Внутренний рынок потребления титана растет
В конце мая в Казани прошла 20-я Международная конференция «Ti-2023 в СНГ», организованная Межгосударственной Ассоциацией Титан, в которой приняли участие около 200 представителей отрасли.
Открыл конференцию А. Александров, генеральный директор Межгосударственной Ассоциации Титан. Он рассказал о том, что российские мощности по производству губчатого титана составляют 46,5 тыс. т, из которых 44 тыс. т — у корпорации ВСМПО-АВИСМА, 2,5 тыс. т — у Соликамского магниевого завода (СМЗ). В 2022 г. ВСМПО-АВИСМА произвела 34,5 тыс. т губки, СМЗ — 1,5 тыс. т. Что касается мощностей по производству титановых слитков, то в прошлом году они распределились следующим образом: 72 тыс. т — у ВСМПО-АВИСМА, 5 тыс. т — у Чепецкого механического завода (ЧМЗ), по 2 тыс. т — у Ступинской металлургической компании (СМК) и Русполимета.
Общая потребность российского рынка в титановой продукции в 2022 г. составила более 13 тыс. т, из которых б?льшую часть использовали в двигателе- и авиастроении, а также в промышленном применении. Спрос на титановую продукцию продолжает расти. К примеру, общая потребность российского авиакосмического рынка в прошлом году составила около 5 тыс. т титановой продукции. Для выполнения всех программ в течение следующих десяти лет потребуется более 40 тыс. т. Основными драйверами российского индустриального рынка по применению титановой продукции являются медицина, химическая промышленность, нефтегазовая отрасль, атомная энергетика, цветная металлургия и судостроение.
Что касается импорта титановой продукции из Китая, то его объемы возросли с 400 т в 2020 г. до 900 т в 2022 г. В основном это порошки, трубы, прутки, плиты и проволока. Эта тенденция сохраняется, поскольку продукции из технически чистого титана для индустриальных областей применения недостаточно.
Более подробно о положении дел в титановой отрасли журнал «Металлоснабжение и сбыт» расспросил А. Александрова в интервью.
Андрей Валентинович, расскажите, пожалуйста, подробнее о состоянии рынка титана в России и странах СНГ. Как складывается ситуация в текущем году? Какие тренды прослеживаются? Что нас ждет в ближайшее время?
Титановая продукция, производимая в странах СНГ, традиционно в значительном объеме поставляется на международные рынки. Она занимает почетное место на премиальных рынках ответственного применения как в России, так и за рубежом.
При этом очень важно сохранить свое место в мировой титановой кооперации. Желающих занять наше место на премиальном рынке титана достаточно много. Такие компании есть и в США, и в Западной Европе. При наличии заинтересованности со стороны ведущих мировых авиастроительных компаний конкуренты могут со временем нарастить производство и освоить сортамент Корпорации ВСМПО-АВИСМА. Это не быстрый процесс. Наиболее вероятно замещение части российского сортамента аттестованными западными производителями и использование складских запасов, сформировавшихся в период пандемии.
На рынке СНГ формируется общая проблема устойчивого сырьевого обеспечения для ВСМПО-АВИСМА и Усть-Каменогорского титано-магниевого комбината. Украинские ильменитовые концентраты в настоящее время недоступны, поэтому приходится использовать импортное сырье со значительной долей транспортной составляющей. Логистика занимает большую долю в себестоимости, особенно в современных условиях.
В России в очередной раз стоит вопрос развития отечественной сырьевой базы для действующих производств губчатого титана. Следует отметить, что для удовлетворения перспективных потребностей с учетом мировых тенденций, особенно на развитие индустриального применения, действующих производств явно недостаточно.
Как складывается ситуация с внутренним спросом на титановую продукцию? Какие перспективы увеличения потребления?
Внутренний рынок потребления титана в текущем году растет. Но здесь важно обратить внимание на особенности этого роста. Помимо увеличения потребности со стороны авиастроительной отрасли, начинает формироваться повышенный спрос в индустриальном секторе. При ограниченных возможностях импорта готового оборудования, предназначенного для химической, добывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, возникает необходимость импортозамещения в этих отраслях. В похожих условиях в советский период на эти цели потреблялось 12% производимого в стране титанового проката. Сейчас у предприятий химического машиностроения есть шанс занять эту нишу.
Мы ожидаем роста потребления титана в российской химической промышленности на 100%, в нефтегазовой промышленности, в судостроении и в цветной металлургии — на 70% в каждой отрасли, в атомной энергетике — на 50%, а в медицинских изделиях — на 300%.
Как можно простимулировать создание новых производств продукции из титана?
Развитие производственной кооперации — наиболее простой способ для создания новых производств продукции из титана. Кооперация позволяет расширить сортамент и устранить узкие места.
Существенный потенциал имеет создание плавильных производств у более широкого круга производителей титанового проката, а также новых технологий — например, расширение сортамента через развитие производства качественных порошков и ГИП-технологии.
Из мировой практики следует, что потребление титана существенно стимулирует развитие сервис-центров по продажам титановой продукции. Такие центры делают титановый прокат доступнее для широкого спектра видов индустриального применения.
Какие существуют проблемы у отечественного рынка титана, у производителей продукции?
Доступность губчатого титана на внутреннем рынке — очень важный аспект. Корпорация ВСМПО-АВИСМА как вертикально интегрированный производитель в целом способна обеспечить себя губчатым титаном, но другие динамично развивающиеся производители титанового проката, такие как СМК, ЧМЗ, Завод вакуумной металлургии, испытывают существенные затруднения.
Кроме того, для производителей титанового проката развитие индустриального применения — своего рода вызов. В ответственных сферах применения (например, в авиастроении) прерогативой является качество по стабильным ценам. В общетехнических, индустриальных сферах применения в условиях конкуренции с нержавеющими сталями во главу угла встает цена. В течение всей истории металлургии титана для производства проката, особенно плоского, использовались возможности черной металлургии. Нужно отметить, что развитие техники и технологии в металлургии предоставило широкие возможности для сокращения себестоимости производства титанового проката. Крупные металлургические компании стали занимать важное место на титановом рынке благодаря современному высокопроизводительному оборудованию, производя наряду с прокатом из нержавеющих сталей прокат из технически чистого титана. Была построена целая серия печей для выплавки титановых слябов массой более 10 т методом электронно-лучевой плавки. Из таких слябов с последующей горячей и холодной прокаткой получают плоский прокат, цена на который может конкурировать с нержавеющими сталями. Такое сокращение издержек позволило увеличить объемы потребления титана в общетехнических сферах применения.
В рамках международной специализации технически чистый титан с низкой себестоимостью в Россию в основном импортировался. В частности через кооперацию с американской Allegheny Technologies. Теперь нужно решать проблемы такого рода кооперации.
Для сбалансированного развития и сохранения своего места на мировом рынке титана необходимо срочно решать вопросы с вводом новых мощностей для обеспечения сырьевой базы, в производстве губчатого титана и организации производства плоского проката.
Читать материал полностью в свежем номере журнала «Металлоснабжение и сбыт»
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.