Финансовый кризис губительно скажется на темпе модернизации машиностроительного комплекса России
В первой половине октября по проблемам машиностроительного комплекса были проведены на правительственном и общеотраслевом уровне следующие мероприятия:
1 октября - заседание Правительства РФ по рассмотрению основных позиций проекта Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. и Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на ближайшие четыре года - до 2012 г.
9 октября Союзом машиностроителей России в рамках III Национального Конгресса проведена конференция «Отечественное машиностроение: от возрождения отрасли к осуществлению прорыва», на которой рассмотрены актуальные вопросы прорывного развития машиностроительного комплекса.
14 октября заместитель Председателя – Руководитель аппарата Бюро Центрального совета Союза машиностроителей России В. Гутенев принял участие в III Саммите Союза немецких машиностроителей, в рамках которого между Союзом машиностроителей России и Союзом немецких машиностроителей был подписан Меморандум о сотрудничестве.
13 октября на втором заседании нашего Комитета были рассмотрены проблемы развития отечественного лесозаготовительного машиностроения.
16 октября состоялось совместное заседание Комиссии по экономическим вопросам и Комиссии по технологическому развитию, защите внутреннего рынка и развитию кооперации при Бюро Центрального Совета Союза машиностроителей России. Центральным вопросом стало обсуждение вариантов действий по минимизации ущерба от рецессии мировых финансовых рынков и предложений по формированию государственных мер, направленных на сохранение положительных тенденций роста промышленного производства в российской экономике.
Сценарии инновационного развития экономики рассматриваются как целевые практически во всех стратегических документах Правительства РФ. По данным рейтинга «Эксперт-400» среднее отношение затрат на НИОКР к доходам компаний в 2007 г. составляло 0,5%. Это по меньшей мере в три раза ниже, чем в западных фирмах. Наиболее активно вкладываются в НИОКР российские машиностроительные компании, прежде всего в ВПК и в автомобилестроении, но есть положительные примеры и в других секторах машиностроительного комплекса, таких, как лесозаготовительное, сельскохозяйственное, тракторное, дорожно-строительное. Впервые за последние пять лет обрабатывающий сектор крупного бизнеса обогнал по динамике роста сырьевой.
Например, 26 сентября 2008 г. в Красноярске состоялась презентация первого российского форвардера - универсального колесного сортиментовоза - КС 421, произведенного Краслесмаш и ПО Красноярский завод комбайнов. В г. Чебоксары на Промтракторе завершены эксплуатационные испытания новой модели бульдозера ЧЕТРА Т-40, курганские машиностроители объявили о запуске в серийное производство на ОАО «Курганмашзавод» очередной новой модели из серии современных инновационных погрузчиков с бортовым поворотом МКСМ-1200. Ростсельмаш начнет в декабре 2008 г. серийное производство нового роторного комбайна RSM 181.
По статистическим данным Росстата и предприятий, опубликованным в бюллетене, в России за январь – август 2008 г. отмечается устойчиво высокий рост объемов промышленного производства по выпуску тракторов на гусеничном ходу – на 19%, башенных кранов - на 19,6%, бульдозеров - на 16,1%, экскаваторов - на 10,9%.
Несмотря на рост производства, почти по всей номенклатуре выпускаемой техники, курируемой нашим Комитетом, темпы отгрузки по многим видам машин существенно меньше произведенной. По тракторной технике на площадках предприятий находится 725 тракторов, что составляет около 5,2% от произведенных. Большое количество нереализованной техники составляют прицепные сельскохозяйственные орудия для обработки почвы, посева сельскохозяйственных культур в связи с несбалансированностью структуры сбыта техники из-за сезонного спроса на нее. Из-за слабого платежеспособного спроса потребителей не реализовано большое количество лифтов – 9,9% от изготовленных (1561 шт.), машин для городского коммунального хозяйства – 5,6% от изготовленных (457 шт.) и ряд других машин и оборудования.
Данная ситуация продолжает негативно сказываться на финансово-экономической деятельности предприятий, выпускающих данный вид техники. По мнению аналитиков, к концу года предсказуемая динамика падения производства будет усугублена финансовым кризисом в стране, что в свою очередь губительно скажется на темпе модернизации машиностроительного комплекса России, который до сегодняшнего момента наращивался благодаря инновационному энтузиазму ведущих машиностроительных компаний, осуществляющих модернизацию производства исключительно за счет собственных средств.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.