Как менять подходы к производству компонентов и техники, которых сегодня нет в России?
В рамках Российского агротехнического форума, организованного «Ассоциацией «Росспецмаш», состоялась тематическая сессия «Как менять подходы к производству компонентов и техники, которых сегодня нет в России?» Модератором выступил Алексей Кулешов, корпоративный директор ООО «ВЕКтор», заместитель генерального директора по развитию АО «Электронный паспорт».
Вопросы для дискуссии:
— Достаточно ли мер действующих госпрограмм для производства новой техники и компонентов? Эффективны ли эти меры?
— Как выращивать российских производителей компонентов? Что делать, если нет инженерных и рабочих кадров, компетенций, технологий и оборудования?
— Как гарантировать инвесторам в новые производства компонентов спрос со стороны производителей конечной продукции?
— Как защищать интересы тех, кто сегодня вкладывается в производство уникальной техники и комплектующих? Меры технического регулирования.
— Возможности вывода импортозамещенных комплектующих и техники на экспортные рынки. Достаточно ли действующих мер регулирования.
В сессии приняли участие:
- Игорь Золотухин, генеральный директор ОАО «Гидропривод»
- Анатолий Павлов, председатель совета директоров АО «Пневмостроймашина»
- Александр Кузьмин, заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Росстандарт
- Александр Дьяченко, генеральный директор ООО «Десятый подшипниковый завод»
- Максим Ким, заместитель директора департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии
- Сергей Туболев, генеральный директор ООО «КОЛНАГ»
- Александр Шевцов, заместитель главного конструктора ПАО «Тутаевский моторный завод»
- Валентин Цупрун, заместитель директора департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
Игорь Золотухин, генеральный директор ОАО «Гидропривод», говоря о проблемах производителей комплектующих, отметил в первую очередь нестабильность заказа. Ситуацию также существенно осложняет демпинг цен на рынке китайскими поставщиками техники. «Почему это дружественная страна? Это все сиюминутно. Потом вряд ли мы что-то хорошее получим. В Китае много что делается для поддержки экспорта. В результате такой политики цены у китайских производителей техники и компонентов меньше в 2-3 раза российских», - поделился спикер.
Нужно улучшать условия деятельности отечественных производителей: гарантировать стабильный спрос и модернизировать производства.
Анатолий Павлов, председатель совета директоров АО «Пневмостроймашина», выходом из ситуации видит создание отдельного органа (государственного комитета) по координации деятельности производителей материалов для техники. По мнению спикера, главная проблема отрасли - нестабильность качества при производстве материалов для машиностроения. «Не делаем качественную резину, высокопрочные чугун и сталь. Россия всегда гордилась качеством этих производств. А сейчас нигде нет!» - заключил руководитель предприятия.
Александр Кузьмин, заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Росстандарт, говорил о том, что стандартизация позволит улучшить ситуацию с качеством на рынке комплектующих. И производители, и государство несут убытки от фальсификата - уверен эксперт. Он привел в пример случай, когда от б/у компонентов в технике, которые использовал поставщик по Федеральной программе сохранения лесов, был нанесен ущерб государству в 50 млн руб.
«Контроль и надзор - важные составляющие для оздоровления рынка. Наши стандарты должны опережать иностранные, чтобы рынок был защищен лучше других», - подытожил эксперт.
Александр Дьяченко, генеральный директор ООО «Десятый подшипниковый завод», считает недостаточными действующие меры поддержки производителей компонентов. «Все меры поддержки, которые есть, позволяют только штаны поддержать», - заявил спикер. Необходимо задавать высокие требования стандартизации и создавать новую производственную базу предприятий. Также эксперт предлагает масштабировать субсидии производителей техники на производителей компонентов, когда у заказчика комплектующих есть соответствующие преференции.
По завершению выступления Александра Дьяченко была озвучена информация о том, что в СССР действовали 50 подшипниковых заводов. Сейчас осталось всего пять. Кардинально переломить ситуацию может только Новая индустриализация (модель которой была представлена на Московском экономическом форуме), считает эксперт.
Во время выступления Максима Кима, заместителя директора департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии, возникла дискуссия - необходима ли сейчас сертификация производителям. Так Игорь Золотухин считает, что ужесточение требований не будет способствовать очищению рынка от фальсификата. «Кто работал в серую, тот так и останется вне правового поля», - уверен директор завода Игорь Золотухин. Также прозвучало мнение по теме от гендиректора ОАО «Череповецкий литейно-механический завод» Владимира Боглаева. Он считает, что нужно сначала создать условия для развития отечественных производителей, появления крупных игроков, повышения конкурентоспособности, а потом закрывать рынок через ужесточение требований.
Следующий спикер - Сергей Туболев, генеральный директор ООО «КОЛНАГ» - говорил о том, что в России не выпускают многие виды с/х техники. Например, для уборки винограда, льна или топинамбура. Но что может подвигнуть компании начать освоении новых машин? Внешние условия - это, в том числе перспективы реализации. Внутренние: научный задел, производственная база, инженеры, база комплектующих. Очевидно, что сегодня этих условий нет в той мере, чтобы ожидать бурного развития отрасли.
Сергей Туболев предлагает на межведомственном уровне создавать творческие объединения, назначать головную организацию и соисполнителей, определять бюджет и ответственность. Нужно формировать потребность в той или иной машине с определенными характеристиками, гарантировать сбыт и качество продукции.
Александр Шевцов, заместитель главного конструктора ПАО «Тутаевский моторный завод», рассказал о деятельности своего предприятия. ПАО «ТУТАЕВСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» - одно из ключевых машиностроительных предприятий Ярославской области, выпускает 8-цилиндровые дизельные двигатели, автомобильные лебедки, коробки передач, автокомпоненты, литье и поковки.
Среди основных рисков и угроз развития руководитель завода выделяет обострение конкуренции из-за демпинга цен, устаревшие технологии у российских поставщиков субкомпонентов, ценовое давление поставщиков материалов, дефицит персонала и увеличение срока окупаемости инвестиций.
Оживление спроса посредством увеличения государственной поддержки, защита внутреннего рынка от агрессивного импорта, снижение налога на прибыль и страховых взносов на производителей техники и комплектующих с целью инвестирования этих средств в развитие производства - будут способствовать положительной динамике в машиностроении, считает Александр Шевцов.
Валентин Цупрун, заместитель директора департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, в свою очередь отметил, что система мер государственной поддержки направлена на то, чтобы деятельные и активные руководители предприятий могли расширить свои производства. По мнению представителя Минпромторга, государство предоставляет достаточно широкий набор инструментов для помощи машиностроителям, но не хватает инициативных директоров.
Подводя итог встречи, модератор Алексей Кулешов также сделал упор на роли технического регулирования и стандартов в развитии отрасли специализированного машиностроения.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.