Новое в споре в связи с пошлинами в США: часть V

Новое в споре в связи с пошлинами в США: часть V

В рамках процедуры разрешения споров в ВТО 1 июня Канада и Европейский Союз на основании ст. 1 и ст. 4 DSU (Dispute Settlement Understanding, Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров), ст. статья XXII:1 GATT -1994 (General Agreement on Tariff and Trade, GATT – Генеральное соглашение по тарифам и торговле, ГАТТ) и ст. 14. Agreement on Safeguards (Соглашение ВТО о защитных мерах) обратилась к Соединенным Штатам с просьбой о консультациях относительно введенной дополнительной адвалорной пошлины на импорт изделий из стали и алюминия. Запросы на консультации были распространены среди членов ВТО 6 июня. Чуть позже, а именно 5 июня, на этих же основаниях запрос на консультации с США был подан от Мексики, который был распространен среди членов ВТО 7 июня.

Консультации являются фактически первой стадией в рамках процедуры разрешения споров ВТО. В соответствии со ст. 4 DSU государство-член ВТО, которое полагает, что действия другого государства-члена ВТО нарушают его права, вытекающие из соглашений ВТО, может обратиться с запросом к предполагаемому государству-нарушителю о проведении консультаций. В соответствии со ст. 4.3 DSU ответчик, в данном случае США, должны будут ответить в течение 10 дней и вступить в консультации в течение 30 дней с момента получения запроса, если стороны не договорились об ином. Если в течение 10 дней с даты получения просьбы член не отвечает или не начинает консультации в течение 30 дней с даты получения просьбы или в срок, установленный с общего согласия, то член, который попросил о проведении консультаций, может немедленно потребовать учреждения третейской группы. Кроме того, запрос на учреждение третейской группы может быть направлен со стороны истца, если консультации не завершились урегулированием спора в течение 60 дней с даты получения просьбы о консультациях.

Напомним, что США с 1 июня ввели для производителей из ЕС, Мексики и Канады 25%-ные импортные пошлины на сталь и 10%-ные – на алюминий. Первоначально пошлины вступили в силу с 23 марта текущего года на некоторые изделия из стали и алюминиевую продукцию из всех стран, за исключением Канады, Мексики, Австралии, Аргентины, Южной Кореи, Бразилии и Европейского союза, для которых были предусмотрены отсрочки до 1 мая и продленные до 1 июня. По результатам переговоров особые условия торговли в виде ограничения поставок продукции были достигнуты лишь с 4-мя странами (Австралия, Аргентина, Бразилия и Южная Корея), а для остальных введены пошлины. Действия США вызвали резкий рост протекционизма в мире, а также ряд споров в ВТО, где запросы на консультации со стороны ЕС и Канады явились уже, соответственно, 3-м и 4-м по счету.

Как указано в запросах на консультации, предпринятые США действия независимо от друг от друга и/или совместно не соответствуют ряду статей GATT-1994 и Agreement on Safeguards, в том числе Статьям XIX:1(a) и XIX:2 GATT -1994 и Статьям 2.1, 2.2, 4.1, 4.2, 5.1, 7, 11.1(a), 12.1, 12.2 и 12.3 Agreement on Safeguards и многим другим.

Кроме того, раздел 232 Trade Expansion Act of 1962 («Закон о расширении торговли» 1962 г.) и связанные с ним правила, как указано в Уведомлениях, несовместимы со статьями I:1 и II:1 GATT-1994 и не являются оправданными в соответствии со статьей XXI:(b) GATT-1994. Раздел 232 (19 U.S.C. §1862 (1990)) предоставляет президенту полномочия регулировать импорт изделий, ввоз которых осуществляется в таких количествах и при таких обстоятельствах, что это представляет угрозу национальной безопасности Соединенных Штатов. По материалам Уведомлений ЕС и Канады Раздел 232, толкование которого было сведено к защите внутренних производителей от конкуренции с импортной продукцией в целях обеспечения их экономической жизнеспособности, не согласуется с балансом обязательств и прав, изложенными в Соглашении ВТО, и не обеспечивает соответствие законов, положений и административных процедур США перед ВТО.

Ранее аналогичные запросы были поданы со стороны Китая (спор DS544 от 5 апреля 2018 г.) и Индии (спор DS547 от 18 мая 2018 г.). На основании ст. 4.11 DSU о своем желании присоединиться к консультациям по данным спорам уведомили ряд членов ВТО, заявивших о своем существенном торговом интересе. Консультации между Соединенными Штатами и членами ВТО, от которых поступил запрос, как это предусмотрено в статьях 8 и 12.3 Agreement on Safeguards, фактически не проводились в связи с отклонениям США данных просьб. На основании этого в соответствии со ст. 12.5 Agreement on Safeguards, предусматривающей незамедлительное уведомление Совета по торговле товарами ВТО о результатах консультаций, и на основании ст. 8.2 Agreement on Safeguards ряд членов ВТО (Индия, Россия, ЕС, Япония и Турция) 18 мая были распространили сообщения о приостановлении действия эквивалентных уступок (фактически компенсация за неблагоприятное воздействие меры на торговлю) в отношении товаров происхождением из Соединенных Штатов. Пункт 2 статьи 8 Agreement on Safeguards предусматривает приостановление применения в значительной мере эквивалентных уступок или других обязательств по GATT-1994 если в ходе консультаций соглашение не будет достигнуто в течение 30 дней, а также через 90 дней после введения меры и по истечении 30 дней со дня получения Советом по торговле товарами письменного извещения о таком приостановлении и в случае отсутствия возражений со стороны Совета. По имеющейся информации государства, уведомившие о приостановлении эквивалентных уступок, готовятся ввести дополнительные ввозные таможенные пошлины на американские товары в размере дополнительных пошлин в США. Так, например, в Уведомлении Российской Федерации было указано об увеличении пошлины на отдельные товары происхождением из Соединенных Штатов на уровне 537,6 млн. долл. США. Данный размер пошлин эквивалентен объему дополнительных пошлин в США на алюминий и сталь из Российской Федерации (25% на сталь от 1 512,2 млн. долл. США и 10 % на алюминий от 1 645,9 млн. долл. США). Расчет аналогичных мер в Индии был основан на суммарном импорте в США на уровне 849 млн. долл. США, из которых 537,5 млн. долл. – стальные изделия и 311,6 млн. долл. – алюминиевые. Соответственно, дополнительная сумма сбора таможенных пошлин в США на стальные и алюминиевые изделия происхождением из Индии составила 165,5 млн. долл. (10% на алюминий и 25% на сталь). Товары происхождением из США, на которые предполагается повысить таможенные пошлины в Индии, включают в себя в первую очередь различные виды продуктов (орехи, яблоки, кофе и т.д.), суммарный импорт которых составил в Индию в 2016 г. 9,4 млрд. долл., а дополнительный сбор таможенных пошлин на их основе составит 800 млн. долл. В уведомлении Индии указано, что данные меры вступят в силу с 21 июня 2018 года, если Соединенные Штаты продолжат применение мер в соответствии со ст. 7 Agreement on Safeguards, и будут действовать до момента прекращения аналогичных мер в США, а также что Индия может корректировать виды продуктов и уровень ставки дополнительной пошлины.

ЕС планирует ввести дополнительные пошлины на товары из США стоимостью 2,8 млрд. евро уже с начала июля 2018 г. и с марта 2021 г. (или раньше, если ВТО вынесет решение о незаконности американских стальных и алюминиевых тарифов) на товары на сумму 3,6 млрд. евро. Как указано в Сообщении Европейской Комиссии, дополнительные пошлины на товары происхождением из США являются частью трехстороннего ответа, включающее в себя также разбирательство в ВТО (спор DS549 от 1 июня 2018 г.) и специальное защитное расследование от 26 марта по стальным продуктам, цель которого – защита рынка ЕС от перетока стальной продукции с рынка США после введения там дополнительных пошлин. Похожие ситуации наблюдаются и в отношении других стран.

Таким образом, ситуация вокруг введенных в США дополнительных ввозных таможенных пошлин на сталь и алюминий продолжает развиваться в рамках действующих норм и процедур ВТО, а также двусторонних и многосторонних переговоров. О всех дальнейших изменениях ситуации можно будет прочитать на сайте www.metalinfo.ru и на страницах журнала МСС.

Комментарий подговил Антон Акимов,

заместитель председателя комитета ТПП РФ по экономической интеграции и ВЭД

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 452

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter