбыт", Москва

А.Чумаков: Личной жизни стало меньше за счет того, что стало больше производственной. Такие кризисные явления заставляют смотреть на жизнь под другим углом, а спектр решаемых вопросов стал шире. С профессиональной точки зрения, жизнь стала интереснее.
Д.Пашков: Как сказал Михаил Михайлович Жванецкий, «впереди чужие, сзади свои, надо держаться». Другого варианта сейчас нет.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

  • Жаль, что этой тонкой теме уделяется так мало внимания, а ведь зачастую решение "балка или ферма" принимается конкретным менеджером. И уж точно не правительством. Дмитрий Кропивницкий (www.Kropivnitsky.ru), Профессиональный маркетинг Легких Металлических Конструкций (ЛМК) с 1995 года, SteelbuildingS.ru Больше ЛМК в России

    • 0
    • Дмитрий Кропивницкий, SteelbuildingS.ru
    • 25 февраля 2009 г.   16:28
    • ответить
  • тормозные колодки http://www.mskjapan.ru/articles/tormoznye_kolodki

Приглашаем вас принять участие в конференциях и выставках