ОДК | 18 июля 2023 г. | 07:20

Гендиректор ОДК о новых двигателях и перспективах гражданского самолетостроения

Гендиректор ОДК о новых двигателях и перспективах гражданского самолетостроения

В проекте «Ъ» «Директора» генеральный директор Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Вадим Бадеха рассказал Виктору Лошаку о новых авиадвигателях, перспективах нашего гражданского самолетостроения, месте частного бизнеса в программах ОДК, признался, что поменялось для него, когда стал руководить коллективом в 100 тыс. человек, и дал свой взгляд на успех и счастье.

– Вадим Александрович, я хотел вам задать сначала личный вопрос. Вы руководили Уральским заводом гражданской авиации, после этого возглавили Объединенную двигателестроительную корпорацию, где работает порядка 100 тыс. человек. Как вам далось изменение масштаба? Что было самое сложное?

– На мой взгляд, главный принцип управления сложными проектами, которые находятся тем более в условиях ограничения по времени, по бюджету,– это обязательное участие руководителя, и никакие корпоративные процедуры при управлении серьезными проектами помочь не могут.

– Вот именно! А у вас 24 часа в сутках, огромная корпорация, много проектов, много научных институтов, подразделений и даже география – вся страна: Омск, Пермь, Рыбинск, Санкт-Петербург, Москва... Чему вы уделяете первостепенное внимание? Как вы выбираете те проблемы, которыми вы лично занимаетесь?

– Единственная сложность, которая здесь возникает,– это действительно, большая география. Поскольку в проектных командах, которыми в том числе управляю я, состоят люди непосредственно с самих предприятий, поначалу было сложно управлять, не видя человека каждый день или хотя бы раз в неделю перед собой, не имея возможности спуститься в цех и посмотреть, а что там…

– То, что вы могли сделать, когда работали на Урале?

– Но с другой стороны, это позволяет соблюдать баланс и не переходить на уровень ручного управления. С точки зрения приоритетов на самом деле вопрос этот абсолютно неактуален, потому что как выбрать, что важнее – гражданская авиация, боевая авиация, ракетная техника, двигатели для энергетики или вертолетная техника? Пару лет назад ответ был очевиден. Все делалось для государственного оборонного заказа, и был, безусловно, приоритет, а сегодня, когда мы вынуждены воссоздавать у себя гражданскую авиастроительную отрасль, когда мы вынуждены срочно и оперативно решать задачи импортозамещения двигателей в энергетике, я могу сказать, что по степени сложности, по степени сжатости по времени и масштабности стоящих задач гражданские проекты гораздо более сложные, чем проекты в области гособоронзаказа.

– Ваши коллеги дали мне посмотреть несколько фильмов об авиадвигателестроении. Вы знаете, что меня поразило? Фильм абсолютно технологический. Там нет ни грамма художественности. Тема: создание двигатели ПД-14. Это двигатель, который сейчас будет использован на самолете МС-21. Я для зрителей говорю. Так вот фильм о создании этих двигателей посмотрели 2,9 млн человек. Я хотел вас спросить: вы чувствуете такой общественный интерес к вашей работе, к тому, что вы делаете?

– Я лично считаю, что нет ничего более технически интересного, чем авиационный двигатель. Могу доказать, что это действительно так.

Газотурбинный авиационный двигатель – это самое высокое технологичное произведение человеческого разума, и в мире всего несколько стран, всего пять, которые обладают такими технологиями.

– Технологиями создания газотурбинного двигателя?

– Да. К слову сказать, стран, которые обладают технологиями создания самолета, намного больше. И еще стоит отметить, что наше двигателестроение авиационное, газотурбинное двигателестроение находится абсолютно на мировом уровне. Мы сегодня наблюдаем процесс, когда наши двигатели пользуются спросом на мировом рынке уже независимо от наших самолетов и вертолетов. То есть те страны, которые создают свою авиацию, они рассматривают наши двигатели для своих самолетов и выбирают их в открытой конкурентной борьбе с американцами, с европейцами, и, безусловно, на мой взгляд, это очень интересно. А кроме того, ведь каждый двигатель – это большой, очень длительный, очень сложный проект, который в итоге увенчался успехом, в случае с ПД-14, например. Поэтому фильм про ПД-14 – это не только фильм про двигатель, но это фильм про успех.

– А ПД-14, чтобы мы понимали, от идеи двигателя до того, как он будет готов, сколько времени проходит?

– В среднем порядка 12 лет, 10, 12, 15 лет…

– Задумали и выпустили?

– Да. Это связано с тем, что создание нового двигателя – это в первую очередь создание новых технологий, и до начала проектирования двигателя создается научно-технический задел. Это новые технологии, новые сплавы, новые материалы, новое оборудование для обработки этих материалов, и только после этого начинаются работы по проектированию. В случае с ПД-14 это порядка 16 новых технологий, которые были созданы для обеспечения разработки и изготовления этого двигателя, и в создании этого продукта участвовало порядка 500 различных организаций.

Читать полностью на КоммерсантЪ

Источник: КоммерсантЪ
Просмотров: 60

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter