Покупатели недополучают 100 тонн фольги на 112 млн рублей ежегодно, показали исследования Алюминиевой Ассоциации

Покупатели недополучают 100 тонн фольги на 112 млн рублей ежегодно, показали исследования Алюминиевой Ассоциации

Алюминиевая Ассоциация и Союз потребителей Российской Федерации обнародовали итоги комплексного исследования геометрических параметров фольги в рулонах 38 наименований. О выявленных нарушениях, процедуре проверки и, конечно, мерах по исправлению ситуации в интересах потребителей на сайте Ассоциации рассказал ее руководитель направления по техническому регулированию и взаимодействию с госорганами Алексей Ефимов.

По какому принципу отбирались марки фольги для исследования геометрических параметров?

По сути, все проверенные в рамках исследования рулоны фольги – это бренды, наиболее широко представленные в популярных торговых сетях. Таким образом, мы стремились сделать подробный и точный срез рынка данной продукции на сегодняшний день.

В итоге получился список из 38 наименований фольги различных ценовых категорий, приобретенных в магазинах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Красноярска, относящихся к 19 торговым сетям. Все образцы фольги произведены семью предприятиями.

Основная масса брендов фольги – это собственные марки торговых сетей, а также несколько брендов производителей.

Какова процедура проверки геометрических параметров фольги? Кто ее осуществлял, где она проводилась и с помощью каких измерительных устройств?

Измерение геометрических параметров уже в третий раз с 2020 года осуществляется в аккредитованной испытательной лаборатории ФБУ «Тест-Санкт-Петербург». Процедура проверки геометрических параметров довольно проста: все, что нужно – это измерительная рулетка, толщиномер и, конечно, пространство, достаточное для того, чтобы полностью развернуть образец фольги.

Хочу особо подчеркнуть, что Алюминиевая Ассоциация и Союз потребителей Российской Федерации, как инициаторы исследования, придают большое значение независимости, компетентности и авторитетности проверяющей стороны. И, конечно, соблюдению процедурных требований. Поэтому, во-первых, все образцы фольги перед отправкой шифруются: с них убирают любые опознавательные знаки, например, этикетки и маркировку, чтобы обеспечить беспристрастность и непредвзятость исследования. Во-вторых, образцы измеряются в подведомственном Росстандарту бюджетном учреждении, в котором все оборудование соответствующим образом поверено, а специалисты обладают необходимыми компетенциями.

В 2020 году, когда Алюминиевая Ассоциация и Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ) впервые исследовали упаковочную алюминиевую фольгу в рулонах, эксперты были шокированы частотой и масштабами такого недовложения. Итоги нынешнего исследования обнадеживают – нарушений стало меньше. Как вы считаете, в чем причина?

– Замечу, что результаты второго исследования, проведенного в 2021 году, были еще более удручающими и обескураживающими. Тогда доля образцов, по которым были выявлены нарушения, составила 68%! То есть, почти втрое больше, чем по итогам исследования 2020 года – 25%. Если экстраполировать результаты второго исследования на соответствующую структуру рынка, то получается, что потребители ежегодно недополучают более 25 тыс. км или 180 тонн фольги на сумму более 138 млн рублей.
С учетом того, что в случае нарушений отклонение по толщине фольги в среднем составляет около -30%, выходит, что покупатели недополучают 100 тонн продукции ежегодно на сумму более 112 млн рублей.

В связи с этим Алюминиевая Ассоциация и Союз потребителей Российской Федерации предприняли масштабные и решительные действия. Мы направили обращения в органы прокуратуры, взаимодействовали с правоохранительными органами, информировали потребителей в средствах массовой информации, в том числе и в телепередаче «НашПотребНадзор» на канале НТВ. При этом, как и после первого исследования, мы также направляли письма в адрес производителей, торговых сетей и Роспотребнадзора.
Вероятно, все эти меры – постановка самой проблемы и вмешательство надзорных органов – аккумулятивно поспособствовали тому, что по итогам уже третьего исследования картинка получилась совсем другой – выявлено лишь три нарушения по длине фольги из проверенных 38 наименований.

Вместе с тем, несмотря на существенное уменьшение количества нарушений в части длины фольги, остается острым вопрос соответствия ее толщины. Между тем этот параметр характеризует ее важнейшее потребительское свойство – прочность и способность приобретать придаваемую форму, не разрываясь. С учетом того, что в случае нарушений отклонение по толщине фольги в среднем составляет около -30%, выходит, что покупатели ежегодно недополучают 100 тонн продукции на сумму более 112 млн рублей.

Поэтому мы продолжим проводить аналогичные исследования, пока не увидим устойчивое, позитивное развитие ситуации по каждому из контролируемых параметров.

На упаковке фольги пяти брендов, участвовавших в исследовании, значение толщины вообще не было обозначено, в связи с чем не представлялось возможным оценить ее соответствие. Какова вероятность того, что этот параметр не указан умышленно – чтобы скрыть факт использования более тонкой фольги 7 мкм вместо положенных 9 мкм и тем самым «легализовать» некачественный продукт?

Действительно, в ряде случаев на упаковке не содержалось никакой информации о толщине фольги. Исследование показало, что фактически толщина таких образцов составила 7 микрон. Это очень тонкая фольга, использование которой в быту сопряжено с массой неудобств. Стоит заметить, что среди реализуемых на товарных полках образцов не было ни одного, на котором бы заявлялась такая толщина – минимум 8 микрон.

Исходя из приведенных доводов, можно констатировать, что отсутствие на маркировке фольги сведений о ее толщине напрямую свидетельствует об умышленном сокрытии важной информации в целях реализации наиболее тонких образцов.

Алюминиевая Ассоциация и Союз потребителей Российской Федерации планируют организовать внесение изменений в нормативную правовую базу, которые позволят не только обязать изготовителей указывать все геометрические параметры фольги, но и более четко определить ответственность нарушителей.

В итоговом релизе сказано, что в некоторых случаях продукция одного бренда может производиться разными компаниями, соответственно, качество фольги разнится. Можно ли этого избежать? Что может сделать владелец бренда?

В рамках исследования был выявлен случай, когда один и тот же бренд собственной торговой марки «Лента», но произведенный разными изготовителями, показал различные результаты. Всего было исследовано восемь образцов данного бренда: четыре производства ООО «ТДЗ» и столько же – ООО «РУСАЛ-Саянская фольга». Все образцы первого производителя не прошли по показателю «толщина фольги»: вместо указанных 11 микрон она фактически составляла 7 микрон. В свою очередь, все четыре образца «РУСАЛ-Саянская фольга» соответствовали заявленным параметрам, в том числе и по толщине.

Во избежание случаев реализации несоответствующей требованиям продукции собственной торговой марки владельцу бренда, полагаем, целесообразно взаимодействовать только с проверенными поставщиками, периодически проводить внутренний контроль и, конечно, принимать во внимание такие независимые исследования, о которых мы говорим.

Алюминиевая Ассоциация и СПРФ по итогам исследований геометрических параметров фольги неизменно информируют надзорные органы, торговые сети и сами компании, допустившие недовложение продукта, о выявленных нарушениях. Но проблема остается. Можно ли говорить о необходимости ужесточения наказания для недобросовестных производителей?

Несомненно, некоторое улучшение ситуации в части соответствия геометрических параметров фольги заявленным налицо, особенно в том, что касается длины.
Формально наказание за несоответствие геометрических параметров фольги заявленным предусмотрено частью 2 статьи 14.7 «Обман потребителей» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлено наложение штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. В некоторых случаях, при наличии доказательной базы о злом умысле нарушителя и значимом ущербе пострадавших лиц, можно также применить статью 159 «Мошенничество» УК РФ.
Но на сегодняшний день администрирование дел по рассматриваемому правонарушению, к сожалению, не отлажено. В этой связи усилия Алюминиевой Ассоциации и Союза потребителей Российской Федерации будут направлены на то, чтобы привлечение к ответственности недобросовестных производителей было неотвратимым и справедливым, а также наработана соответствующая правоприменительная практика.

Для этого, как уже говорилось выше, важно актуализировать нормативно-правовую базу в части более четкого установления обязанности указания геометрических параметров фольги и обеспечения их соответствия.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 80

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter