Борьба с профицитом подвижного состава переходит в стадию trade-in
На фоне несокращающегося профицита грузовых вагонов правительство перешло к предметному обсуждению введения утильсбора на вагоны и программы trade-in. По последней предлагается обменивать три старых вагона на один новый. Операторы считают идею неплохой, но только если она распространится на все виды вагонов, а утилизация останется добровольной, без обязательных массовых списаний. Вагоностроители же считают, что программу нужно расширить и дополнить другими мерами поддержки.
Вице-премьер Юрий Борисов 7 октября провел совещание, где, в частности, обсуждалась загрузка вагоностроительных мощностей Уралвагонзавода (УВЗ, подконтролен «Ростеху»). По итогам совещания, рассказал “Ъ” источник, знакомый с протоколом, поручено создать рабочую группу во главе с заместителем главы Минпромторга Александром Морозовым с участием министерств, РЖД, ГТЛК и операторов для выработки системных мер поддержки вагоностроения. Варианты такие: введение утильсбора на вагоны, программа trade-in, развитие импортозамещения и «предложения концерна УВЗ» (в УВЗ “Ъ” их суть не разъяснили). К 10 ноября группа должна направить согласованные предложения в правительство.
О trade-in вагонов и утильсборе начинают говорить всякий раз, когда на рынке железнодорожных грузоперевозок происходит спад и образуется профицит вагонов (см., например, “Ъ” от 9 декабря 2015 года). Задача — дать заказы вагоностроению.
Сейчас число вагонов на сети приближается к 1,2 млн штук, профицит только полувагонов оценивается в 70–100 тыс. штук.
Ставка аренды полувагонов с января 2019 года по сентябрь 2020 года сократилась с 1925 руб. до 750 руб. в сутки. В этом году ИПЕМ прогнозирует падение выручки вагоностроителей более чем на 50 млрд руб., а объема выпуска — на треть, до 50 тыс. вагонов.
В прошлый раз подобный кризис был разрешен директивным списанием старых вагонов в 2015–2016 годах. В результате парк омолодился, и объективных оснований для повторения этого решения нет. Списание по сроку службы ожидается лишь по 3–7 тыс. полувагонов в год. В этой связи летом УВЗ (см. “Ъ” от 11 июня), а потом ОАО РЖД предложили программу trade-in.
Идея в том, что за три сданных в утиль обычных полувагона с остаточным сроком службы три-шесть лет владелец получает один новый инновационный: половину стоимости субсидирует производителю государство, половину составит остаточная стоимость лома.
По расчетам РЖД, рассказывает знакомый с ними собеседник “Ъ”, программа «3 за 1» увеличит списание полувагонов до 17–26 тыс. единиц в год в 2021–2025 годах, создаст дополнительный спрос на инновационные вагоны в треть этого объема, а профицит полувагонов к 2025 году упадет до 24 тыс. штук.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.