РСПП не поддержал изменения в техническом регулировании от Минстроя России
Президент РСПП Александр Шохин направил вице-премьеру правительства России Марату Хуснуллину письмо с отрицательной позицией РСПП на доклад Минстроя России об изменениях в системе технического регулирования строительной отрасли.
Напомним, что 1 июня комитет РСПП по техническому регулированию разослал своим членам проект доклада Правительства РФ Президенту РФ В.В. Путину по обязательным строительным нормам, подготовленный Минстроем России. Доклад был подготовлен во исполнение поручений, данных еще в 2016 году.
В течение трех недель в РСПП поступали отзывы от членов комитета – в них практически никто не поддержал предложения Минстроя России по введению обязательных строительных норм и по установлению требований к строительным материалам в сводах правил. На основании этих отзывов в адрес заместителя председателя Правительства РФ Хуснуллина М.Ш. направлена позиция РСПП по законопроекту, подготовленному Минстроем, а также предложение о более широком привлечении экспертного сообщества к совершенствованию нормативной правовой базы в строительстве.
В письме, в частности, указывается, что законопроект, разработанный Минстроем России, содержит ряд предложений, концептуально меняющих систему технического регулирования и стандартизации в строительстве (Напомним, что законопроект уже дважды направлялся на согласование в федеральные органы исполнительной власти, получал отрицательные заключения и дважды возвращался на доработку в Минстрой России).
Предлагаемые законопроектом о внесении изменений в федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее – законопроект) строительные нормы являются документами, не определенными как вид нормативных правовых документов в действующем законодательстве. При этом законопроектом предполагается введение этого вида документов как обязательных для применения и полномочия по разработке и утверждению которых залепляется за Минстроем России, что противоречит концептуальным положениям действующего законодательства в области технического регулирования - Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ "О техническом регулировании", где Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать акты рекомендательного характера в сфере технического регулирования.
Так, законопроект вводит новый документ технического регулирования – строительные нормы обязательного применения, которые в настоящий момент не предусмотрены российским законодательством.
Более того, в соответствии с действующим законом "О техническом регулировании" федеральные органы исполнительной власти, к которым относится и Минстрой России, могут издавать в области технического регулирования только рекомендательные номы. Минстрой России своим законопроектом прописывает возможность ведомству издавать документы обязательного применения, что также противоречит законодательству.
Кроме того, как указывается в одном из отзывов на законопроект, установление в сводах правил требований по применению материалов определенных видов и марок может привести к разночтениям с документами по стандартизации, в которых закладываются требования к материалам, а также может быть воспринято как возможность указания на конкретные марки производителей материалов, что становится неконкурентным механизмом продвижения на рынок продукции и противоречит принципам стандартизации.
В случае разработки сводов правил на строительные материалы, изделия и конструкции, будет создана параллельная с существующей и развивающейся сегодня системой стандартизации на строительные материалы.
Таким образом, РСПП делает следующие выводы:
Законопроект содержит конфликт интересов и коррупциногенные факторы, связанные с тем, что один и тот же федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в строительной отрасли, разрабатывает строительные нормы обязательного применения, утверждает состав экспертной комиссии для проведения их экспертизы, устанавливает порядок их создания и деятельности, утверждает строительные нормы, принимает решения по внесению в них изменений в упрощенном режиме, принимает решение о разработке и согласовании специальных технических условий в случает отступления от строительных норм.
Минстроем России фактически предлагается приравнять своды правил к национальным стандартам. Также в законопроекте говорится о необходимости регламентации требований к строительным материалам, изделиям и конструкциям в строительных нормах, а также национальных стандартах и сводах правил, включенных в соответствующий перечень, утвержденный Росстандартом.
Регламентация требований к строительным материалам приведет к существенным проблемам для производителей и поставщиков данной продукции, т.к. в данный перечень не входят в национальные стандарты и своды правил, устанавливающие требования к строительным материалам, изделиям и конструкциям. Именно производитель стройматериалов должен разрабатывать соответствующие нормативные документы по согласованию с потребителем, а не наоборот.
По мнению РСПП, законопроект существенно увеличивает административную нагрузку на промышленность стройматериалов и противоречит концептуальным положения ФЗ "О техническом регулировании" и "О стандартизации в Российской Федерации", Договора Евразийского Экономического Союза и соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле и требует существенной переработки.
РСПП считает целесообразным исключить из проекта доклада положения, касающиеся необходимости принятия законопроекта в предлагаемой редакции.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.