Железные ножницы. Российский и мировой рынок стали: 16-23 июня

В середине июня на мировом рынке возникла новая напасть – очередное повышение спотовых цен на железную руду, достигшую новой максимальной отметки с апреля 2014 г. – более $117 за т CFR Китай для базового 62%-ного австралийского концентрата. Этот показатель является всеобщим ориентиром, так что увеличение затрат коснется всех металлургов у нас и за рубежом.

Главной причиной для нового скачка цен стал дисбаланс между спросом и предложением руды в Китае, на который приходится порядка 70% мирового импорта данного сырья (без учета железнодорожных перевозок). В мае китайские металлурги выплавили рекордные 89 млн. т стали, более чем на 10% перекрыв показатель аналогичного месяца прошлого года, тогда как поставки железорудного сырья в страну из-за рубежа сократились на 11% по сравнению с маем 2018-го. Запасы руды в китайских портах непрерывно уменьшаются несколько недель подряд и опустились на минимальную отметку почти за два с половиной года.

Проблема заключается в том, что подорожание ЖРС не сопровождается ростом цен на стальную продукцию. Если стоимость австралийского концентрата с 62%-ным содержанием железа поднялась с начала текущего года примерно на 60%, то листовой прокат прибавил не более 5-8%, а в некоторых регионах (например, Евросоюз или США) котируется в настоящее время ниже, чем в январе. В Китае арматура выросла за полгода лишь на 12%.

При этом быстро ликвидировать возникший дисбаланс будет весьма сложно. Ни бразильская Vale, ни австралийские экспортеры не смогут быстро покрыть дефицит железной руды, увеличив ее поставки на мировой рынок. Бразильцам в ближайшие три года придется решать вопрос повышения безопасности хвостохранилищ железорудных комбинатов, а австралийцы уперлись в потолок возможностей транспортной инфраструктуры. Собственно, поводом для скачка железорудных котировок в середине июня стало сообщение компании Rio Tinto о снижении производственного плана на этот год на 13 млн. т. Потери, причиненные тропическим циклоном еще в конце марта, так и не удастся восполнить.

Улучшить соотношение между спросом и предложением руды могут китайские металлурги, если сократят выплавку чугуна в доменных печах и, соответственно, потребление сырья. В принципе, это самый вероятный вариант, тем более, что сейчас в стране дождливый сезон, когда спрос на прокат со стороны строительного сектора сужается, а прибыльность местных компаний, в начале текущего года достигавшая $140-150 за т по арматуре, уменьшилась в несколько раз. При нынешнем соотношении цен на руду и прокат она может запросто уйти в отрицательную область.

Правда, по данным китайской консалтинговой компании Mysteel, в конце первой половины июня средний уровень загрузки мощностей на металлургических комбинатах лишь на доли процентного пункта уступал рекордному маю. Несмотря на снижение темпов экономического роста в стране, торможение в промышленности и продолжающийся уже почти целый год спад в автомобилестроении, китайский рынок по-прежнему производит впечатление некой прорвы, поглощающей просто бесконечные объемы металла. То ли все дело – в широкомасштабном запуске инфраструктурных проектов в последние месяцы, то ли мы имеем дело с особенностями китайской статистики, но… сокращение складских запасов руды в китайских портах – процесс объективный. И, вероятно, пока он не сменится накоплением, котировки на ЖРС останутся трехзначными или будут находиться лишь незначительно ниже отметки $100 за т.

Конечно, в ответ на подорожание сырья металлурги могут сами поднять стоимость своей продукции. На внутреннем рынке, скорее всего, так и произойдет. Спрос на арматуру в России сейчас достаточно высокий, а в секторе листового проката не ощущается избытка предложения, так что отечественные производители, анонсировавшие подорожание в июле, по-видимому, добьются успеха – по крайней мере, на первых порах. Но у большинства зарубежных компаний пока что это получается плохо.

В Европе две попытки ArcelorMittal и других производителей повысить базовые котировки на горячекатаные рулоны в третьем квартале до 500-530 евро за т EXW оказались неудачными. При заключении реальных сделок цена не превышает, в среднем, 475 евро за т. После подъема в конце мая – начале июня начали понемногу идти на уступки турецкие компании.

Из-за этого и российским экспортерам горячекатаного проката, задумавшим в начале текущего месяца повышение, пришлось затем вернуть котировки на прежние позиции. Кроме того, в последнее время пошла вниз и отечественная заготовка, а металлолом в Турции, от стоимости которого во многом зависит цена полуфабрикатов, опустился до минимальной отметки с начала года.

В Восточной Азии и странах Персидского залива конкуренция между поставщиками из различных стран тоже привела к удешевлению стальной продукции. О понижении отпускных цен на следующий месяц заявили китайская Baosteel и японская Tokyo Steel Manufacturing, а это весьма тревожный сигнал.

Сейчас большие надежды возлагаются на то, что на саммите G20 в Осаке, который состоится уже в конце текущей недели, лидеры США и Китая о чем-то договорятся, хотя бы только на словах, и тем самым понизят уровень международной напряженности и дадут рынку положительный сигнал. Основания для этого есть. В последнее время американцы немного снизили накал своей риторики, да и на войну с Ираном они пока не решились несмотря на целую серию организованных ими провокаций. Впрочем, США в последнее время старательно воспроизводят алгоритм обезьяны с гранатой, поэтому от них всегда приходится ожидать каких-то пакостей.

В этой ситуации, безусловно, нельзя не согласиться с президентом, заявившим на «прямой линии», что Россия должна становиться сильнее в экономике, чтобы иметь место под солнцем. По его словам, реализация национальных проектов должна обеспечить такой прорыв, изменить структуру российской экономики, сделать ее более высокотехнологичной, поднять производительность труда. Заметим, что также это создаст условия для повышения заработных плат и поможет стране вырваться, наконец, из ловушки бедности, когда рынок качественных высокотехнологичных изделий не может расширяться из-за ограниченности платежеспособного спроса.

В целом «прямая линия» в очередной раз продемонстрировала, сколько еще в России нужно сделать, прежде всего, в управленческом плане. Надо выстраивать и выстраивать отношения между федеральными, региональными и местными властями, между государственными органами и бизнесом, между гражданами и государством. Кстати, национальные проекты сами по себе представляют собой уникальный по своим масштабам организационный эксперимент по созданию новых принципов управления государством и решения задач общероссийского уровня. И если он завершится успешно, это будет действительно прорыв!

Сейчас мы, правда, находимся все еще в состоянии «нулевого цикла», когда система выстраивается и налаживается, ресурсы вкладываются, но видимых результатов почти нет. Но дальше… мы ждем перемен!

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».

Кроме того, ознакомиться с тенденциями развития российской и мировой металлургической отрасли, обсудить актуальные вопросы и встретиться с интересными людьми можно будет на конференциях "Сервисные металлоцентры России" (Санкт-Петербург, 12-13 сентября), "Проволока-Крепеж" (Москва, 25-26 сентября), "Рынок металлов Центральной Азии" (Ташкент, 10-11 октября).

Редакция журнала "Металлоснабжение и сбыт" начала подготовку Рейтинга ведущих российских поставщиков проката черных и цветных металлов, металлоизделий и конструкций по итогам 1 полугодия 2019 г. В настоящий момент идет опрос посетителей сайта журнала относительно компаний-лидеров в различных сегментах рынка металлов. Проголосовать может любой желающий.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 485

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter