Игорь Сечин предложил пересмотреть приоритеты восточного грузоотправления
Владимир Путин 2 марта поручил увеличить вывоз угля из Кузбасса с текущих 53 млн тонн в год до 68 млн тонн в год в 2024 году. Чтобы это обеспечить, ОАО РЖД и угольщикам поручили до июля заключить долгосрочные договоры на принципах взаимной ответственности, будь то «вези или плати» или его аналог.
Но вокруг новой системы договоров, а прежде всего вокруг идеи ввести для их сторон приоритетный доступ к инфраструктуре Восточного полигона, разгорелись споры — о дискриминации прочих пользователей, неравенстве ответственности сторон и масштабах применения такого механизма.
В последней версии поправок, которые видел “Ъ”, речь идет только о в целом 18 млн тонн дополнительных поставок из Кузбасса в 2022–2024 годах, и явного указания на приоритетный доступ не содержится.
Распределять эти объемы между угольщиками предлагается на условиях заключения ими с Кузбассом инвестсоглашений, частью которых может стать обязательство вложений в неугольные проекты в регионе.
Игорь Сечин вступил в дискуссию об увеличении вывоза угля на восток в самом ее начале. В своем обращении к президенту он писал о необходимости исполнить решения комиссии по ТЭК от 2018 года о резком наращивании вывоза угля по БАМу и Транссибу, просил не перенаправлять грузопотоки на юг, а также говорил о готовности угольщиков к условиям «вези или плати» и эффективности таких контрактов.
Но в новом письме Игорь Сечин утверждает, что корректировка регулирования не должна предоставлять какой-либо приоритет грузоотправителям угольной продукции: «При регулировании таких перевозок в восточном направлении не должны создаваться потенциальные риски того, что маршруты, традиционно востребованные крупными грузоотправителями, представляющими не менее важные для государства отрасли экономики, в частности предприятия нефтяной промышленности, не заключающими долгосрочных договоров на условиях "вези или плати", будут для них недоступны, учитывая загруженность маршрутов».
В документе говорится, что «подходы, предлагаемые Минтрансом и ОАО РЖД, выходят за пределы поручений президента РФ, искаженно их толкуя, создают вышеуказанные риски и нарушают базовые принципы функционирования товарных рынков в РФ».
Господин Сечин просит Михаила Мишустина поручить ведомствам при формировании подходов к исполнению поручений президента «учитывать сложившиеся логистические цепочки поставки нефтеналивных грузов».
Письмо, согласно резолюции, перенаправлено первому вице-премьеру Андрею Белоусову и министру транспорта Виталию Савельеву. В секретариате господина Белоусова “Ъ” перенаправили в Минтранс, где от комментариев отказались, как и в ОАО РЖД. В «Роснефти» “Ъ” не ответили. Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, говорит, что вопрос транспортировки угля из Кузбасса в ближайшие дни может быть вынесен на совещание у президента.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что изменения в позиции Игоря Сечина могут быть связаны с изменившейся конъюнктурой: цены на уголь — на максимумах, поэтому участники рынка увеличили отгрузки до уровней, превышающих возможности инфраструктуры в период летних путевых работ. Уже сейчас у нефтяников возникают проблемы, и «Роснефть», которая в конце 2020 года заключила с ОАО РЖД долгосрочное соглашение об объемах в обмен на скидки, испытывает «обоснованное беспокойство относительно стабильности отгрузок». Эксперт добавляет, что с учетом активизации работ на БАМе и Транссибе и улучшения контроля за использованием их провозной способности необходимость создания механизма платной приоритизации отгрузок уже не так очевидна.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.