Арматура, цемент и стройиндустрия: конъюнктура 2015 г.

  • 25 февраля 2015 г. | 15:00-17:00  | конференция завершена

Строительство в России, в том числе жилищное, не зря считается одним из основных драйверов развития экономики. Особенно это стало заметно в последние годы, когда другие отрасли несколько затормозили свою динамику. Именно поэтому строительство вызывает сегодня пристальный интерес участников рынка металлопроката, цемента, других товаров строительного назначения.

25 февраля в редакции журнала «Металлоснабжение и сбыт» представители компаний, производящие и поставляющие строительные материалы, рассмотрят факторы, которые влияют на текущую ситуацию в строительном комплексе, на то, как будет складываться спрос на строительные материалы в 2015 г., представят свое видение рынка и перспектив развития строительства в РФ. 

На вопросы отвечали:
Дорожкин Игорь Валерьевич ,  коммерческий директор Мечел-Сервис (Москва)
Маргулис Вадим Григорьевич ,  коммерческий директор ПКФ ДиПОС (Москва)
Плотников Дмитрий Геннадьевич ,  руководитель представительства Азия Цемент (Москва)
Семенов Алексей Анатольевич ,  генеральный директор ГС-Эксперт (Москва)
Видео-запись:

Арматура, цемент и стройиндустрия: конъюнктура 2015 г.

Аудио-запись:

Арматура, цемент и стройиндустрия: конъюнктура 2015 г.

Вопросы и ответы:

1. Всем (прислан 17.02.15):  

Будет ли в этом году хоть как-то расти строительство? В каких регионах? В каких сегментах - жилье, коммерческое, промышленное?

 - Иван, Москва

И.Дорожкин: 

Если говорить в целом про Россию, то мы прогнозируем спад по объемам строительных работ. По данным Минэкономрзавития РФ инвестиции в основной капитал снизятся на 13,7%, ВВП сократится на 3%, а реальные доходы населения - на 6,3%. Если говорить о строительстве по направлениям, то благодаря реализации Программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ" прогнозируется введение 76 млн кв.м жилья, что на 7% больше, чем в 2014 г. и на 18-20% больше, чем в 2008 г. Что касается регионального разреза, то в Минстрое не ожидают проблем с финансированием строительного комплекса в Московской, Ленинрградской, Свердловской, Самарской областях, Татарстане. В коммерчском и промышленном строительстве мы ожидаем стагнации. Это связано с тем, что кредиты стали дорогими, а сроки, на которые они выдаются, - уменьшены.

В.Маргулис: 

Деятельность нашей компании сконцентрирована в Центральном, Северо-Западном федеральном округах, Краснодарском крае. Здесь лучше всего представлена наша филиальная сеть. На сегодняшний день спада мы не чувствуем, но общаясь со строителями, понимаем основные проблемы отрасли. Основная проблема - это финансирование объектов, функционирование банковской сферы. Государство активно выделяет деньги, но эти деньги оседают в банках. Ставки, которые предлагаются нам или строителям, не являются рыночными, ни один инвестор не готов работать при таких условиях. Мы считаем, что в ближайшие 6-9 месяцев стройка будет активна, инвесторы будут достраивать те объекты, где уже пройдена точка невозврата. Однако падение покупательской способности населения уже в ближайшее время приведет к стагнации на рынке. Мы придерживаемся пессимистичного прогноза развития рынка согласно которому количество вводимых объектов снизится на 15-20%.

А.Семенов: 

По нашим оценкам официальные цифры ввода жилья по прошлому году (81 млн кв.м) оказались завышены. Получается, что по итогам 2014 г. прирост строительства жилых зданий составил 15%. При этом рост потребления базовых строительных материалов (кирпича, цемента, щебня) не превышал 5-7%. По нашим оценкам в 2014 г. было введено 73-75 млн кв.м, исходя из объемов потребления строительных материалов. В 2015 г. мы ожидаем снижения объемов строительства жилья на 5-10%. Скорее всего, спад начнется во втором полугодии, так как в течение первого будут достраиваться текущие объекты. Из-за того, что закладка новых объектов будет приостановлена на какое-то время, длительность снижения объемов ввода жилья составит как минимум полгода-год. Во многом эти процессы будут вызваны отсутствием финансирования стройки. В последние годы ипотека активно развивалась, по данным Минстроя от 40 до 60% введенных зданиях было реализовано с привлечением этого механизма. В этом году даже с учетом государственной поддержки субсидирования процентной ставки по ипотеке, объем выданных кредитов может сократиться в 2 раза. В коммерческом строительстве также будет стагнация или незначительная просадка за счет того, что в 2014 г. был "бум" ее ввода. В Московской и Ленинградской областях были введены рекордные объемы складской и офисной недвижимости. В условиях общего спада экономики спрос на эти объекты уже с конца года стал сокращаться, выросло число вакантных площадей. Естественно, что начинать новое строительство в этих условиях нецелесообразно до прояснения ситуации в экономике.Что касается заявленной перспективы строительства к 2020 г. 120 млн кв. м жилья, то такие мощности в стране есть. Большей проблемой станет логистика. Пропускной способности железных и автомобильных дорог не хватит, чтобы перевезти такое количество грузов.

.

2. Всем (прислан 18.02.15):  

Все прогнозируют спад в строительной отрасли. А как это повлияет на введенные недавно мини-заводы в Калуге, Абинске, Тюмени, Балаково и др? Ведь они кроме арматуры ничего не могут.

 - Александр, Москва

И.Дорожкин: 

Новые электрометаллургические заводы, такие как НЛМК-Калуга, Северсталь Балаково, Электросталь Тюмени, Абинский электрометаллургический завод, помимо арматуры могут производить фасонный прокат и прутки из качественных сталей. Поэтому производство у них достаточно диверсифицировано. В то же время курс рубля к доллару сейчас вырос, поэтому для нас, как и других производителей, экспорт стал очень доходным. По итогам 2014 г. его объемы возросли на 150-200 тыс. т. Из-за трагических событий на Украине существенно сократился импорт. Если в 2013 г. его объем составлял 950 тыс. т, то в 2014 г. он достиг 550 тыс. т. Потребление арматуры в России возросло с 8,5 до 9 млн т. Эти изменения позволили нарастить выпуск арматуры с 7,9 млн т в 2013 г. до 9 млн т в 2014 г. Таким образом рост производства в 1 млн 100 тыс. т оказался возможным за счет экспортно-импортных операций. В 2015 г. ситуация, скорее всего, сохранится, экспорт и потребление не будут сильно падать. Маловероятно, что в 2015 г. наступит перепроизводство арматуры, скорее можно говорить о том, что мы заменили импорт.

3. Маргулису В.Г. (прислан 18.02.15):  

В последние годы достаточно активно продвигается стеклопластиковая арматура. Насколько она конкурентоспособная с остальной? У вас, как у поставщика строительного проката, она есть в предлагаемой товарной номенклатуре?

 - Александр, Москва

В.Маргулис: 

Предложения от производителей данного вида арматуры нам поступают практически ежедневно. На сегодняшний день данный вид продукции в нашем ассортименте не представлен. Стеклопластиковая арматура применяется в основном при строительство дач, коттеджей и других небольших сооружений. В нашем активе таких покупателей не очень много, в основном мы работаем с крупными компаниями. Пока мы не видим смысла заменять один товар другим и уходить от работы с производителями и потребителями металлопроката.

И.Дорожкин: 

Мы также не продаем стеклопластиковую арматуру. Это несколько другая ниша. У такой арматуры есть много достоинств, например, отсутствие каналов холода, легкость. Но дело в том, что она не применяется в высотном строительстве, ее пожаростойкость ниже чем у стальной арматуры. Поэтому мы занимаемся стальной продукцией, хоть стеклопластиковая арматура и хороший товар.

4. Дорожкину И.В. (прислан 18.02.15):  

Как вы считаете, будет ли повышение цен на арматуру в марте, а если да, то на сколько? Или она уже достигла предела и теперь станет дешеветь?

 - Виктор, Москва

В.Маргулис: 

По-хорошему, этот вопрос необходимо переадресовать производителям. Сейчас происходит укрепление рубля и падение цен на арматурную сталь на внешних рынках. Поэтому мы не считаем, что они продолжат расти. На сегодняшний день мы фактически достигли паритета цены на внутреннем и внешних рынках. Нас больше беспокоит возможность падения цены на прокат в связи с отсутствием спроса. Если никаких позитивных изменений в нашей экономике не произойдет, то не исключено ужесточение борьбы между себестоимостью производителей. Необходимо чтобы деньги государством выделялись не только банкам, но и в реальный сектор экономики.

5. Всем (прислан 18.02.15):  

При каких условиях ситуация в российском строительном секторе может улучшиться? Что для этого нужно сделать?

 - Виктор, Москва

А.Семенов: 

Главное необходимо продолжать работать. Это касается не только строительного сектора, но и всей остальной экономики. Без адекватного финансирования это будет сложно сделать, но мы уже живем в таких условиях. Я считаю, что ситуация и в строительном секторе, и в экономике в целом стабилизируется. Нам не впервой переживать такие кризисы, но важно чтобы появилась какая-то определенность.

В.Маргулис: 

Сложные условия работы могут привести к дальнейшему снижению спроса. Производитель не может постоянно выпускать что-то, не имея сбыта продукции. Мы ходим с вами в магазин, видим, что товары потребительского спроса выросли в цене в два или три раза, а наше благосостояние не увеличилось. Поэтому первым делом люди будут покупать товары первой необходимости и может получиться так, что очередь не дойдет до того бизнеса, которым занимаемся мы. Нам бы хотелось, чтобы решения, принимаемые государством, были пролоббированы не только банками, но и строителями, ведь металлурги - это вторая или третья составляющая нашего бюджета.

И.Дорожкин: 

Все-таки, на мой взгляд, спрос в строительной отрасли определяется двумя потребностями. Это инвестиции в строительство и желание семьи или отдельного физического лица приобрести жилье. Сейчас инвестиции и приобретение жилья тормозятся из-за трех вещей. Во-первых, нужно снизить ставки для того, чтобы строительство снова стало развиваться, чтобы деньги появились не только у строителей, но и у смежников. Во-вторых, на деятельность отрасли негативно повлияло уменьшение сроков кредитования. Нужно, наоборот, увеличить сроки кредитования и добавить экономике "длинных" денег. Третьим фактором является увеличение ставок по ипотеке. Если еще в конце прошлого года ставки были на уровне 13-14%, то сейчас они достигли 20-25%. Поэтому нужно выделить дополнительные субсидии на поддержку ипотеки. Пока же ситуация такова, что строительство коммерческих объектов приостанавливается, а активно строятся только то, что имеет государственную поддержку.

6. (прислан 18.02.15):  

Скажите, каково сейчас соотношение экспорта и импорта цемента в России? Каково было соотношение спрос/предложение в 2014 году и какие прогнозы на 2015 год?

 - Евгений, Москва

А.Семенов: 

По итогам прошлого года производство цемента составило 68,5 млн т, импорт порядка 4,7 млн т, а экспорт - 1,8 млн т. Доля экспорта составила 2,6 % от производства, доля импорта составила 6,5-6,6 % от внутреннего потребления. За счет девальвации рубля импорт цемента из Европы практически остановился. Основными поставщиками его в Россию были Белоруссия, Турция и Иран. Из-за девальвации рубля мы ожидаем и в этом году продолжения снижения импорта. Уже сейчас заметно снижение объема поставок относительно дешевого цемента из Ирана и Турции. Сейчас по ценовым параметрам российский цемент более конкурентоспособен в Турции, чем турецкий - в России. Импорт из Белоруссии, как минимум, сохранится на том же уровне. Не секрет, что в прошлом году "Евроцемент" законтрактовал поставки из Белоруссии 1,5 млн т цемента, в 2015 г. - на 1 млн т с возможностью расширения до 3 млн т. На экспортном направлении существенного роста мы не ожидаем, несмотря даже на то, что российский цемент стал более дешевым. Традиционными рынками сбыта для нашего цемента были страны бывшего СССР - это Украина, Казахстан, Азербайджан. Украинский рынок оказался на время потерянным по политическим причинам. В Казахстане и Азербайджане в последние годы активно шло создание собственных производственных мощностей, спрос в этих странах все в большей степени удовлетворяется за счет отечественных производителей. Поэтому объемы экспорта сохранятся на уровне прошлого года, колебания возможно в пределах 5 %.

7. Всем (прислан 19.02.15):  

Как Вам помогает государство пережить время не стабильности?

Какую реальную поддержку оказало правительство?

 - Иван, Нижний Тагил

8. Всем (прислан 19.02.15):  

Какая связь в соотношении цемент/арматура (строительный прокат) по вашему мнению сейчас присутствует на рынке. То есть соотношение в натуральном выражении н-цать тонн строительного метала на одну тонну цемента или наоборот.

 - Юрий

И.Дорожкин: 

Это немного некорректный вопрос. Мы его уже рассмотрели с двух сторон. Производство цемента составляет 70-80 млн т, а арматуры 9 млн т, получается что соотношение 1:7. Если говорить о том, сколько идет арматуры на кубический метр объекта, то в зависимости от марки цемента используется 300-500 кг сухой смеси и 150-200 кг арматуры. Получается соотношение 1:2 или 1:3. Реальное соотношение зависит от типа строительства, марки цемента и других параметров.

9. (прислан 19.02.15):  

С какими проблемами выхода на рынок цемента столкнулось Ваше предприятие? Оказывалось ли на вас давление со стороны "сторожилов рынка"? Насколько Вы уверены в успехе Вашего предприятия? Если да, чем обоснована Ваша увереннность?

 - Юрий

Д.Плотников: 

Как и у любого нового производителя, входящего на новый рынок, проблемы у нас были, но в основном организационного характера. Важно доказать потребителю, что выпускаемый цемент высококонкурентен и обладает стабильными показателями качества, приемлемой ценой. Я считаю, что завод справился с поставленной задачей. В 2014 г. мы закрыли годовые показатели в 1 млн 328 тыс. т. При этом завод вышел на проектную мощность не с начала года, а с весны. По итогам прошлого года "Азия Цемент" занял существенные позиции на многих рынках центрального региона. В Москве, в частности, доля продукции предприятия достигла 6 % от общего объема потребления, в Татарстане - 14 %. За первый год работы завод зарекомендовал себя как надежного поставщика и ответственного бизнес-партнера. Давления со стороны старожил рынка мы на себе не ощутили. Потребительский рынок диктует особые условия работы в конкурентной среде, поэтому нужно самим быть гибкими и использовать эффективные методы работы. Наш завод был построен в Никольском районе Пензенской области. Но по логистике нам все равно удается быть конкурентоспособными на рынке ЦФО. Компания стремится обеспечить российский рынок качественным цементом с высокими прочностными характеристиками, пока нам это удается. Мы продолжаем осваивать выпуск новых марок цемента. В этом году сертифицировали по ГОСТу выпуск цемента марки 55224-2012, использующегося в транспортном строительстве. На сегодняшний день мы производим три марки "бездобавочного" потрландцемента, три марки цемента с добавками и три марки специального цемента.

10. Всем (прислан 24.02.15):  

Каковы Ваши прогнозы по динамике цен на цемент в ближайшие несколько лет? С одной стороны - ожидаемое снижение объемов строительства на фоне. С другой - новый виток консолидации рынка, растущие издержки производителей, прекращение импорта и значительный рост цен на другие стройматериалы.

 - Алексей, Москва

Д.Плотников: 

Делать какие-то долгосрочные прогнозы по этому году очень сложно, многое будет зависеть от от общего состояния финансовой и банковской сферы, российской экономике в целом. По моему мнению, небольшое снижение цены вполне возможно.

А.Семенов: 

По нашим оценкам особых ожиданий относительно существенного падения цен нет, потому что последние три годы эти цены были достаточно стабильными. Большинство российских цементных заводов имеют сейчас достаточно высокую долговую нагрузку, эти кредиты необходимо обслуживать. Растет и цена на энергоносители, если в 2014 г. тарифы на услуги и товары естественных монополий были заморожены, то в этом году будет их рост. Еще одним важным для рынка процессом является консолидация рынка. Так, Евроцемент выкупил активы Мордовцемента и ЛСР Групп. Продукция Мордовцемента была одной из самых дешевых на рынках Центрального и Поволжского регионов, уровень цен предприятия был всегда несколько ниже, чем у Евроцемента. Вхождение Мордовцемента в Евроцемент повысит отпускные цены и конкретного производителя, и в целом по рынку. Мы ожидаем, что в этом году цена вырастет процентов на десять. Со времен девальвации рубля в конце года существенного роста цен не произошло. Это объясняется тем фактом, что производство цемента не ориентировано на экспорт и слабо зависит от колебаний валютного курса, так как вся сырьевая база - российская. Исключение здесь составляет кредитная нагрузка, потому что многие кредиты были взяты в иностранной валюте.

11. Всем (прислан 24.02.15):  

Вопрос больше касается компаний, которые металлом занимаются: какое повышение цен на арматуру прогнозируется на март-апрель на спотовом рынке? С чем связано повышение? Есть ли вообще ПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫЙ спрос у наших строителей?

 - Гость, Екатеринбург

12. Всем (прислан 24.02.15):  

Оцените, пожалуйста, ситуацию на рынке цемента сейчас? Какие крупные игроки здесь работают? Какие есть проблемы? Будет ли кто-то из игроков уходить с рынка в ближайшее время?

 - Виктор, Воронеж

А.Семенов: 

Я сомневаюсь в том, что кто-то кого-то будет поглощать. Свободных активов на рынке не наблюдается. В прошлом году тройка лидеров цементного рынка выглядела так: Евроцемент - 29 % от общего производства, на Новоросцемент пришлось 9 %, а на Сибирский цемент - 7,5 %. После приобретения Мордовцемента и ЛСР Групп доля компании Евроцемент достигнет 40 %. Также в прошлом году ХайдельбергЦемент купил завод в Поводжье, а Dyckerhoff Сухоложцемент купил у Lafarge цементный завод в Челябинской области. Больше же никаких глобальных изменений не произошло. Поэтому мы ожидаем, что ситуация в 2015 г. будет в паритете с концом 2014 г. по рыночным долям.

13. Всем (прислан 24.02.15):  

Правительство заявило о выделении 20 млрд руб для субсидирование процентной ставки по ипотечным кредитам. Удастся ли в этом году сохранить ипотечное кредитование на уровне?

 - Владлен, Тамбов

14. Всем (прислан 24.02.15):  

Расскажите, пожалуйста, о методике расчета в ваших компаниях металлопотребления по отдельным регионам России. Насколько ваши прогнозы и оценки близки к аналогичным расчетам "Русской стали", World Steel Assotiation, аналитических агентств.

Насколько точными оказываются прогнозы в условиях нестабильности на рынке?

 - Артем, Подольск

И.Дорожкин: 

Детально мы об этом говорить не будем, потому что частично это закрытая информация. Общее потребление мы оцениваем исходя из производства плюс импорт минус экспорт. Для оценки регионального потребления мы используем дополнительные параметры, такие как численность населения, объемы выполненных работ в строительстве, ввод жилья в эксплуатацию. Накладывая все эти данные, мы выходим на какую-то модель потребления. За годы использования нашей методики мы по окончанию квартала, полугода или года сверяем их с данными продаж по регионам и экспертным мнением продавцом. В принципе, эти данные всегда более или менее были точны.

15. Всем (прислан 24.02.15):  

Какова предельная дальность для перевозки автотранспортом арматуры в направлении с востока на запад? Как изменилась структура ваших перевозок по видам транспорта за последние 5 лет: (железнодорожный - автомобильный - речной)?

 - Гость, Екатеринбург

И.Дорожкин: 

У нас много каналов сбыта, мы крупнейшая федеральная сеть, покрывающая всю территорию РФ. В деятельности компания использует большое количество баз и сервисных центров. В основном мы возим с востока на запад. В настоящее время речь уже не идет о том, что автотранспорт используется при работе на небольших радиусах перевозок - в 100-300 км. В условиях рынка мы для каждого города присутствия рассчитываем ж/д тариф и автомобильный тариф. Соответственно, иногда получаются очень интересные вещи. Так, мы рассчитали, что из Гурьевска выгоднее везти прокат в Рязань автотранспортом на 209 руб. за тонну. Если говорить о стандартных перевозках, например, Челябинск-Москва, Челябинский-Московская область, то опять же выгоднее использовать автотранспорт. Исходя из наших расчетов, выгоднее везти автомобилями, причем эта разница достигает 344 руб. за тонну. Другое дело, что весь металл физически невозможно перевезти только автотранспортом, потому что у комбинатов есть ограничения по выгрузке. В любом случае объемы наших перевозок растут, в 2010 г. Мечел-Сервис перевез автотранспортом порядка 150 тыс. т, в 2011 г. - 255 тыс. т, в 2012 г. - 400 тыс. т, а в 2013-2014 гг. мы приблизились к полумиллиону тонн перевозок проката автотранспортом. Даже если есть разница в 10, 20, 50 рублей и возможность перевезти, то мы используем тот вид транспорта, который дешевле. В текущих условиях стагнации потребления на рынке, конкурентоспособность будет обеспечиваться в первую очередь сервисом и качеством работы продавцов, а также снижением издержек и затрат. Плюс автотранспорта еще и в том, что он обеспечивает оперативность доставки. Если вагон из Челябинска в Москву идет семь дней, то машина доедет за два дня. Также производители часто грузят моновагоны - с одной-двумя позициями. В автомобили же можно загрузить 3-6 позиций. Это позволяет нам грузить товар конкретно под клиента, что обеспечивает мобильность и сервис.

16. Всем (прислан 24.02.15):  

Какая часть вашей продукции поставляется потребителям в Московский столичный регион (Москва+Московская область)?

 - Евгений, Балашиха

И.Дорожкин: 

У нас компания федеральная, поэтому Москва и Московская область занимает порядка 15-18 % в структуре продаж. В 2013 г., когда цена в Москве за тонну арматуры была 35-38 тыс. руб., а по России 25-30 тыс. руб., основную часть продукции грузили в Москву. Сейчас цена в Москве составляет 29-29,5 тыс. руб., а на юге России, в Ростове и Краснодаре например, она достигает 31-32 тыс. тонн, поэтому в данный момент этот регион оказывается приоритетным. Получается, что наши перевозки ориентированы в основном на конъюнктуру рынка.

В.Маргулис: 

По итогам 2014 г. наша компания продала чуть более 1 млн т. Из них 60-70 % поступили в Московский регион. Мы также активно пользуемся автомобильной доставкой, в прошлом году мы перевезли 300-400 тыс. т проката нашим клиентам с использованием автомобилей.

17. (прислан 24.02.15):  

Добрый день, Денис Викторович! Вопрос по работе глиноземного завода в г. Пикалево. Продолжает ли компания работу с мурманским "Апатитом", Пикалевским цементным заводом и Пикалевской содой. Сколько сотрудников сейчас у вас работает? Как проходит реализация инвестиционного проекта на предприятии?

 - Александр, Волхов

В.Маргулис: 

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

  • Применить для быстрого и доступного кредита с Барри Джонс Finance Company. barryjonesfinance@hotmail.com

    Вы в необходимости кредита, или вы были отказаться от вашего банка, прежде чем, это возможность, которую Вы ищете. Мы предлагаем все виды кредитов, как бизнес-кредит, авто в кредит, венчурный капитал, ипотечного кредита, студенческий кредит или любой кредит по вашему выбору в процентной ставке 3%. Заинтересованные лица должны связаться с нами по Этот адрес электронной почты: barryjonesfinance@hotmail.com

Приглашаем вас принять участие в конференциях и выставках