Грузоперевозки | 05 февраля 2019 г. | 12:05

Грузооборот в 2018 г. поставил рекорд за всю историю РФ

В декабре 2018 г. погрузка снизилась к прошлому году на 1,1% и составила 109,0 млн т, а грузооборот вырос на 2,3% и составил 224,4 млрд тарифных т-км.

Всего за 2018 г. погрузка на сети РЖД составила 1 289,6 млн т. Это на 2,2% больше, чем в предыдущем году, и максимальный уровень за последние девять лет. В 2018 г. грузооборот установил новый рекорд за всю историю России и достиг 2 596,4 млрд т-км (+4,2% к 2017 г.).

Драйверами роста стали: уголь (+4,6%), нефть (+0,4%), железная руда (+5,7%), черные металлы (+7,0%), лесные грузы (+5,6%), удобрения (+3,7%), зерно (+22,6%), лом черных металлов (+1,4%) и коксующийся уголь (+0,8%). Снизились перевозки строительных грузов (-6,8%), цемента (-6,5%) и цветной руды (-2,8%).

Уголь: мировой рынок стабилен, прогнозируется дальнейший рост экспорта
Погрузка угля в декабре снизилась к прошлому году на 1,5% и составила 32,1 млн т. Всего за 2018 г. по железной дороге было отправлено 374,9 млн т угля, что на 4,6% выше показателя 2017 г.

В 2018 г. рост экспортных отправок составил 6,4%, тогда как внутренние перевозки остались на уровне прошлого года. Основными импортерами российского угля в 2018 г. стали Япония, Великобритания, Китай, Германия, Украина и Польша. При этом наибольший прирост поставок в 2018 г. произошел в Германию (+7 млн т к прошлому году) и Польшу (+5 млн т).

По прогнозам МЭА, мировой спрос на уголь останется стабильным в течение ближайших пяти лет. Пока в одних регионах (ЕС и США) потребность в угле падает, в других (Индия и Юго-Восточная Азия) — растет. По прогнозам, потребность Индии будет расти на 4% в год и к 2023 г. увеличится на 150 млн т в угольном эквиваленте. Самыми быстрыми темпами спрос на уголь будет расти в Юго-Восточной Азии за счет строительства новых угольных электростанций на Филиппинах и во Вьетнаме. Ожидается, что рост в регионе составит 5,7%. Развитие событий будет зависеть от проведения климатической политики на международной арене.

По сообщению министра энергетики А. Новака, в 2018 г. добыча угля в России выросла на 6%, до 433,6 млн т, по сравнению с показателем 2017 г. Инвестиции в угольную отрасль за тот же период увеличились на 21%, до 135 млрд руб.

В планах Правительства РФ 50%-й рост экспорта в восточном направлении. Для этого планируется до 2025 г. увеличить провозную способность железнодорожной инфраструктуры в этом направлении дополнительно до 210 млн т, в том числе по поставкам угля – до 195 млн т (в 2 раза по сравнению с текущим уровнем). Кроме того, потребуется увеличение терминальных мощностей. По оценке ИПЕМ, к 2030 г. мощность угольных терминалов увеличится на 59,2 млн т/год. Общая пропускная способность всех терминалов, перегружающих уголь, при этом составит 224,5 млн т/год.

На фоне благоприятной мировой конъюнктуры погрузка угля железнодорожным транспортом будет расти по мере развития транспортной инфраструктуры и ввода новых мощностей.

Нефть и нефтепродукты: существенного роста не будет
Погрузка нефти и нефтепродуктов в декабре сократилась на 1,9% и составила 20,9 млн т. Всего за 2018 г. по железной дороге было отправлено 236,4 млн т нефти и нефтепродуктов, что выше показателя 2017 г. на 0,4%.

В 2018 г. была разнонаправленная динамика экспортных (-1,5%) и внутренних грузопотоков (+1,5%).

Увеличение годовой погрузки произошло за счет проделанной работы РЖД по привлечению нефтяных грузов на железную дорогу. Кроме того, с 1 января 2019 г. вступил в силу налоговый маневр, который рассчитан на 6 последующих лет. За этот период планируется внести серьезные изменения в расчет экспортной таможенной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых. Налоговый маневр призван облегчить экспорт нефти и нефтепродуктов, однако конкуренция со стороны трубопроводного транспорта по-прежнему давит на сегмент — за последние шесть лет было введено около 4,5 тыс. км магистральных нефтепроводов. В 2019 г. тенденция продолжится — по оценке ИПЕМ, в текущем году будет заметен эффект от запуска в эксплуатацию нефтепровода, который в 2018 г. соединил Комсомольский НПЗ и ВСТО.

В то же время, эксперты считают, что падение погрузки сырой нефти будет компенсировано ростом объемов по другим грузам этого сегмента, в частности, энергетических газов. В 2018 г. их перевозки остались на уровне прошлого года. Вдобавок, в мае 2019 г. планируется запуск комбината «ЗапСибНефтехим» в Тобольске, который будет потреблять около 3 млн т сжиженных углеводородных газов, поступающих сегодня в продажу, что приведет к коррекции экспорта. В то же время при реализации заявленных проектов по увеличению производственных мощностей выпуск к 2020-2021 гг. может вырасти до 21 млн т.
По предварительным данным Минэнерго, переработка нефти в России достигла 286,6 млн т (+ 2,4%), а глубина переработки — 83,1%. Выпуск мазута сократился на 4,4% и составил 49,2 млн т. Та же тенденция наблюдается и в перевозках железнодорожным транспортом — погрузка мазута на сети РЖД сократилась в 2018 г. к прошлому году на 4,6%. Производство дизельного топлива по итогам года возросло на 0,8% и достигло 77,5 млн т, однако его погрузка железнодорожным транспортом снизилась на 7,1%.

Падение погрузки нефтяных грузов железнодорожным транспортом будет и дальше тормозиться за счет создания РЖД привлекательных условий для грузоотправителей, однако о существенном восстановлении сегмента с учетом ввода новых трубопроводных мощностей говорить пока не приходится.

Строительные грузы и цемент: восстановление отрасли откладывается
Погрузка строительных грузов в декабре снизилась к аналогичному периоду прошлого года на 7,4% и составила 8,7 млн т, погрузка цемента сократилась на 7,1%, до 1,3 млн т. Всего за 2018 г. по железной дороге было отправлено 123,8 млн т строительных грузов и 25,1 млн т цемента, что на 6,8% и 6,5% ниже показателей аналогичного периода 2017 г.

По предварительным итогам, объем ввода жилья в России в 2018 г. сократился на 5% и составил 75,3 млн м2. При этом, по словам вице-премьера Правительства РФ Виталия Мутко, объемы строительства жилья в 2019 г. будут сопоставимы с объемами 2018-го. А рост объемов ожидается после адаптации рынка к проектному финансированию и счетам эскроу (вводятся с 1 июля 2019 г.), которая займет около двух лет.

По оценкам экспертов INFOLine, в сегменте строительства нежилой недвижимости в 2017-2019 гг. наиболее вероятна стагнация и сохранение текущих объемов ввода. При этом основным драйвером является реализация проектов в сфере агропромышленного комплекса за счет осуществляемой государственной поддержки. Что касается промышленного строительства, то развитие тормозится на фоне негативного инвестиционного климата.

Существенную роль в перевозках строительных материалов сыграет реализация инфраструктурных проектов РЖД. В рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г. (Магистральный план) РЖД направят 1,7 трлн руб. Важнейшими проектами являются увеличение пропускных и провозных способностей для роста контейнерного потока в 4 раза, модернизация БАМа и Транссиба.

На фоне негативной динамики показателей строительства, вероятно, восстановление перевозок строительных грузов железнодорожным транспортом будет отложено до момента адаптации отрасли к новым условиям работы. Однако текущее падение будет частично компенсировано проектами развития транспортной инфраструктуры страны.

Лесные грузы: рост погрузки вслед за развитием отрасли
Погрузка лесных грузов в декабре выросла к уровню предыдущего года на 2,7% и составила 3,8 млн т. Всего за 2018 г. по железной дороге было отправлено 45,7 млн т лесных грузов, что на 5,6% выше показателя 2017 г.

Погрузка лесных грузов в 2018 г. выросла как за счет увеличения внутренних отправок (+15%), так и экспортных потоков (+4%), преимущественно благодаря росту поставок в Казахстан (+30% к 2017 г.).
Рост внутреннего спроса обусловлен развитием деревообработки внутри страны. По данным Росстата, в 2018 г. увеличилось производство лесоматериалов (+3,6%), фанеры (+6,9%), древесноволокнистых (+8,6%) и древесностружечных (+6,5%) плит, целлюлозы (+3,1%), бумаги и картона (+4,0%).

Ожидается дальнейший рост погрузки лесных грузов железнодорожным транспортом по мере развития лесопромышленного комплекса РФ, при этом возможно увеличение экспорта продуктов лесопереработки.

Зерно и продукты перемола: рекорд погрузки за последние 10 лет
Погрузка зерна в декабре составила 2,4 млн т (-4,0% к декабрю прошлого года). Всего за 2018 г. по железной дороге было отправлено 27,1 млн т зерна, что на 22,6% выше значения 2017 г. и является максимальным показателем за последние 10 лет.

Увеличение погрузки в 2018 г. было обусловлено ростом перевозок как на внутренних направлениях (+5%), так и на экспортных (+35%), преимущественно в Египет. При этом с сентября 2018 г. экспорт начал снижаться. Причина такого изменения — в рекордном урожае 2017 г., который позволил отправить излишки зерна на экспорт и создать высокие переходящие запасы, а также в умеренном урожае 2018 г.
Согласно проекту Минсельхоза «Экспорт продукции АПК», урожай зерновых в России в 2019 г. может составить 114,3 млн т, в 2020-м —118,1 млн т, в 2021-м — 120,1 млн т, в 2022-м — 124,6 млн т, в 2023-м — 131,1 млн т, а в 2024-м —137,5 млн т. Чтобы достичь этих показателей, документом предусмотрено ежегодное вовлечение в оборот ранее выбывших сельхозугодий для выращивания экспортно-ориентированной сельскохозяйственной продукции: сои, кукурузы, рапса и риса.

В 2019 г. ожидается сохранение тенденций конца прошлого года — снижение погрузки, особенно с учетом высокой базы предыдущего года, хотя перевозки и находятся на высоком уровне. Однако ситуация может измениться во второй половине года, что будет определяться размерами урожая нового сезона.

Химические и минеральные удобрения: рекордная погрузка за всю историю РФ
Погрузка удобрений в декабре составила 5,3 млн т (+1,9% к декабрю прошлого года). Всего за 2018 г. по железной дороге было отправлено почти 59,2 млн т удобрений, что на 3,7% выше показателя 2017 г.
В 2018 г. перевозки на внутренних направлениях выросли на 8%, тогда как экспорт остался на уровне прошлого года. Наибольший прирост поставок произошел в Бразилию (+1 млн т) и США (+0,8 млн т), наибольшее падение было в адрес Украины (-2 млн т) и Китая (-0,4 млн т).

По словам генерального директора «ФосАгро» Андрея Гурьева, объем инвестиционной программы компании в 2019 г. составит порядка 33-34 млрд руб., а рост производства по году ожидается на уровне 6-10%. В 2018 г. «ФосАгро» произвела 9,1 млн т всех удобрений, включая кормовые. Ожидается, что первый квартал 2019 г., учитывая, что производство уже выросло на 10% в валовом объеме, будет одним из лучших для компании.

«Уралхим» по итогам 2018 г. увеличил общий объем продаж на российский рынок и в страны СНГ на 20%, до 2,6 млн т, по сравнению с показателем 2017 г. При этом объем продаж минеральных удобрений на рынке РФ вырос на 50%, превысив 1 млн т. Самый существенный рост показателя отмечен в западных регионах России, а также в секторе продаж крупным агрохолдингам.

В январе «Уралхим» и «Уралкалий» сообщили о планах строительства в Ленинградской области терминала по перевалке своей продукции. Площадку планируется выбрать к апрелю 2019 г. Это будет первый в регионе терминал по обработке калийных удобрений. Мощности нового терминала и объем инвестиций в проекте пока не раскрыты.

Ожидается дальнейший рост перевозок удобрений железнодорожным транспортом за счет высокого мирового спроса на российскую продукцию, а также по мере запланированного ввода производственных мощностей на территории РФ.

Обзор подготовлен НПК ОВК.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 260

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter