Сдвиги. Российский и мировой рынок стали: 21-28 апреля 2019 г.
На мировом рынке стали цены окончательно развернулись вниз. Не помогло даже подорожание железной руды до более $90 за т CFR Китай. На прошедшей неделе вьетнамский меткомбинат FHT вопреки ожиданиям повысил цены по июньским контрактам только на $5 за т, хотя от него ждали прибавки на $10-15. Эти события показали, что даже в Восточной Азии, где обстановка чуть получше, чем в других регионах, никто не верит в скорое оживление. Между тем, май был фактически последним шансом на него, ведь уже в конце следующего месяца в Азии начнется дождливый сезон.
В Китае правительство изо всех сил старается поддержать экономический рост. Судя по данным официальной статистики, достигнуты серьезные успехи в строительном секторе. Выросло производство бытовой техники. В то же время, автомобилестроение никак не может выйти из спада, причем это не только китайская проблема. О сокращении выпуска автомобилей по сравнению с первым кварталом прошлого года заявляли США, Япония, Корея, Турция, большинство европейских стран. И это один из признаков того, что в рецессию уходит вся мировая экономика.
Как признают уважаемые эксперты с мировым именем, западная антикризисная политика, которая проводится с 2009 г. и заключается в предоставлении дешевого финансирования крупным корпорациям, исчерпала себя. Долги наращиваются без всякого эффекта для экономического роста. Повсеместно падает спрос, что в последнее время становится все более заметной проблемой для металлургов. В Европе, Восточной Азии, на Ближнем Востоке произведенная продукция со все большим трудом находит себе сбыт. Российским компаниям также приходится снижать экспортные котировки, чтобы добиться новых продаж. Такими темпами к концу мая рынок может опуститься до минимальных отметок первой половины января текущего года.
Некоторые производители из-за трудностей со сбытом уже сокращают выпуск стальной продукции. Подобную политику, в частности, вынуждены проводить некоторые турецкие компании. Не исключено, что в мае-июне в этой стране остановятся некоторые заводы. Снижение среднего уровня загрузки мощностей наблюдается в последние месяцы в Германии, Бразилии, некоторых других странах. Возможно, по этому пути придется пойти китайским производителям. Во всяком случае, избыток предложения препятствует там повышению цен на прокат несмотря на подорожавшее сырье. Впрочем, большинство металлургических компаний в Китае прибыльные, так что они, очевидно, будут наращивать выпуск до упора, точнее, обвала.
Между тем, проблема создания либо стимулирования спроса, причем, не только на стальную продукцию, но и на другие промышленные товары становится все более актуальной. Центральные банки пока не допускают перерастания текущих трудностей в финансовый кризис. Но мировая экономика скатывается в кризис перепроизводства. Чтобы избежать нового сжатия, нужны новые идеи и новые проекты.
Пока что наилучшее, что было предложено за последние несколько лет, это китайская концепция «Один пояс, один путь». Проблема в том, что она пока так и не заработала, по большому счету. И попытка китайского правительства ее реанимировать на саммите, что происходил 26-27 апреля, - наверное, один из немногих оставшихся шансов на предотвращение длительного глобального спада.
Однако проблема здесь в том, что потенциальные участники Шелкового пути слишком сильно хотят заработать на нем, причем, за счет других. Китайцы готовы строить инфраструктурные объекты в государствах-реципиентах, но исключительно в кредит и с максимальным использованием собственного оборудования и даже собственных рабочих рук. «Облагодетельствованные» же страны получают в итоге от этого, прежде всего, долги, тогда как выгоду имеют, в первую очередь, китайские экспортеры и китайские же добытчики полезных ископаемых. Европейцы, в свою очередь, требуют от Китая раскрытия своего рынка для иностранных компаний и отказа от своего традиционно вольного обращения с патентами и авторскими правами. В итоге на Шелковом пути оказывается слишком много противоречий и потенциальных конфликтов.
В то же время, китайский Шелковый путь может стать зародышем новой альтернативной экономической системы, свободной от деструктивного воздействия США и долларового диктата. В конце апреля американские власти в очередной раз взбаламутили рынок, заявив о намерении полностью обнулить иранский экспорт нефти в мае текущего года. Впрочем, этому решению не собираются подчиняться, как минимум, Китай и Турция. Япония, даже будучи зависимой от США, настаивает на предоставлении исключений для своих компаний. А Саудовская Аравия весьма холодно отнеслась к американскому призыву заместить иранскую нефть на мировом рынке путем расширения собственного производства. Спасибо, в прошлом году уже попробовали. И получили перепроизводство и падение нефтяных цен более чем на треть за два с половиной месяца.
Пока что же нефть дорожает и даже вылезла однажды за пределы рубежа $75 за баррель. Впрочем, очевидно, прошло то время, когда повышения или понижения нефтяных котировок играли судьбоносную роль для отечественной экономики. Сейчас на первый план выходят совсем другие факторы. Как, в частности, отметил президент в своем выступлении на заседании Совета законодателей, главная задача для нее на сегодня заключается в изменении структуры, снятии бюрократических препятствий и создании благоприятных условий для ведения бизнеса.
На первый взгляд, эта задача выглядит совершенно неподъемной. Сейчас российская система регулирования экономики не только очень громоздкая, но и заточенная не на результат, а на формальное соблюдение правил и предписаний. Плюс, в последнее время, обеспечение того, чтобы государственная казна получила всё ей причитающееся вовремя и в полном объеме. Многие процедуры сильно забюрократизированы и усложнены под предлогом борьбы со злоупотреблениями (которые, правда, действительно есть).
Так, с немалыми сложностями для добросовестного бизнеса сопряжено участие в госзакупках. А реформа в строительной отрасли, которая, по мнению всех специалистов, приведет на первых порах к сильному проседанию объемов строительства и скачку цен на жилье, изначально затевалась с целью защиты обманутых дольщиков, хотя таковых в общей массе новоселов насчитывалось всего несколько процентов в масштабах страны. Впрочем, хороши были и сами строители, которые создали множество ассоциаций, да так и не навели у себя порядок.
Так или иначе, перемены в российском строительном секторе уже стали необратимыми, а спад в отрасли — практически неизбежным. Противопоставить ему теперь можно только целенаправленные усилия государства. Заделы для этого есть, но уж больно медленно все происходит. Как признал спикер Госдумы Вячеслав Володин на том же Совете законодателей, по состоянию на 17 апреля кассовое исполнение национальных проектов составило 383,3 млрд. руб. или 22,3% от выделенных бюджетом 1,7 трлн. руб. А реально направлено на их реализацию в регионах — всего-навсего 32,7 млрд. руб. - менее 2%. В масштабах страны — это ничто. Теперь понятно, почему российский рынок стали не замечает никакого прогресса.
Пока что обстановка на нем остается сложной. К концу месяца металлургические компании, наконец, смирились с неизбежным и понизили цены на стальную продукцию задним числом по апрельским контрактам. Этот спад был действительно неизбежным, причем не только потому, что уменьшилась стоимость российского проката за рубежом. Заявленное на апрель комбинатами подорожание не приняли, прежде всего, участники рынка. Продажи на нем идут, с поправкой на сезон, не лучшим образом по совершенно объективным причинам.
У многих потребителей — дефицит финансов. Собственные средства интенсивно вымываются платежами в бюджет и растущими тарифами «естественных» монополий и ценами прочих крупных игроков, способных «нагнуть» покупателей в свою сторону. Центральный банк в очередной раз оставил ключевую ставку на прежнем уровне, хотя выразил надежду на ускорение экономического роста в ближайшие годы, когда развернутся во всю силу национальные проекты.
Что же, на них сейчас только и остается рассчитывать. Пусть не так быстро, как хотелось, но инвестиционная активность государства будет расти. И это само по себе важный сдвиг.
Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».
Кроме того, ознакомиться с тенденциями развития российской и мировой металлургической отрасли, обсудить актуальные вопросы и встретиться с интересными людьми можно будет на конференциях "Стальные конструкции: состояние и перспективы отрасли" (Москва, 15 мая), "Стальные трубы: производство и региональный сбыт" (Ростов-на-Дону, 27-28 мая).
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.