ГТЛК: обзор транспортного комплекса России по предварительным итогам 1 квартала 2022 года
Авиация
Российская авиаотрасль приняла на себя самый сильный удар в результате введенных иностранными государствами санкций. Помимо ограничений на приобретение, обслуживание и страхование зарубежных воздушных судов, иностранные лизингодатели потребовали у российских перевозчиков вернуть им поставленные самолеты (531 воздушное судно). На сегодня около 6% флота отечественных авиакомпаний арестовано за рубежом.
По этим причинам пассажиропоток российских авиакомпаний в марте 2022 года на международных направлениях сократился в 4 раза, показав двукратное падение за квартал к показателям аналогичного периода 2021 года. От обвала рынок авиаперевозок должны уберечь недавно утвержденные меры господдержки. В их числе – право российских авиакомпаний регистрировать иностранные самолеты, взятые в лизинг, возможность расчета по обязательствам перед зарубежными компаниями по воздушным судам в рублях. Также планируется выделить из федерального бюджета 100 млрд рублей на компенсации российским авиакомпаниям части стоимости билетов на внутренних рейсах.
На основе анализа текущих факторов ожидается, что в 2022 году пассажирские авиаперевозки сократятся на 10% к показателю 2021 года, при этом внутренние перевозки останутся на уровне 2021 года.
Железнодорожный транспорт
Погрузка на сети РЖД в 1 квартале 2022 года составила четверть от общего объема за 2021 год – 308 млн тонн. События в конце февраля 2022 года в меньшей степени затронули рынок железнодорожных перевозок. Объем погрузки в марте сократился на 2,4% к показателю марта 2021 года.
Наибольший рост перевозок наблюдался по следующим типам грузов: нефть, черные металлы, промышленное сырье, цемент. В то же время снизилась погрузка в сегментах угля, лесных грузов, а также зерна. Фиксируется резкая переориентация экспортных поставок с западного направления на восток и юг: растет погрузка через Азербайджан, Монголию, Казахстан, Китай, Белоруссию. Еще одним из трендов стало увеличение контейнерных перевозок по сети, которые показывают уверенный рост.
Производство грузовых вагонов в России по итогам 1 квартала 2022 года выросло на 12% – до 10,1 тысяч единиц по отношению к первым трем месяцам прошлого года. В 2022 году ожидается снижение погрузки на сети РЖД – в районе 10% к прошлому году. Уменьшение грузовой базы в перспективе приведет к росту профицита парка вагонов и снижению арендных ставок к уровню конца 2021 года.
Водный транспорт
За первые два месяца 2022 года грузоперевозки внутренним водным и морским транспортом в России показали положительную динамику после сокращения по итогам прошлого года. Вместе с тем рост за январь-февраль продемонстрировали и пассажирские перевозки, которые увеличились на 20% к 2021 году. Грузооборот российских морских портов за два месяца вырос практически по всем основным категориям, за исключением зерна (-35%).
Введенные иностранными государствами санкции, включающие запрет на заход российских судов в порты Великобритании и Канады, приостановление операций с Россией крупнейших судоходный компаний, привели к разрыву устоявшихся логистических цепочек и негативно повлияют на загрузку российских портов.
Значительное подорожание судовой стали и действующие ограничения на поставку импортных комплектующих приведут к подорожанию и увеличению сроков строительства водного транспорта. В ближайшей перспективе ожидается всплеск заказов на танкеры и суда нефтеналивного флота с возможным падением спроса на балкеры.
Автотранспорт
За первые два месяца 2022 года грузовые перевозки автотранспортом и пассажирские перевозки автобусами в России показали небольшой рост. За январь-февраль было перевезено 697 млн тонн грузов.
Объем продажи грузовых автомобилей вырос за отчетный период, реагируя на повышенный спрос на рынке, прибавив более 27% к январю-февралю 2021 года – до 14,7 тысяч единиц. Большой популярностью у перевозчиков пользовались автобусы, продажи которых показали плюс 49% (2,5 тысяч единиц) по отношению к первым двум месяцам 2021 года.
Зарубежные санкции привели к увеличению сроков перевозки товаров автотранспортом, приостановке поставок коммерческого автотранспорта и запчастей европейского производства. Значительное удорожание стоимости приобретения и владения автотранспортом вследствие проблем с поставками сырья и компонентов отразится на затратах грузовых и пассажирских транспортных компаний, которые вынуждены будут закладывать их в свои тарифы.
По итогам 2022 года ожидается сокращение продаж грузовых автомобилей на 15%. Прогнозное увеличение затрат пассажирских компаний – 40% в 2022 году, при этом подорожание стоимости проезда в автобусах и троллейбусах в регионах России с конца марта может составить 13%.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.