Планы ОАО РЖД по финансированию своих проектов взволновали грузоотправителей
27 октября состоялось совещание у первого вице-премьера Андрея Белоусова по инвестпрограмме и финплану ОАО РЖД на 2022–2024 годы. На момент выхода номера итоги совещания известны не были. По информации одного из собеседников “Ъ”, никакие решения не принимались.
“Ъ” ознакомился с обновленным проектом этих документов, подготовленным к выступлению главы ОАО РЖД Олега Белозерова. Инвестиции на ближайшие три года, как и в более ранних версиях документа, запланированы на беспрецедентно высоком уровне и стабильно превышают 1 трлн руб. в год. В 2022 году планируется потратить 1,02 трлн руб., в 2023-м — 1,14 трлн руб., в 2024-м — 1,1 трлн руб. Источники финансирования при этом остаются недостаточными: плановый дефицит должен составить 85,7 млрд руб. в 2022 году, 409,4 млрд руб. в 2023 году и 488,8 млрд руб. в 2024 году. Главным образом, следует из документов, причина возникновения дефицита — общее увеличение инвестиций и удорожание имеющихся проектов.
Для покрытия дефицита ОАО РЖД планирует прибегнуть к резкому росту индексации тарифов.
Базовый уровень индексации планируется увеличить на 1,5 п. п., до 5,8%. Для финансирования резко увеличившейся программы ремонтов (ранее ее хотели доинвестировать более чем на 1 трлн руб. в 2022–2025 годах, но сейчас эти дополнительные инвестиции сократили до 777,6 млрд руб., что все еще означает удвоение ранее предусмотренных сумм) предлагается также ввести дополнительную надбавку на капремонт. Она должна составить 1% в 2022 году и 2% в 2023 и 2024 годах и суммарно принести 164,3 млрд руб. в бюджет монополии. Вместе с точечными тарифными мерами — отменой льгот на порожний пробег инновационных вагонов с заменой их на скидку в груженом рейсе в 4,05%, повышением тарифов на антрацит до уровня коксующегося угля и тарифов на перевозки контейнеров на 4,75% — итоговая совокупная индексация грузовых тарифов составит 7,7% в 2022-м, 6,6% в 2023-м и 6,1% в 2024 году. Это расходится с цифрами в актуальном прогнозе Минэкономики — 4,3%, 4,5% и 4% соответственно. Еще сильнее отличаются они от долгосрочной программы развития ОАО РЖД, где предусматривался рост тарифа в этот период на 3,9% ежегодно.
По оценке ОАО РЖД, повышение индексации и образующийся кредитный рычаг ликвидирует дефицит инвестпрограммы; источник “Ъ”, знакомый с расчетами монополии, подтверждает, что это так. В самом ОАО РЖД от комментариев отказались.
Потребители воспринимают эти цифры с недоумением и возмущением. Впрочем, говорит один из них, еще не факт, что такие параметры будут утверждены. «Прежние договоренности по индексации были достигнуты путем взаимных компромиссов грузоотправителей и ОАО РЖД,— говорит другой собеседник “Ъ”.— Увеличение планируемой индексации противоречит цели введения экспортных пошлин на металлы, которые собирались на компенсацию роста затрат на стройку, в том числе ОАО РЖД». Он напоминает, что монополия отчиталась о чистой прибыли за первое полугодие в 15,2 млрд руб., что говорит об отсутствии необходимости дополнительных сборов. «Введение надбавки на капремонт — издевательство,— возмущается он.— Грузоотправители и так платят 2% на капремонт, порядка 30 млрд руб. в год. Дополнительная индексация должна была быть 3,8%, а будет 7,7%: это двукратный рост нагрузки, который обойдется грузоотправителям примерно в 120 млрд руб. Это никак не соответствует "прогнозируемости и стабильности"».
Как отреагирует правительство, пока неизвестно.
С одной стороны, в середине октября Андрей Белоусов говорил о перегруженности инвестпрограммы ОАО РЖД с учетом добавления туда ремонтов и «необходимости сбалансированных с финансовой точки зрения» решений. С другой стороны, господин Белоусов выступал сторонником изъятия в бюджет дополнительных доходов металлургического сектора. Он подчеркивал, однако, что цель — не само изъятие, а исполнение госпрограмм.
По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, с учетом благоприятной экспортной конъюнктуры и высокой промышленной инфляции в России повышение тарифа для грузоотправителей в 2022 году не будет критичным, несмотря на увеличение налоговой нагрузки (НДПИ и экспортных пошлин для металлургов): они все еще смогут включить в цены на 2022 год дополнительные расходы на железнодорожные перевозки. Но затем ценовая ситуация может измениться. Также остро стоит проблема дисбаланса между ростом железнодорожных тарифов и качеством услуг перевозчика, которое объективно падает: объемы невывезенных грузов, как и сроки доставки, увеличиваются. Точечные изменения тарифов, о которых говорит ОАО РЖД, могут быть оправданы, если доходы направляются на улучшение качества услуг, полагает он. Однако, по мнению Михаила Бурмистрова, совершенно непонятно, на что идет такая значительная, уже сопоставимая с крупным титулом инвестпрограммы, надбавка на капремонт, которая при этом ежегодно капитализируется в тарифе,— особенно с учетом того, что менеджмент ОАО РЖД декларирует, что протяженность путей с просроченным ремонтом сокращается. Введение такой надбавки — привлекательное для ОАО РЖД решение, считает эксперт, поскольку ранее оно уже применялось, и особенно с учетом его непрозрачности для грузовладельцев и органов власти.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.