Итоги конференции "Российский рынок металлов" (фоторепортаж)

Крупнейшие производители стали России и СНГ, поставщики металлопродукции, потребители и партнеры металлургов, отраслевые эксперты накануне открытия «Металл-Экспо’2011» проанализировали крупнейшие инвестпроекты отрасли и ситуацию на рынке металлов на 14 ноября. Сквозным мотивом 14-й Международной конференции «Российский рынок металлов» стало обсуждение последствий вступления России в ВТО.

За последние 15 лет в мире было проведено 3,853 тыс. антидемпинговых расследований. 30% из них, то есть треть, пришлось на металлургический сектор. Об этом рассказал директор по внешним связям НЛМК А. Базулев. Доля принятых мер — около 40%. Эффективность реализации запросов ниже 50%, однако металлургическим компаниям приходится содержать департаменты с квалифицированными сотрудниками. Индия, США, Евросоюз и Канада наиболее активно пользуются механизмами антидемпинговых расследований.

Международная интеграция и риски отечественных металлургов

Россия занимает девятое место в мире по количеству расследований в отношении ее производителей — 121 расследование за последние 15 лет. 60% из них — в отношении металлургического сектора. В результате Россия заняла второе место по количеству расследований в отношении металлургического сектора — 70 расследований. Первое место занимает, естественно, Китай.

С чем связано такое количество расследований в отношении русской стали? Прежде всего с избыточностью мощностей в мире вообще и в России в частности. Потребление составляет треть от уровня потребления СССР. Металлургическая промышленность, которая в СССР могла производить и потреблять свыше 100 млн т продукции, сейчас производит 70 млн т, а потребляет не более 40 млн т.

Против России меры принимаются во многих регионах мира. Россия также ведет борьбу за свой рынок, пытается не допустить демпинга на своей территории. В 50—60% российские металлурги со своими заявлениями достигают успеха. Вступление России в ВТО улучшит эффективность применения антидемпинговых, защитных и компенсационных мер, поскольку она станет полноправным членом арбитража ВТО. В долгосрочной перспективе после вступления в организацию появится возможность доступа к финансовым механизмам, увеличится металлопотребление, которое напрямую коррелируется с ростом ВВП.

Вместе с тем эффект не будет незамедлительным. Во-первых, потому что предусмотрен достаточно длинный переходный период. Во-вторых, меткомпании давно рассматриваются отдельно, вне зависимости от странового фактора. Положительно вступление в ВТО может сказаться на присутствии российской продукции на тех рынках, где существуют количественные ограничения. Прежде всего речь идет о квотировании поставок в Евросоюз. Однако отмена квот может смениться началом расследований против российской металлопродукции, а опыт показывает, что Еврокомиссия преуспела в этом, так как сразу вводит предварительную пошлину, а потом и основную. В этом смысле российское законодательство несовершенно: для введения предварительной пошлины приходится пройти тот же путь подачи заявления и аргументации, что и при инициировании постоянной пошлины, а за этот период импортеры успеют нарастить поставки и затоварить рынок на долгое время вперед. В Евросоюзе же достаточно 30 дней для введения предварительных ставок антидемпинговых пошлин. По мнению А. Базулева, в преддверии вступления России в ВТО госорганам необходимо оперативно устранить недостатки в применении инструментов торговой защиты (инертность в рассмотрении заявлений металлургических компаний, отказ от введения предварительных пошлин для оперативного пресечения демпинга или ущерба, отсутствие формализованных процедур раннего оповещения, формальный подход при расчете ущерба в отечественной промышленности и т.д.).

После вступления России в ВТО многим отраслям придется столкнуться с усилением конкуренции, и не всегда она будет добросовестной. Поэтому отрасли — потребители металлопродукции также будут вынуждены прибегнуть к инициированию мер антидемпинговой защиты, тем более что в Европе очень часто инициаторами процедур выступают именно ассоциации потребителей.

Обязательства, которые появятся у России после вступления в ВТО, распространятся на Таможенный союз. Будут отменены антикризисные защитные меры, сохранены меры докризисного периода. Вступление в ВТО повлечет необходимость увеличения количества специалистов по защите рынков, заявил А. Пинчук, заместитель директора Департамента базовых отраслей промышленности Минпромторга России.

По мнению директора Фонда развития трубной промышленности Ал. Дейнеко, работа с Казахстаном и Белоруссией в рамках Таможенного союза выявила ряд законодательных ограничений для отечественных компаний в области конкуренции. В соответствии с Законом «О недрах» Республики Казахстан поставщик продукции для нужд ТЭКа этой страны должен быть включен правительством в специальный реестр. При этом для иностранного поставщика обязательным условием включения является наличие так называемой доли казахстанского содержания в товарах (фактически аналог понятия «уровень локали» в российском автопроме). Данные меры противоречат принципам единого экономического пространства. В Белоруссии согласно законодательству покупатель продукции российских трубников имеет право заключать договоры только напрямую с производителем. Это зачастую является экономически невыгодным для небольших покупателей и ограничивает рынок сбыта российских компаний.

Ал. Дейнеко также отметил ряд других проблем: сложность доступа к статистическим данным о рынке труб Казахстана и Белоруссии, большое количество защитных мер в металлургии, применяемых против России, и громоздкость разрешительной документации при экспорте российской продукции на европейский рынок. В качестве мер, призванных улучшить текущую ситуацию, ФРТП выступило с предложением унификации законодательства в сфере государственных закупок.

