Железнодорожный транспорт способен стимулировать рост потребления алюминия
По его словам, уже в 1960-х гг. в Западной Европе в профессиональной среде сложилось мнение, что алюминиевые вагоны могут оказаться не менее выгодными в эксплуатации, нежели стальные. Правда, поначалу оно столкнулось с противодействием со стороны ряда машиностроительных компаний, считавших алюминиевые вагоны пустой затеей. Сегодня же большая часть подвижного состава в Европе и США сделана именно из алюминиевых полуфабрикатов. Например, алюминиевые грузовые вагоны и полувагоны используются для перевозок угля, руд, удобрений, цемента.
Широкое применение алюминиевых полуфабрикатов в транспортном машиностроении за рубежом, отметил Юрг Цендер, обусловлено рядом причин, в частности, меньшим, чем в случае стали, удельным весом, большей коррозионной устойчивостью в условиях перепада температур, высокой прочностью. Благодаря этим характеристикам алюминиевые вагоны более легкие, чем стальные, имеют большой срок эксплуатации (до 50 лет).
Конечно, внедрение алюминия в производство железнодорожной техники и в наше время не обходится без проблем.
Например, в США рельсы укладываются относительно друг друга со сдвигом и со свободным стыком. При движении поезда каждый из его вагонов через определенные интервалы пути (равные 6 м) наклоняется то вправо, то влево, вследствие чего возникает резонанс, чреватый в случае больших скоростей банальным опрокидыванием состава. Правительству США пришлось объявить специальный конкурс на решение этой проблемы. В итоге победила разработка алюминиевой тележки. Это была принципиально новая разработка, в которой почти не было стандартных узлов и частей типовых тележек, что влекло к переоборудованию всех ремонтных депо. Вот это и стало камнем преткновения, поэтому широкое внедрение не состоялось.
В России попытки создать алюминиевый вагон делались неоднократно, однако, дальше опытных образцов дело, как правило, не шло. Тем не менее, у производителей железнодорожной техники есть большой интерес к применению «крылатого метала».
Но массовый выпуск поездов на основе алюминиевых полуфабрикатов решения ряда технологических проблем и принципиально иной квалификации персонала. Так, пассажирские вагоны за рубежом делают из алюминиевых профилей, сваривая их между собой, а потом вырезая окна обычной фрезой. Вырезанные куски направляют на переработку. В России же подобный подход, по мнению представителей отечественных предприятий, слишком затратен. Кроме того, отсутствуют гарантированные заказы на закупки алюминиевого подвижного состава со стороны компаний, занимающихся пассажирскими и грузовыми перевозками, а также резкие колебания цен на «крылатый металл».
И все-таки, в перспективе, алюминий может найти более широкое применение в российской железнодорожной технике, считают отечественные производители, поскольку к этому подталкивают экономические соображения — более долгий срок эксплуатации и меньший вес подвижного состава.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.