Три дня в гостеприимной Казани
Журнал «Металлоснабжение и сбыт» провел пятую всероссийскую конференцию «Региональная металлоторговля-2012». До этого предыдущие ежегодные конференции проходили в Москве, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону. В этом году 120 руководителей и топ-менеджеров металлургических, металлоторговых компаний и сервисных металлоцентров из различных регионов России — от Владивостока до Калининграда - принимала гостеприимная Казань, активно строящаяся к Универсиаде 2013 года. В ходе первого дня конференции было заслушано 27 сообщений представителей компаний разного формата бизнеса. Вел конференцию шеф-редактор журнала «Металлоснабжение и сбыт», президент РСПМ Александр Романов, поделившийся наблюдениями о прошедшем событии.
- Александр Геннадьевич, каково состояние подотрасли металлоторговли на данный момент?
- Металлоторговля как кровеносная система продвижения металлопродукции от производителя к конечному потребителю — необходимая часть экономики. В советские времена эту функцию выполнял Госснаб с разветвленной сетью металлобаз. После распада СССР на базе развалившейся системы Госснаба и вновь созданных компаний появилась новая формация специализированного бизнеса, который двигает металлопродукцию от производителя к потребителю. Эта кровеносная система представляет собой многогранную и сложную конструкцию, в зависимости от региона, от вида металлопродукции, которой занимается компания, в зависимости от сезонности и других факторов. То есть к настоящему времени сформировалась сложная система компаний разного формата, которая в целом обеспечивает жесткую конкуренцию, что позволяет конечным потребителям иметь хороший выбор качественной металлопродукции в нужное время в нужном месте.
И каждый год в начале года в рамках конференции «Региональная металлоторговля России» руководители компаний обмениваются мнениями о состоянии и перспективах развития рынка, об изменении структуры продвижения металлопроката, емкости потребления. В целом отрасль совершенствуется, металлобазы меняются в лучшую сторону, их качество услуг становятся все лучше и они все больше отвечают потребностям конечных потребителей. При этом конкуренция не позволяет завышать цены, и российский потребитель имеет возможность с помощью поставщиков металлопродукции различного формата обеспечивать свои производственные и эксплутационно-ремонтные нужды.
- Какие сейчас направления развития металлоторговли наиболее перспективны?
- Безусловно, конкуренция и активное участие на спотовом рынке как российских, так и зарубежных металлургических компаний через создание собственных торговых сетей подталкивают независимые региональные компании к повышению качества услуг, уровня сервиса, к поиску возможных путей усиления своих конкурентных позиций. И тренд развития региональной металлоторговли — это прежде всего движение в сторону металлообработки, изготовления различных заготовок, деталей, изделий для потребителей из различных отраслей экономики. Прежде всего, конечно, для строительного комплекса — это и производство гнутых профилей, сварных сеток, армкаркасов, закладных деталей. Второе направление, по которому идут компании для повышения своей конкурентоспособности, - диверсификация бизнеса. Переброс части усилий и части капиталов в сторону строительного бизнеса, например, многие металлоторговые компании стали или производить металлоконструкции, или заниматься общестроительными работами. Многие региональные компании диверсифицируют свою товарную линейку за счет других групп продуктов — строительных материалов, оборудования и тд. Они становятся поставщиками материально-технических ресурсов широкого профиля. Кроме этого, часть компаний выбирает определенную узкую специализацию. Например, то же самое производство металлочерепицы и кровельных материалов. Или изготовление различных элементов металлоконструкций или легких быстровозводимых зданий, с использованием своих же материалов при монтаже - гнутых профилей, профнастила...
В то же время выживать региональной металлоторговле позволяет наличие достаточно большого выбора производителей металлопродукции — как отечественных, так и зарубежных. Да, ряд металлургических компаний создали свои складские сети для работы на спотовом рынке. Однако существуют и другие производители, которым не нужны собственные каналы дистрибуции, но необходимы региональные металлотрейдеры, которые выполняли бы функцию продвижения их продукции. Поэтому на рынке наблюдается достаточно большое предложение металлопродукции. Вступление России в ВТО приведет к увеличению количества поставщиков из вне. Будут появляться новые производители и внутри страны. И стремление ряда крупных компаний к монополизации всей цепочки товародвижения от стана вплоть до конечного потребителя будет сталкиваться с конкурирующими предложениями.
Кроме того, целый ряд региональных металлотрейдеров перешел в розничную торговлю. Этому способствовал быстрый рост оплаты труда в регионах, что повлекло рост малоэтажного строительства. Увеличился спрос на металлопродукцию со стороны частных граждан, которые заняты индивидуальным строительством. Поэтому многие региональные металлотрейдеры сместили свой бизнес в этот сегмент, где больше маржа и больше возможностей для маневра. Эти компании хорошо знают особенности региона, могут предложить необходимую продукцию в необходимом объеме.
- Формат конференции «Региональная металлоторговля» подразумевает исследование металлоторговли в разных регионах. Срезы каких регионов были даны на конференции?
- Конечно, лидером по металлопотреблению является Центральный федеральный округ. Неплохие темпы развития демонстрирует Южный федеральный округ, Уральский федеральный округ. Начинают активно развиваться такие регионы, как Южная Якутия, Красноярский край и ряд других. В каждом регионе можно найти те или иные векторы развития. Многие региональные компании, являясь проводниками современных видов металлопродукции, стимулируют потребление прогрессивных видов металлопродукции, современных видов металлоконструкций. Региональная металлоторговля во многом способствует увеличению металлопотребления и развитию тех или иных отраслей промышленности и стройиндустрии.
В Казани были представлены интересные сообщения, структура конференции состояла из обсуждения тех или иных аспектов развития различных регионов, а также более внимательного рассмотрения дел в Приволжском федеральном округе, куда входит Татарстан. Участникам конференции были любопытны сообщения о развитии складской металлоторговли на Урале (компания Сталь- Энерго 2000), из Дальнего Востока (RUSTEEL) из Калининграда (Балтийская металлургическая компания)... Это примеры компаний, которые успешно конкурируют на столь разных и сложных рынках и успешно развиваются.
В Приволжском федеральном округе очень успешно работают казанские компании, которые принимали активное участие в подготовке конференции — это Казанские Стальные Профили (специализируется на переработке сталей с покрытием), Метаслав, представившая развитие розничного направления (также эта компания оказывает логистические услуги крупным металлотрейдерам), Лидер-М - поставщик трубной продукции, перешагнувший территорию Татарстана.
- Какое впечатление на Вас произвела Казань?
- В рамках конференции ее участники имели возможность побывать на экскурсии по историческим местам и спортивным объектам, которые возводятся к Универсиаде-2013 с заделом на чемпионат мира по водным видам спорта, который пройдет в Казани в 2015 году, и групповые игры Чемпионата мира по футболу-2018. То, что руководству региона удалось добиться проведения таких серьезных соревнований на территории города, способствовало созданию современной инфраструктуры в городе — дорог, развязок, объектов, которые сейчас активно строятся. Благодаря этому город меняется в лучшую сторону, появились прекрасные спортивные объекты, которые фактически останутся горожанам для проведения своего досуга и занятий спортом. Кроме того, создание современных спортивных объектов подтянуло за собой и всю другую инфраструктуру города — и гостиничное хозяйство, и ресторанный бизнес - всю сферу услуг. Казань на глазах превращается в город с современной инфраструктурой. Участники конференции имели возможность побывать на этих объектах, воочию познакомиться с работой сервисного металлоцентра компании Казанские Стальные Профили, а также логистического складского комплекса компании Метаслав.
- В рамках конференции прошел ряд спортивных мероприятий — турниры по боулингу, бильярду и лыжные гонки. В чем идея этих мероприятий и как Вы оценивает их организацию?
- И журнал «Металлоснабжение и сбыт», и Российский союз поставщиков металлопродукции подталкивают всех участников рынка активно формировать здоровый образ жизни. Не секрет, что массовые деловые мероприятия нередко завершаются банкетами с обильными возлияниями. Чтобы нивелировать этот процесс, мы активно заменяем традиционное времяпрепровождение на здоровое направление досуга. В частности, после конференции при поддержке компании Лидер-М мы провели турнир по боулингу «Стальная кегля Татарстана», в котором приняли участие 36 участников конференции. Целый вечер проходили эти соревнования, в ходе которых ряд участников конференции продемонстрировали блестящие результаты: это Михаил Лебедев из компании Русполимет, Константин Гусев из компании Сталь-Энерго 2000, Рашид Канеев с Волжского трубного завода, Марс Ямаев из альметьевской компании Трубокомплект. Все получили хороший эмоциональный заряд от участия в турнире. В боулинге могут принимать участие люди всех возрастов, эта игра позволяет неформально общаться и в этом смысле - это бизнес-игра. В то же время, чтобы показывать результаты, нужно периодически заниматься, повышать общефизическую и специальную подготовку. Уверен, что «заразившись боулингом», часть участников соревнований станут иногда тренироваться, что благоприятно скажется на их здоровье.
Традиционно после конференции по региональной металлоторговле мы проводим всероссийский чемпионат по русскому бильярду среди металлургов и металлоторговцев. На этот раз 26 любителей (из них только пять участвовали в конференции, а остальные специально приехали в Казань) боролись за звание лучшего в отрасли. Без преувеличения, собрался самый мощный состав: мастер спорта, кандидаты в мастера спорта, перворазрядники — игроки самого высокого уровня. Играли в «Американку» до 3-х побед. Хорошую игру показали многие игроки: Александр Свиязов, генеральный директор компании Симторг, Олег Ближин, директор компании Визави, Владислав Ефимов, генеральный директор компании Визави, Олег Карпов, директор департамента снабжения Сталепромышленной компании Екатеринбурга, Александр Биричевский, директор компании Металлснаб-Поволжье из Нижнего Новгорода, Дмитрий Петренко, генеральный директор компании Ринтрейд (Москва), Александр Рылов, технический директор компании УРАЛРЕДМЕТ из Верхней Пышмы, Юрий Мурзаев, директор департамента УГМК из Екатеринбурга и ряд других.
Активную информационную поддержку этому турниру оказывал портал журнала «Бильярд Спорт». Отдельные матчи можно посмотреть в видео-записи на этом портале и убедиться, что уровень игры был очень высок. Бильярд также способствует развитию деловых взаимоотношений: в течение полутора дней, пока проходил чемпионат, люди имели возможность обсудить те или иные вопросы.
Очень мне понравилась лыжная база компании Казанские Строительные Профили, которая занимается поддержкой лыжного спорта, в том числе детского. Респект этой компании, которая сделала одну из лучших в России освещенных трасс по лыжным гонкам, в этом году приобрела дорогостоящий ратрак, что позволяет поддерживать трассу в отличнейшем состоянии. Этой идеальной трассе завидуют многие другие регионы страны. В субботу, в солнечный морозный день, для участников конференции прошли лыжные гонки на дистанцию 3 и 5 километров. Думаю, что все участники гонок получили мощный заряд бодрости, а куратор конференции Татьяна Игнатенко вообще заняла призовое место!
Вот так и прошли три дня конференции. Все участники событий обогатились новой информацией, обменялись мнениями о развитии рынка, получили новых партнеров, с которыми объединят свои усилия по тем или иным совместным действиям и улучшению конкурентных способностей.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.