На рынке платиновых металлов продолжается неразбериха
Особенно сложная ситуация сложилась с родием, стоимость которого в первой половине ноября достигала $14200-15000 за тройскую унцию, что представляет собой новое рекордное значение. Порядка 80% спроса на этот металл приходится на автокатализаторы. В последние месяцы он активизировался благодаря восстановлению мирового автомобилестроения после кризиса.
Как отмечает компания Heraeus Precious Metals, около 80% родия в мире добывается в ЮАР на платиновых рудниках. Однако некоторые из них были закрыты в последние годы из-за падения качества руды или других причин, и их восстановление в обозримом будущем маловероятно. Основной продукцией этих предприятий является платина, которая сейчас относительно дешева, а скачок цен на родий и палладий может оказаться недостаточно веским мотивом для вложения значительных средств в возобновление добычи.
Очередным ударом по рынку стало заявление компании Anglo American Platinum (Amplats) о закрытии завода Anglo Convertor Plant Unit B в комплексе Waterval для проведения тотальной перестройки после ряда аварий. В связи с этим Amplats снизила производственный план на 2020 г. до 2,5 млн. унций платиновых металлов, тогда как в конце прошлого года оценивала этот показатель в 3,1-3,3 млн. унций.
По оценкам ряда специалистов, дефицит родия на мировом рынке составит в текущем году от 47 тыс. до 107 тыс. унций. Причем в дальнейшем будет только хуже. В частности, компания BASF прогнозирует на ближайшие пять лет постоянное нарастание дефицита до 411 тыс. унций в 2024 г. Для сравнения, в 2019 г. мировое потребление родия составило около 1,15 млн. унций.
Правда, как отмечают аналитики, в ближайшие годы может улучшиться ситуация на рынке платины. Спрос на нее может возрасти, что будет способствовать повышению цен и росту производства платиновых металлов в целом.
Как сообщает World Platinum Investment Council (WPIC), платина будет востребована для получения «зеленого» водорода путем электролиза. Кроме того, подорожание палладия до $2300-2350 за унцию (платина находится в интервале $930-960 за унцию) может привести к тому, что этот металл будет все-таки замещаться платиной в автокатализаторах.
В текущем году WPIC прогнозирует дефицит в 1,2 млн. унций на мировом рынке платины при объеме потребления порядка 7,5-7,7 млн. унций. Причинами этого станут как падение производства у Amplats, которая является крупнейшим в мире производителем платины, так и расширение спроса. Основным источником роста при этом будет инвестиционное потребление, которое, как ожидается, возрастет на 32% (или 406 тыс. унций) по сравнению с 2019 г. А на 2021 г. предсказываются восстановление спроса в автопроме и рост потребления платины в китайской ювелирной промышленности.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.