Е. Уракова, редактор по СНГ SBB, в качестве одной из основных проблем мировой металлургии выделила состояние экономики Китая: потребление стали в стране, где уже сейчас производство превышает его на 25%, в течение ближайших пяти лет будет падать, что увеличит экспорт и давление на рынки. Спад в мировой промышленности снизит рост потребления стали в следующем году до 4%. Сейчас на рынке царит неопределенность: неизвестно, чем закончится европейская осень, как разрешится проблема с Грецией и насколько смогут европейские коллеги сократить производство, которое в 2 раза превосходит российское — 150 млн т против 70 млн т в год. Однако, по ее мнению, Россия более стабильна, поскольку активы компаний находятся по всему миру и в этом смысле более захеджированы риски. Вступление России в ВТО ускорит консолидацию на металлургическом рынке. Объектами для поглощения станут прежде всего крупные металлотрейдеры.

Национальный рынок и ценовые ожидания на 2012 г.

По данным А. Пинчука из Минпромторга России, в 2011 г. объем производства железорудного концентрата прогнозируется на уровне 102 млн т (рост около 6%), проката — на уровне 59 млн т (+1,7% по сравнению с прошлым годом), стальных труб — на уровне 9,6 млн т (рост 5,5%). Производство никеля по итогам текущего года прогнозируется на уровне 265 тыс. т, что немного меньше, чем в 2010 г., когда оно достигло 267,8 тыс. т. При этом большая часть никеля поставляется на экспорт. Если говорить о меди, то в 2010 г. росту ее выпуска способствовало обнуление вывозной таможенной пошлины на медные катоды. В 2011 г. объемы производства меди сохранятся на уровне 2010 г., при этом наблюдается изменение докризисной структуры экспорта в сторону увеличения экспорта медной катанки. Однако сейчас рассматривается вопрос введения пошлины на вывоз медной катанки, против чего выступает Минпромторг России, поскольку она может негативно сказаться на положении дел в медной отрасли. В алюминиевой индустрии производство в 2010 г. увеличилось на 3,1%, тогда как в 2011 г. оно вырастет примерно на 1% — до 4,035 млн т. Внутреннее потребление прогнозируется на уровне 667 тыс. т против 952 тыс. т в минувшем году.

Объем инвестиций в металлургию страны в текущем году составит 160 млрд руб. В российской черной металлургии продолжается ввод в эксплуатацию новых мощностей. Так, в настоящий момент на площадке Выксунского металлургического завода осуществляется пуск в эксплуатацию стана 5000. Об этом процессе рассказал В. Ильинский, главный специалист ИТЦ ОАО «Выксунский металлургический завод». По его словам, собственное производство листа позволяет контролировать издержки и управлять качеством листовой заготовки и труб. В IV квартале текущего года на Русполимете вводится в эксплуатацию комплекс для выплавки и внепечной обработки стали мощностью 60 тыс. т в год. В I квартале 2012 г. планируется запуск ковочного пресса усилием 1,6 тыс. т, рельсового и транспортного манипуляторов грузоподъемностью 5 и 12 т, нагревательных и термических печей, сообщил Г. Лубенец, директор по науке и новым технологиям Русполимета.

Н. Лядов, заместитель генерального директора по продажам ММК, отметил, что только за последние четыре года объем инвестиций составил более $7 млрд. В последние несколько лет Магнитогорский металлургический комбинат ежегодно вводит новые объекты как на основной производственной площадке, так и в других городах, в том числе за рубежом. В плане ввода новых мощностей, производящих принципиально новую продукцию не только для ММК, но и в целом для российского рынка, этот год был одним из самых знаменательных. В июле на ММК ввели в строй первую очередь стана 2000 холодной прокатки. Продукция, которую будет производить стан, уникальна и до настоящего времени в России не выпускалась. В июле следующего года завершится строительство второй очереди. Будет пущена линия оцинкования мощностью 450 тыс. т и комбинированная линия отжига/оцинкования мощностью 650 тыс. т. «В СССР такие проекты, как „Стан 5000“ ММК, „Высота 239“ ЧТПЗ, „Стан 5000“ ОМК, „Домна №7“ НЛМК, „Стан 2000“ ММК, строились один раз в пятилетку», — резюмировал Н. Лядов.

В. Палицын, старший менеджер дирекции по сбыту ЧерМК Северсталь, рассказал, что в 2013 г. планируется ввод в эксплуатацию мини-завода в г. Балаково (Саратовская обл., 1 млн т в год), после пуска Северсталь будет производить свыше 2 млн т сортового проката. Кроме того, в 2011 г. намечено запустить линию по производству стали с полимерными покрытиями (мощность 0,2 млн т в год), тогда как в 2015 г. — аналогичный агрегат и линию по выпуску горячеоцинкованной стали (мощность 0,4 млн т в год). В итоге к 2016 г. производство горячеоцинкованной стали относительно уровня 2010 г. должно вырасти до 1 млн т, листа с полимерным покрытием — до 0,6 млн т.
По прогнозам Северстали, в 2011 г. потребление стали в мире увеличится на 7%. Несколько больше, 8—10%, составит рост потребления в России, прежде всего за счет строительства и автопрома. Ожидания 2012 г. — сокращение потребления, как мирового, так и российского. В мире рост потребления не превысит 3%, в России он будет несколько больше — порядка 3,5%. Мировая экономика остывает, в России снизится потребление со стороны ТЭКа и машиностроения. Несколько оптимистичнее оценки ММК. Н. Лядов полагает, что локомотивом потребления металлопродукции со стороны машиностроения станет автопром, большой потенциал также у судостроения. ММК отгружает на внутренний рынок в настоящее время 75% от общего объема производства, и комбинат, доля которого на российском рынке составляет 18%, не собирается снижать объемы поставок на национальный рынок.

Спектр тем, рассмотренных 14 ноября на конференции, проведенной журналом "Металлоснабжение и сбыт" совместно с SBB, оказался широким, дискуссии — острыми, ожидания — разнонаправленными, но настрой в целом— доброжелательным.

Смотрите фоторепортаж

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 615

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter