Сможет ли сегмент light industrial вырасти в 12 раз за два года?

Сможет ли сегмент light industrial вырасти в 12 раз за два года?

Интерес к отечественному сегменту light industrial восстановился, но он по-прежнему недоинвестирован и требует гибкого подхода к форматам реализации, считает Дмитрий Юрьев, коммерческий директор по проектным продажам холдинга «Венталл», российского лидера в производстве металлоконструкций для промышленного и гражданского строительства.

В 2022 г. из-за консервативной политики основных инвесторов, хеджирующих стагнационные риски и вкладывающих деньги в основном в объекты big box, рынок «лёгких» промышленно-складских комплексов просел на 25%.

И хотя интерес к формату к началу II полугодия 2023 г. восстановился, по данным аналитиков IBC Real Estate, возрастающий спрос не может быть удовлетворён за счёт существующих и строящихся в настоящий момент объёмов. Готовое предложение сейчас в 12 раз меньше потенциала рынка, составляющего 1,4 млн м2. При этом в 2024–2026 гг. планируется ввести не более 1,1 млн м2, а реализуется прямо сейчас чуть больше 307 тыс. м2.

Новости по теме

Дефицит площадей способен стать серьёзным фактором торможения для МСП. Альтернативой новым объектам подобного назначения может стать реанимация старой промышленной застройки — в основном, еще советских времен.

«Гаражная» экономика
До 25% трудоспособного населения нашей страны заняты в специфически постсоветской форме предпринимательства — «гаражном» бизнесе. Фактически это небольшие производственные или сервисные компании, для нужд которых ранее вполне хватало пары-тройки боксов в близлежащем кооперативе. До недавнего времени это была экономическая «серая» зона, однако с упрощением налогового законодательства (появление самозанятости) такой микробизнес стал активно выходить из тени. И столкнулся с очередными проблемами: нехваткой площадей, отвечающих их возросшим требованиям.

Между тем гаражный бокс — одна из жизнеспособных форм light industrial: небольшое помещение в черте города, с низкой арендной платой, удобным подъездом, возможностями организации производства, логистики и администрирования всех процессов в одном пространстве. И несмотря на то что премиальным требованиям формата (шаг колонн до 9 м, рабочая высота от 8 м, полы с нагрузкой от 5 тонн на 1 кв. м и т. д.) подобные боксы обычно не соответствуют, это вполне устраивает большинство арендаторов.

«В целом уходящие в прошлое гаражные боксы, рассматриваемые как основа производственных микробизнесов, соответствуют классу В по актуальной классификации NF Group (ex-Knight Frank Russia), — считает Дмитрий Юрьев, — отличаясь в основном высотой складирования (от 6 м в light industrial класса В). Но для многих предпринимателей это не является определяющим, в отличие от доступной внутригородской логистики и близости к целевому потребителю. При этом, хотя сегмент считается перспективным для девелопмента, вновь возводимых проектов, сопоставимых по удобству с гаражами, практически нет. Возможной альтернативой может стать ревитализация с помощью металлоконструкций старых промышленных объектов в городских промзонах, которые по ряду причин не подходят для жилищного строительства».

Реанимация мастодонтов
Хотя в городах-миллионниках промзоны всё чаще джентрифицируются, превращаясь в жилые кварталы и модные пространства, кардинальный редевелопмент возможен далеко не всегда и не везде в силу как экономических, так и экологических причин. А вот явная активизация производственного малого бизнеса, сопровождаемая господдержкой, вполне может вдохнуть новую жизнь в старые заводские корпуса, которые не подходят крупным современным предприятиям по техническим параметрам.

Например, в крупном областном центре — Белгороде — 80% промышленных сооружений, требующих реконструкции, составляют одноэтажные здания с шагом колонн 6 м и пролётами, кратными 3 м. Примерно такая же ситуация и в других промышленных городах России. Достоинствами подобных объектов являются простота и надёжность конструкции, наличие крупных одноуровневых пространств, удобство погрузо-разгрузочных работ и транспортная доступность. Кроме того, производственные площадки имеют достаточные электрические мощности для подключения и стабильно работающие инженерные сети. Но приспособить их для сегодняшних нужд затруднительно: логика современных технологических процессов требует иной компоновки пространства, что усложняет ревитализацию.

А вот для «гаражной экономики» — мини-складов, транспортных предприятий, СТО и прочего — такие здания при минимальной подготовке вполне годятся. Причём переделки не требуют серьёзных изменений, их можно реализовать быстро, а стоимость аренды подобных объектов не будет слишком обременительной.

«Корпуса советской (а тем более дореволюционной) постройки отличаются исключительной надёжностью и запасом прочности, — объясняет Дмитрий Юрьев. — Строили их на века, из кирпича и железобетона, поэтому такие сооружения несложно осовременить под нужды небольших производств, используя металлоконструкции для внутренней реорганизации. Малый вес подобных элементов, возможность смонтировать их на мощных несущих стенах и основаниях старых зданий, большая несущая способность и низкий вес единичного элемента, что важно при затруднённом монтаже, беспроблемная установка востребованного сегодня подъёмного оборудования делают технологии металлоконструкций практически безальтернативным способом ревитализации устаревшей промышленной застройки с сохранением её назначения».

Хорошо забытое старое
Очевидно, что растущий спрос на небольшие производственные помещения рано или поздно активизирует девелоперские проекты в этом сегменте: только в Московском регионе дефицит площадей в light industrial на проекты класса А составляет 200 000 кв. м, а потенциальная востребованность формата достигает 3–3,5 млн кв. м в ближней перспективе.

«Если сравнивать с развитыми рынками, то потенциальный объём light industrial сопоставим с суммарным объёмом качественной складской недвижимости класса А, — говорит генеральный директор Skladman USG Александр Хомич. — В Германии, например, направление light industrial составляет больше половины всего складского сегмента: 45% — это big box, а 55% — light industrial. Для Московского региона [речь идёт о нехватке] — около 20 млн кв. м. Но это на долгую перспективу».

Однако сложности с подбором устраивающей потенциальных арендаторов локации и высокие (относительно привычных big box) первоначальные затраты (на 20–50%) ограничивают интерес к новому строительству. А приспособить огромные популярные гигантские склады под нужды малых производств достаточно сложно.

«В традиционном формате big box, который сейчас преобладает на российском рынке, разделение на небольшие блоки возможно, — говорит Дмитрий Юрьев. — Однако оно требует довольно существенных затрат (причём в идеале ещё на этапе проектирования): кратного увеличения количества входных групп, внутреннюю перепланировку под множество разных целей, задач, форматов и прочее. В то время как старые здания часто имеют подходящую структуру, которую нужно только осовременить посредством внедрения металлоконструкций».

Помощь МСП, которая постепенно становится государственным мейнстримом, требует серьёзных структурных изменений, в том числе в подходах к рынку девелопмента и аренды производственных площадей. На этом фоне ревитализация старых внутригородских промышленных площадок без изменения направления их деятельности (но с адаптацией под потребности малого бизнеса) может стать хорошим компромиссом, выгодным как застройщикам, так и потенциальным арендаторам.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 85

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter