Автопром , господдержка , СПИК | 30 мая 2019 г. | 10:48

Правительство утвердило новый порядок доступа к господдержке в автопроме

Документ официально с 1 июля установил для автоконцернов барьер на заключение специнвестконтрактов (СПИК), которые дают доступ к промсубсидиям и обеспечивают рентабельность производств в РФ. Аналитики полагают, что такой ход логичен: в условиях недозагрузки существующих мощностей правительство не будет стимулировать создание новых.

Правительство приняло новые правила доступа к господдержке в автопроме — речь идет о балльной системе подсчета локализации автомобилей, утвержденной постановлением №661 от 25 мая. Документ, в частности, устанавливает порог доступа к СПИК (дает налоговые льготы в обмен на инвестиции). По идее вице-премьера Дмитрия Козака, все концерны должны подписать СПИК до июля, чтобы получить доступ к промсубсидиям (де-факто компенсации утильсбора), без них производство в РФ будет нерентабельным. Однако этот срок до сих пор нигде не был указан.

Теперь инвесторы, которые планируют заключить СПИК после 1 июля, должны будут взять на себя обязательства набрать не менее 7 тыс. баллов по 90% производимых автомобилей в любом из годов реализации контракта.

К примеру, минимальные условия, на которых сегодня заключаются СПИК в легковом сегменте, сварка и окраска, дают только 900 баллов, а максимальное число баллов, необходимое для доступа к госзакупкам с 2025 года,— 5,5–5,8 тыс. в зависимости от сегмента (наиболее высокие требования применяются к грузовикам). Отметим, новые требования по операциям формально едины и распространяются на все сегменты техники — легковые и легкие коммерческие автомобили, грузовики, автобусы,— но порог доступа к госзакупкам установлен для каждого вида техники отдельно. Максимально возможное число баллов составляет около 7 тыс. (без учета НИОКР, которые оцениваются в 200 баллов за каждые 0,5% выручки на эти цели).

Согласно принятому постановлению, производителям проще всего будет претендовать на такой вид господдержки, как корпоративные программы повышения конкурентоспособности, которые с 2020 года дадут преференциальный доступ, например, к субсидии на транспортировку продукции за рубеж — ее в отрасли считают наиболее эффективным инструментом поддержки экспорта. Для этого в 2019 году нужно набрать 900 баллов, то есть достаточно делать сварку и окраску, с 2022 года — 1,2 тыс. баллов, с 2025 года — не менее 1,4 тыс. баллов.

Минимальная планка доступа к госзакупкам установлена на уровне 2 тыс. баллов, что эквивалентно, например, производству двигателей и коробок передач, штамповке кузова.

Предполагается, что баллы начисляют не только за исполнение операций, но и за наличие таких обязательств в СПИК.

Изменения касаются либерализации и большей прозрачности балльной системы, говорит представитель вице-премьера Дмитрия Козака Илья Джус, и производители получают своеобразный конструктор баллов для планирования собственной программы локализации. Теперь только сами автоконцерны должны определять конкретный перечень компонентов и соответствующих баллов для входа в программу господдержки, продолжает он, что позволит автопроизводителям более гибко планировать собственные программы локализации и сделать механизм распределения средств господдержки максимально прозрачным и открытым.

Источники “Ъ” на рынке в целом осторожны в оценках новой системы. Один из них говорит, что в документе задан правильный вектор на локализацию, но сохранились завышенные целевые баллы по госзакупкам, недостижимые даже для глубоко локализованных российских производителей. Потенциально это может остановить закупки российской продукции с высокой долей импортных компонентов, российские аналоги которых не производятся в стране (например, электроника), продолжает он. В итоге пострадают не только производители, но и госведомства и учреждения, которые лишатся возможности закупать социально значимую технику.

Текущие мощности на авторынке недозагружены, и правительству нет смысла создавать стимулы для прихода новых инвесторов, говорит Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала». Ключевая задача сегодня на фоне дисбаланса спроса и мощностей — обеспечить загрузку существующих производство и при этом повысить уровень локализации и добавленной стоимости, полагает аналитик.

Источник: Коммерсантъ
Просмотров: 94

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter