НПО Сатурн: от МАКСа к МАКСу

ОАО «НПО «Сатурн» (г. Рыбинск Ярославская область) примет участие в 10-м юбилейном Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2011, который пройдет с 16 по 21 августа 2011 года в городе авиационной науки и техники — подмосковном Жуковском, на аэродроме центральной испытательной базы страны — Летно-исследовательского института им. М. М. Громова.

Оценивая путь, пройденный компанией за время от МАКСа-2009 до МАКСа-2011, управляющий директор НПО «Сатурн» Илья Федоров отметил: «В этот период произошла смена команды, перестройка людей. Произошла смена ценностей. Мы стали, фактически, государственной компанией, и в части выполнения государственных задач, и в части заботы о людях. Люди — это главная ценность компании. Именно благодаря им — молодым, креативным, профессиональным — мы смогли сохранить компанию для области, отрасли, страны.

Меры господдержки и собственные действия „Сатурна“ и „Оборонпрома“ позволили к концу 2010 года существенно снизить кредитный портфель, увеличить в 2011 году более чем на 25% рост выработки. Увеличение собственного капитала НПО „Сатурн“ значительно улучшило структуру его баланса. Это дало возможность планировать развитие предприятия на ближайшие 2 — 3 года и, соответственно, финансировать все ключевые проекты. Результаты проведенной в течение первого полугодия 2011 года серии переговоров позволяют прогнозировать увеличение долгосрочного портфеля заказов и существенный рост выручки с 2012 года.

Предприятие преодолело „дно“ кризиса, открыло набор специалистов и продолжает, как и прежде, модернизацию производства, обучение персонала, внедрение лин-технологий, реализацию продуктовых программ».

Су-35 с двигателями 117СНа МАКСе-2011 в рамках выставочной экспозиции ОПК «Оборонпром» и «Объединенной двигателестроительной корпорации» НПО «Сатурн» представит пять разработок. В разделе продукции гражданского назначения: турбовентиляторный двухконтурный двигатель SaM146, созданный для применения на регионально-магистральных самолетах нового поколения. В разделе продукции военного назначения: турбореактивный двухконтурный форсированный двигатель «изделие 117С» для нового российского многофункционального истребителя Су-35; турбореактивный двухконтурный двигатель АЛ-55, предназначенный для мирового рынка учебно-тренировочных и легких боевых самолетов; морской газотурбинный двигатель М70ФРУ мощностью 14000 л.с.; турбореактивный двухконтурный двигатель «изделие 36МТ» для крылатых ракет.

Изделие 117СВ летной программе салона впервые планируется представить перспективный авиационный комплекс пятого поколения (ПАК ФА) и уже демонстрировавший свои возможности на МАКСе-2009 многофункциональный истребитель Су-35 — с двигателями разработки НПО «Сатурн». Во второй раз совершит полеты на МАКСе и лайнер «Сухой Суперджет 100» с двигателями SaM146, создание которых вступило в фазу серийного производства.

«То, что за два года, прошедшие от МАКСа до МАКСа, мы подняли в небо Т-50 и серьезно продвинулись по испытаниям 117С/Су-35, является неоспоримым достижением коллективов АКХ „Сухой“ и НПО „Сатурн“. Это достижение всей страны, — говорит генеральный конструктор НТЦ им. А. Люльки — директор филиала „НТЦ им А. Люльки“ Евгений Марчуков. — Самолет Су-35 уже предъявляется на государственные совместные испытания. Работы по двигателю 117С находятся на этапе предварительных испытаний опытных образцов. В соответствии с планами изготовления материальной части, доводки и испытаний, во втором квартале следующего года он должен выйти на государственные стендовые испытания, прохождение которых будет означать выход изделия в серию».

ПАК ФАПо словам генерального конструктора НПО «Сатурн» Юрия Шмотина, создание двух новых двигателей для двух лучших российских самолетов — «Сухой Суперджет100» и ПАК ФА — принципиальный результат работы «Сатурна»: «В 2010 году двигатель SaM146, созданный НПО «Сатурн» совместно с компанией «Снекма», получил сертификат типа EASA. И сегодня две компании — «Армавиа» и «Аэрофлот — Российские авиалинии» выполняют регулярные рейсы самолетов «Сухой Суперджет100» с пассажирами на борту. Это говорит о том, что «Сатурн» перешел к принципиально новому этапу — серийному производству и поддержке SaM146 в эксплуатации.

В том же 2010 году перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации с двигателями разработки НПО «Сатурн» совершил свой первый полет. В настоящее время продолжаются комплексные стендовые и летные испытания. Одновременно идет создание двигателя второго этапа ПАК ФА, в рамках которого серьезный объем конструкторских, а затем и производственных работ, закреплен за НПО «Сатурн».

Программа SaM146.

SaM146 на самолете SSJ100 авиакомпании АрмавиаГлавным событием программы, бесспорно, стало получение сертификата типа на двигатель SaM14, которое состоялось 23 июня 2010 года в Кёльне (Германия) в штаб-квартире Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA). Европейский сертификат соответствия получен российским производителем авиадвигателей впервые и также впервые в истории сертификат типа на двигатель был получен раньше, чем на самолет. 13 августа 2010 на двигатель SaM146 получен сертификат типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета. Сертификация двигателя по европейским и российским требованиям летной годности позволяет использовать двигатель SaM146 на самолетах, эксплуатирующихся в России, странах Европейского союза и СНГ.

В настоящее время продолжаются постсертификационные испытания двигателя, обусловленные необходимостью увеличения его ресурса и изменения технического определения критичных деталей. Также продолжаются работы по уменьшению массы силовой установки, улучшению технологичности и эксплуатационных характеристик двигателя. В связи с расширением семейства самолетов SSJ100 ведутся работы по созданию модификации двигателя SaM146 с увеличенной тягой на 5%. Прорабатывается возможность альтернативного применения двигателя SaM146 на других типах воздушных судов.

Программа Д-30КУ/КП/КУ-154.

Более 30 лет НПО «Сатурн» осуществляет серийное производство, послепродажное обслуживание и модернизацию авиационных двигателей Д-30КУ/КП/КУ-154 гражданского и двойного назначения для магистральных пассажирских и транспортных самолетов (Ту-154М, Ил-76, Ил-62М). В период с 2009 по 2011 гг. успешно реализован контракт с ФГУП «Рособоронэкспорт» на поставку 55 авиадвигателей Д-30КП-2 в КНР. Заключены договоры с ФГУП «Рособоронэкспорт» на выполнение в 2011 году капитальных ремонтов двигателей Д-30КП-2 для иностранных заказчиков, а также государственные контракты на выполнение капитальных ремонтов двигателей Д-30КП-2 / Д-30КУ-154 в интересах Министерства обороны и других силовых ведомств РФ.

Программа АЛ-55И.

НПО «Сатурн» стало первым российским предприятием, получившим заказ на полномасштабную разработку авиационного двигателя для нужд иностранного государства. В феврале 2010 г. полностью завершены летно-сертификационные испытания двигателей АЛ-55И на 2 самолетах HJT-36, которые проводятся компанией HAL в Индии. Подписан соответствующий Акт о завершении летно-сертификационных испытаний. За период прошедший с начала первого вылета самолета в мае 2009 года, HJT-36 совершили более 70 полетов, а с учетом полетов на самолете МиГ-АТ совершено более 100 полетов. В рамках контракта с HAL ведутся опытно-конструкторские работы по программе увеличения ресурса двигателя до 300 часов, а также производство новой партии из 10 двигателей, первые два из которых в ближайшее время будут предъявлены и отгружены индийской стороне.

Программы малоразмерных ГТД.

В период 2009-2011гг. НПО «Сатурн» в полном объеме выполнены несколько контрактов на поставку малоразмерных ГТД для оснащения крылатых ракет авиационного и морского базирования производства ГосМКБ «Радуга», ОКБ «Новатор», «СмАЗ». Поставки двигателей осуществлялись в интересах иностранных заказчиков, а также МО РФ. В настоящий момент продолжается предконтрактная работа в обеспечение поставок малоразмерных ГТД производства НПО «Сатурн» на период 2011-2015гг.; прорабатываются варианты расширения применения двигателей.

Программы промышленных ГТД малой и средней мощности.

НПО «Сатурн» продолжает реализацию программ промышленных газовых турбин малой и средней мощности для энергетики и газоперекачивающих станций: ДО49Р (2,85 МВт); ГТД-6/8РМ (6,5/8,6 МВт); ГТД-4/6,3/10РМ (от 4 до 10 МВт). В 2009г. ОАО «НПО «Сатурн» разработана новая модификация газовой турбины ГТД-6,3РМ/8 мощностью 8 МВт. В период 2009-2011гг. для ОАО «Газпром» поставлены первые 9 двигателей данного типа для применения в составе КС «Ямбургская» (г. Югорск), ДКС «Медвежьего ГКМ» (г. Надым).

Программы энергетических ГТД большой мощности.

В рамках программы производства промышленных газовых турбин большой мощности НПО «Сатурн» в период 2009-2011гг. осуществило:

— гарантийное и постгарантийное обеспечение работы блока № 1 Ивановских ПГУ (филиал ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»); пуск блока — 2 квартал 2008 года; мощность блока 325 МВт, на базе 2-х ГТД-110 НПО «Сатурн»;

— сдачу заказчику ОАО «ОГК-6» и запуск надстройки ПГУ-420 Рязанской ГРЭС на базе 1 х ГТД-110;

— работы по подготовке к пуску блока № 2 Ивановских ПГУ (филиал ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»), мощность блока 325 МВт; первый из двух ГТД-110 НПО «Сатурн» поставлен заказчику; до конца 2011 года будет поставлен второй ГТД-110 для завершения комплектации блока № 2.

Компания реализует комплекс мероприятий, нацеленных на повышение рабочих характеристик и эксплуатационной надежности ГТД-110, совершенствование системы послепродажного обслуживания.

Программы морских ГТД.

НПО «Сатурн» является ведущим российским разработчиком и производителем морских газотурбинных двигателей, на предприятии созданы и успешно прошли государственные испытания морские газотурбинные двигатели двух типоразмеров: М75РУ максимальной мощностью 7000 л.с. и М70ФРУ, максимальной мощностью 14000 л.с.

В числе событий программы периода 2009-2011гг. — начало создания сборочно-испытательного комплекса морских ГТД и агрегатов на их основе (в рамках ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2011-2020 годы», при поддержке Минпромторга РФ). В июне 2011г. НПО «Сатурн» стало победителем конкурса на создание морского гражданского газотурбоэлектрогенератора мощностью 8 МВт (в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники на период 2009-2016гг.»).

ОАО «Научно-производственное объединение «Сатурн» — двигателестроительная компания, специализируется на разработке, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок, кораблей Военно-морского флота и гражданских судов. ОАО «НПО «Сатурн» входит в состав «Объединенной двигателестроительной корпорации» — стопроцентной специализированной дочерней компании ОАО «ОПК «ОБОРОНПРОМ» по управлению двигателестроительными активами.

ОАО «Объединенная промышленная корпорация «ОБОРОНПРОМ» — многопрофильная машиностроительная группа, создана в 2002 году. Входит в состав ГК «Российские технологии». Основные направления деятельности: вертолетостроение (ОАО «Вертолеты России»), двигателестроение (УК «ОДК»), другие активы. Выручка предприятий корпорации в 2010 году превысила 170 млрд. рублей.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 292

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter