Российские жатки покоряют Европу
Всего сельхозтехника из РФ в январе—июне поставлялась аграриям из 32 стран. При этом весомыми рынками помимо традиционных для российских машиностроителей стран СНГ остаются страны Евросоюза (второе место в денежном выражении). Например, за шесть месяцев отгрузки в Германию в денежном выражении выросли в шесть раз, в Польшу — в 2,9 раза, в Словакию — в 2,1 раза, во Францию — на 25%. Экспорт на крупнейший зарубежный рынок для российской сельхозтехники — Казахстан — за тот же период вырос на 43%, в Азербайджан — в 4,3 раза, в Монголию — в 2,7 раза, в Киргизию — на 94%, в Молдавию — на 37%. Также российские производители продолжают наращивать поставки в Монголию (рост поставок в 2,7 раза) и осваивают рынки стран Африки, Ближнего Востока, Бразилию, отмечают в «Росспецмаше».
Ключевую роль для экспорта российских сельхозмашин продолжают играть высокие цены на зерно на мировом рынке, считают в ассоциации: это позволило аграрному бизнесу отложить средства на дополнительные инвестиции.
Кроме того, сохраняется фактор отложенного спроса, говорят в «Росспецмаше»: «В связи со строгими ограничениями из-за распространения коронавируса многие хозяйства только сейчас возвращаются к вопросу о приобретении новой техники». В пользу отечественных игроков играет и тот факт, что те «не испытывают таких проблем с поставками компонентов, как некоторые иностранные компании».
В Минпромторге, данные которого в целом совпадают со статистикой «Росспецмаша», согласны, что рост экспорта сельхозтехники связан с благоприятной ценовой конъюнктурой на мировом рынке зерна. В министерстве также говорят о действии эффективных мер господдержки и росте качества техники.
Отечественные сельхозмашиностроители активно наращивают поставки из РФ на зарубежные рынки уже седьмой год подряд — с 2015 года.
По итогам 2020 года экспорт сельхозмашин в денежном выражении стал рекордным, составив 15,9 млрд. руб. (рост на 30%).
Но темпы роста отгрузок за рубеж к концу полугодия замедлились — еще в первом квартале они росли в 2,2 раза, до 3,9 млрд. руб. Такая картина сложилась на фоне низкой базы первого квартала 2020 года, когда в основном покупки переносились на будущие месяцы из-за отсутствия определенности, говорит Дмитрий Бабанский из SBS Consulting. Также сказалось и укрепление рубля (особенно к евро) во втором квартале 2021 года, что снижает конкурентоспособность продукции из РФ. При этом в целом пик закупок традиционно приходится на февраль—апрель, продолжает он.
При этом негативным фактором для экспорта в «Росспецмаше» продолжают считать рост цен на металл: «Опрос производителей спецтехники показал, что с июля 2020 года металл для них подорожал на 56–87%, что стало причиной увеличения себестоимости производства более чем на 20%». Дмитрий Бабанский соглашается, что рост цен на металл может тормозить отгрузки техники, ослабляя ее конкурентоспособность на экспортных рынках.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.