Споры в ВТО в отношении продукции металлургии (часть VII)

Споры в ВТО в отношении продукции металлургии (часть VII)

В соответствии с процедурами ежегодного обзора деятельности ВТО и отчетности в рамках ВТО DSB (DSB, Dispute Settlement Body – ОРС, Орган по разрешению споров) 30 ноября опубликовал очередной Доклад о своей деятельности за 2018 год.

С периода, охватываемого предыдущим Докладом, DSB провел 18 заседаний, на которых были рассмотрены вопросы выбора председателя, назначение / переназначение членов Апелляционного органа, заявления членов о намерениях в отношении выполнения рекомендаций и решений DSB и другие вопросы.

Одним из важнейших направлений деятельности DSB, также отраженных в Докладе, является создание панелей в рамках процедуры разрешения споров, а также принятие докладов третейских групп и Апелляционного органа.

Так, в течении отчетного периода DSB учредило 25 групп по разрешению споров (так называемые экспертные/третейские группы, или панели арбитров), значительная часть из которых касалась продукции металлургического комплекса, представленные в таблице:

Практически все панели в отношении споров по металлургической продукции были созданы в связи с введением в США весной текущего года дополнительной импортной пошлины на некоторые изделия из стали и алюминиевую продукцию. Напомним, что пошлины в США вступили в силу с 23 марта текущего года на некоторые изделия из стали и алюминиевую продукцию из всех стран, за исключением Канады, Мексики, Австралии, Аргентины, Южной Кореи, Бразилии и Европейского союза, для которых были предусмотрены отсрочки до 1 мая и продленные до 1 июня. По результатам переговоров особые условия торговли в виде ограничения поставок продукции были достигнуты лишь с 4-мя странами (Австралия, Аргентина, Бразилия и Южная Корея), а для остальных введены пошлины. Действия США вызвали резкий рост протекционизма в мире, а также ряд споров в ВТО. Таким образом, введение одной меры вызвало сразу несколько жалоб в ВТО. В данном случае запросы на консультации были поданы со стороны Китая (от 5 апреля 2018 г.), Индии (от 18 мая 2018 г.), Канады (от 1 июня 2018 г.), Европейского Союза (от 1 июня 2018 г.), Мексики (от 5 июня), Норвегии (от 12 июня), Швейцарии (от 9 июля) и Турции (от 15 августа). Соответственно, практически по всем странам, за исключением Индии и Швейцарии, решения о создании панелей было принято на заседании DSB 21 ноября. По имеющейся информации решения по созданию панелей по жалобам Индии и Швейцарии в отношении принято на заседании DSB, которое состоялось 4 декабря.

Здесь следует отметить, что предпринятые США действия, как указано в запросах на консультации, независимо от друг от друга и/или совместно не соответствуют ряду статей GATT-1994 и Agreement on Safeguards (Соглашения о защитных мерах ВТО), в том числе Статьям XIX:1(a) и XIX:2 GATT -1994 и Статьям 2.1, 2.2, 4.1, 4.2, 5.1, 7, 11.1(a), 12.1, 12.2 и 12.3 Agreement on Safeguards и многим другим. Но помимо традиционных статей для жалоб, в Уведомлениях на консультации содержатся ссылки на раздел 232 Trade Expansion Act of 1962 («Закон о расширении торговли» 1962 г.) и связанные с ним правила, которые несовместимы со статьями I:1 и II:1 GATT-1994 и не являются оправданными в соответствии со статьей XXI:(b) GATT-1994.

На основании ст. 4.11 DSU (Dispute Settlement Understanding, Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров) о своем желании присоединиться к консультациям по данным спорам уведомили ряд членов ВТО, заявивших о своем существенном торговом интересе. Консультации между Соединенными Штатами и членами ВТО, от которых поступил запрос, как это предусмотрено в статьях 8 и 12.3 Agreement on Safeguards, фактически не проводились в связи с отклонениям США данных просьб. На основании этого в соответствии со ст. 12.5 Agreement on Safeguards, предусматривающей незамедлительное уведомление Совета по торговле товарами ВТО о результатах консультаций, и на основании ст. 8.2 Agreement on Safeguards ряд членов ВТО (Индия, Россия, ЕС, Япония и Турция) 18 мая были распространили сообщения о приостановлении действия эквивалентных уступок (фактически компенсация за неблагоприятное воздействие меры на торговлю) в отношении товаров происхождением из Соединенных Штатов, которые позже вступили в силу в виде повышенных ставок ввозных таможенных пошлин.

Соответственно, в DSB также было создано еще ряд панелей, связанных с жалобами США в отношении дополнительных ввозных таможенных пошлин, введённых в отдельных странах в ответ на действия США, представленные в таблице:

При этом подобные панели были созданы в отношении действий Канады, Китая, Европейского Союза и Мексики. В отношении Российской Федерации в рассматриваемый период времени панель создана не была в связи с более поздним запросом США на проведение консультаций, которые фактически являются первой стадией в рамках процедуры разрешения споров ВТО, по сравнению с запросами по другим странам. Так, запрос на консультации со стороны США в отношении Российской Федерации датируется 27 августа 2018 г., а к прочим государствам – 16 июля.

Также напомним, что Российская Федерация на основании ст. 1 и ст. 4 DSU, ст. статья XXII:1 GATT -1994 (General Agreement on Tariff and Trade, GATT – Генеральное соглашение по тарифам и торговле, ГАТТ) и ст. 14. Agreement on Safeguards (Соглашение ВТО о защитных мерах) обратилась к Соединенным Штатам с просьбой о консультациях относительно введенной дополнительной адвалорной пошлины на импорт изделий из стали и алюминия 29 июня 2018 г. В Уведомлении Российской Федерации о приостановлении действия эквивалентных уступок, распространённой 18 мая, было указано об увеличении пошлины на отдельные товары происхождением из Соединенных Штатов на уровне 537,6 млн. долл. США. Данный размер пошлин эквивалентен объему дополнительных пошлин в США на алюминий и сталь из Российской Федерации (25% на сталь от 1 512,2 млн. долл. США и 10 % на алюминий от 1 645,9 млн. долл. США). Увеличенные ставки ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных товаров происхождением из США были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации 2018 г. № 788 от 6 июля и вступили в силу через 30 дней после официального опубликования Постановления, т.е. с 5 августа. В соответствии с процедурами разрешения споров США на основании ст. 6 DSU запросили DSB создание панели арбитров по данному спору в своем заявлении от 22 ноября. При этом первый запрос Вашингтона в ВТО по созданию панели арбитров в споре с Москвой об ее ответных пошлинах на ряд американских товаров, расмотренный на заседании DSB 4 декабря, был заблокирован Российской Федерацией.

Кроме этого, за отчетный период DSB было издано 14 докладов Группы и семь отчетов Апелляционного органа, а также заявления членов о намерениях в отношении выполнения рекомендаций и решений DSB и отчеты в прогрессе при осуществлении рекомендаций, принятых DSB. Существенная часть из них касается металлургической продукции, комментарии по которой будут предоставлены дополнительно.

Комментарий подготовил Антон Акимов,

заместитель председателя комитета ТПП РФ по экономической интеграции и ВЭД

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 234

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter