Чтоб легко не казалось. Российский и мировой рынок стали — итоги недели (15-22 июля 2018 г.)

Неделя после Дня металлурга со всей наглядностью показала, как оно бывает, когда после праздников приходят будни. В течение прошедшей недели Европейская комиссия объявила о введении квот и пошлин на импорт стали, Китай продолжил понижать курс национальной валюты, цены на нефть упали, а американские политические круги после встречи двух президентов в Хельсинки продемонстрировали совсем уж полную неадекватность.

Из этого в результате могут вылезти какие-либо новые неприятности, наподобие санкций против «Северного потока-2». Такое впечатление, что данный газопровод стал неким символом российского влияния в Европе и мире, а, скажем, для Германии — проверкой на наличие хоть какого-то суверенитета. И до начала его строительства, по-видимому, пройдет еще немало связанных с ним событий.

Для металлургов обстановка между тем немного прояснилась. Европейская комиссия все-таки пошла по относительно мягкому варианту, отказавшись от установления квот для отдельных стран. Поэтому в ближайшее время существенного влияния на рынок они не окажут. Правда, когда ближе к концу года лимиты по отдельным видам продукции будут выбраны до конца, на региональном рынке, скорее всего, произойдет скачок цен.

Из наиболее массовых видов стальной продукции ближе всего к исчерпанию квот арматура, которой в первые пять месяцев текущего года, по данным Eurofer, поступило в ЕС порядка 1,14 млн. т при годовой норме 1,79 млн. т (т. е. квота была использована более чем на 63%), и оцинкованная сталь. Объем импорта последней составил за пять месяцев около 2,46 млн. т, что соответствует почти 60% от установленных на текущий год 4,17 млн. т. Немногим лучше ситуация с горячекатаными рулонами. Их экспортеры за пять месяцев использовали только около 47% от годовой квоты.

Таким образом, российским производителям проката нужно быть готовым к обострению конкуренции в регионе Европа — Ближний Восток осенью текущего года. Причем излишки появятся, в первую очередь, в Турции, где, кстати, идет свое расследование по импорту стали, которое должно завершиться в начале 2019 г. Национальная ассоциация производителей стали уже обратилась к правительству с призывом поддержать металлургическую промышленность.

Экономическая ситуация в Турции в последние месяцы и в самом деле ухудшилась. Падение курса лиры в мае и новая просадка во второй половине июня увеличили стоимость валютных заимствований для местных компаний. А повышение процентных ставок, на которое был вынужден пойти турецкий Центробанк, ухудшило условия для бизнеса. Видимый спрос на стальную продукцию в стране сузился, что привело к удешевлению арматуры, заготовки и металлолома. Теперь, надо понимать, на очереди листовой прокат. Вследствие этого российским экспортерам приходится тоже сбавлять котировки.

Продолжает обостряться ситуация и вокруг Китая. Американский президент Дональд Трамп пригрозил установить пошлины на весь экспорт китайских товаров в США. А Народный банк Китая в ответ уронил юань до более 6,77 за доллар. Это уровень ровно годичной давности. И до предыдущей «ямы» на отметке 6,96 юаней за доллар, достигнутой в декабре 2016 г., осталось совсем немного. Если же юань опустится еще ниже, следующим ориентиром станет первая половина 2008 г.

Дешевеющая валюта позволяет китайским компаниям понижать долларовые цены на свою продукцию по экспортным контрактам. В частности, горячекатаные рулоны китайского производства медленно дрейфуют вниз вот уже больше месяца подряд. И если ничего не изменится, то еще до конца июля их средний уровень впервые с марта опустится ниже рубежа $580 за т FOB.

Правда, в самом Китае стальная продукция пока стоит относительно дорого. За это надо благодарить китайские власти, продолжающие ужесточать свою экологическую политику. Как ожидается, введенные в ряде крупных городов ограничения на производство агломерата, кокса и чугуна дадут в итоге сокращение выплавки стали и снимут опасения по поводу возможного избытка предложения. А там уже недалеко и до осени, когда в Китае начнется сезонный рост потребления проката.

В то же время, разгорающаяся торговая война со США воспринимается как весьма серьезный риск как для китайской, так и для мировой экономики. Пока что взаимные ограничения анонсированы, но еще не полностью вступили в силу. Но в августе-сентябре, когда пошлины начнут действовать, а также сработают американские санкции против Ирана, обстановка снова изменится. И вряд ли к лучшему.

От мирового рынка стали перейдем к российскому. Отечественные металлургические компании, в первой половине лета пошедшие на достаточно заметные уступки потребителям, не нашли ничего лучшего, кроме как анонсировать на август повышение котировок на арматуру и листовой прокат. Подъем предлагается в принципе небольшой, однако проблема в том, что цены на первичном рынке за немногими исключениями и так либо выше, чем на спотовом, либо практически такие же. Причем увеличивать стоимость стальной продукции у дистрибьюторов в последнее время получается плохо.

В последние месяцы ярко проявляется двойственность и контрастность российской экономики. С одной стороны, крупные госкорпорации, оборонка, нефтегаз, отчасти машиностроение чувствуют себя очень даже неплохо. Выгодные ниши есть и у тех, кто имеет дело с госзаказами. Можно заниматься экспортом промышленной продукции, тем более, что это направление, согласно очередному наказу президента, должно получать повышенную поддержку государства. Однако с другой стороны, практически все, кто работают на внутренний потребительский рынок, отмечают ухудшение условий бизнеса.

Средние и мелкие российские компании, не относящиеся к секторам, напрямую связанным с государством, испытывают сейчас двойное давление. Во-первых, это усиление налогового бремени, которое происходит буквально по всем направлениям. Во-вторых, это сужение спроса. Располагаемые доходы населения не растут, это хорошо, например, видно по падению активности в секторе жилищного строительства и расширению потребительского кредитования в таких масштабах, что это уже тревожит Центробанк РФ. А объявленное повышение пенсионного возраста, очевидно, только усиливает негативные ожидания.

Вообще-то, подобное затягивание поясов может означать, что впереди нас ждет новый кризис, может, даже более разрушительный, чем в 2014 или 2008 гг. Причем далеко не факт, что рост международной напряженности затронет только экономическую сферу. Или, что не исключено, Россию могут снова попытаться «международно изолировать», причем более жесткими средствами, чем четыре года тому назад.

Но если данные опасения не оправданы, нынешняя экономическая политика российского правительства выглядит совершенно не адекватной. Здесь, кстати, есть еще одна специфическая сложность. Любую задачу там воспринимают, прежде всего, с точки зрения выделения финансирования. Тогда как более востребованными и нужными, пожалуй, представляются такие вещи как долгосрочное стратегическое планирование, управленческая компетентность, координационные действия, тонкая настройка регуляционных механизмов.

Там, где такие условия имеются, хотя бы частично, мы видим несомненные успехи. Это, например, и Крымский мост, и проведение завершившегося Чемпионата мира, и «Ямаг-СПГ», и Росатом, и суперсовременные вооружения, и организация нефтегазодобычи в условиях Крайнего Севера. Но качественные управленческие ресурсы всегда, при всех временах и властях, были в России в остром дефиците. Вот на космос их, в частности, не хватило, пришлось «бросать» на это направление целого бывшего вице-премьера...

Поэтому, вероятно, и частно-государственное партнерство должно идти в обе стороны, не ограничиваясь государственными инициативами, затрагивающими деловые кпуги. Там, где реально работают промышленные ассоциации, где представители бизнеса принимают активное участие в составлении стандартов, нормативов, прочих регулирующих документов, разрабатывают и выполняют отраслевые программы, там и дело движется вперед. Пусть не быстро, с задержками, но движется...

Тем не менее, в обозримом будущем на какие-либо перемены к лучшему на российском рынке стальной продукции, особенно, в его металлоторговом сегменте, рассчитывать сложно. Для этого измениться должна, прежде всего, государственная экономическая политика. И единственным шансом на это пока что выглядит утверждение стратегических программ развития этой осенью и их реальный запуск с начала следующего года.

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 758

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter