Металлургия по-черному: ВТО не помогла
Российские металлурги приступили к подведению финансовых итогов года. По предварительным данным, крупнейшие игроки этой отрасли, традиционно одной из самых доходных в отечественной промышленности, скорее всего, останутся прибыльными.
Однако и они не смогли устоять против негативных тенденций в мировой экономике и расплачиваются за это резким падением доходов.
Стабильность - не признак
Ведущие металлургические компании РФ полностью подвели пока лишь производственные итоги минувшего года, которые вряд ли можно оценивать однозначно, а уж тем более проводить прямую параллель с ожидаемыми финансовыми итогами. Тем не менее с точки зрения, например, объемов выпуска стали, минувший год в целом для ее ведущих производителей оказался не столь уж плохим, а НЛМК вообще продемонстрировал впечатляющий рост данного показателя, прежде всего благодаря запуску в июле 2011г. новой доменной печи "Россиянка" в Липецке, позволившей увеличить сталеплавильные мощности комбината сразу на треть.
В свою очередь компании, показавшие снижение производства, объясняют его, как правило, проведением ремонтов и сокращением выпуска отдельных видов продукции - нерентабельных в текущей экономической ситуации.
Впрочем, и глобальные итоги производства стали за минувший год выглядят неплохо: так, по данным World Steel Association (WSA), в мире вообще был поставлен исторический рекорд - 1,548 млрд т с ростом 1,2% к предыдущему году, причем в России рост составил 2,5% - до 68,9 млн т (по данным Росстата - 3,3%, до 70,4 млн т), в США - 2,5%, до 88,6 млн т, а в Китае - 3,1%, до 716,5 млн т. Это содействовало положительной динамике в Северной Америке и Азии, хотя, например, в Японии производство незначительно сократилось (на 0,3% - до 107,2 млн т).
На других континентах было зафиксировано снижение, за исключением не играющей особой роли Африки (рост на 0,3% - до 15,7 млн т). В кризисной Европе падение составило 2,7% (320,6 млн т), особенно пострадали страны Евросоюза, сократившие производство стали на 4,7% - до 169,4 млн т.
Без спроса
Однако, возвращаясь к финансовым результатам металлургических компаний, показанным в течение и по итогам минувшего года, приходится констатировать, что и они, естественно, не остались в стороне от негативных тенденций в мировой экономике. Более того, металлурги, как правило, такой негатив ощущают на себе первыми, поскольку основными их потребителями являются машиностроительный и строительный сектора.
Именно с их стороны спрос в минувшем году заметно упал, прежде всего в уже упомянутой Еврозоне, а также на американском рынке. Вслед за этим снизились цены на металлургическую продукцию - в течение года примерно на 10-20%, а ее крупнейшие производители начали подсчитывать убытки. Например, мировой лидер, на которого приходится десятая часть этого сектора, - ArcelorMittal (Люксембург) - уже насчитал таковых 3,726 млрд долл. против прибыли 2,263 млрд долл. годом ранее.
Правда, отечественные компании, в отличие от своих зарубежных конкурентов, всегда находились в немного более выгодном положении, прежде всего с точки зрения своей вертикальной интегрированности, поскольку наличие собственных угольных шахт и месторождений руды позволяет заметно снижать издержки.
Когда плюсов недостаточно
На стороне российских металлургов оказалась и отечественная конъюнктура: например, по оценке представителей НЛМК, потребление стали на внутреннем рынке в течение минувшего года, напротив, выросло на 5%. Перенаправив поставки на российский рынок, отечественные компании в целом избежали необходимости снижать объемы производства. Например, ММК, нарастивший в минувшем году производство товарной металлопродукции на 3,6% - до 11,029 млрд т, увеличил ее отгрузку на внутренний рынок на 18% - до 8,449 млрд т, а отгрузку на экспорт сократил на 25,5% - до 2,58 млрд т.
Однако первые же финансовые отчеты показали, что для преодоления отрицательных мировых тенденций помощи "домашних стен" оказалось недостаточно: чистая прибыль НЛМК по международным стандартам финансовой отчетности в 2012г. упала в 2,3 раза - до 596 млн долл., "Северстали" - в 2,7 раза, до 762 млн долл. Причем как у НЛМК, так и у "Северстали" за прибылью в III квартале (167 млн долл. и 329 млн долл. соответственно) последовал убыток в четвертом на 22 млн долл. и 150 млн долл.
"Результаты IV квартала оказались под негативным влиянием традиционного для России снижения спроса в зимний период, а также неблагоприятной ситуации в мировой экономике", - констатировал глава и основной владелец "Северстали" Алексей Мордашов. "Результаты НЛМК могли бы быть лучше, если бы не значительное ухудшение конъюнктуры во II полугодии после обострения проблем в Еврозоне", - добавили аналитики ИК "Велес Капитал". По их расчетам, средняя экспортная цена на слябы за вторые полгода 2012г. относительно его первой половины снизилась на 11,7%, а по сравнению с первым полугодием 2011г. - на 17,5%. "НЛМК добилась роста выручки благодаря увеличению продаж в натуральном выражении - отгрузка в 2012г. выросла на 18% к предыдущему году", - пояснили эксперты.
Поэтому вряд ли стоит ожидать каких-либо принципиально иных, более обнадеживающих результатов от пока еще не отчитавшихся за минувший год остальных российских гигантов металлургии. Так, например, если посмотреть на результаты I полугодия 2012г., показанные группой Evraz и "Металлоинвестом", которые по международным стандартам отчитываются раз в полгода, то первая продемонстрировала убыток в 50 млн долл. (против прибыли годом ранее на 263 млн долл.), второй - рост прибыли в 2,9 раза, до 1,312 млрд долл., достигнутый, правда, в основном за счет продажи дочернего "Металлоинвесттранса" за 569 млн долл., в то время как выручка упала на 12,5%.
А у ММК и угольно-металлургического "Мечела" за 9 месяцев 2012г. зафиксированы прибыль в 47 млн долл. и убыток на 550,1 млн долл. соответственно. И всем четверым, как уже говорилось, предстоит в годовой отчетности добавить результаты традиционно слабого последнего квартала. Кстати, представители НЛМК в данном квартале оценили сезонное снижение потребления стали на российском рынке на 8% к предыдущему кварталу, а цен - на 2-7%.
Одна на всех цена
Понятно, что результаты разных компаний могут значительно отличаться друг от друга в силу различий в сортаменте выпускаемой продукции (и, как следствие, спросе на нее) и объемах ее производства, в гибкости сбытовой политики, в различии ситуаций с зарубежными активами и других индивидуальных особенностей. Как отмечает аналитик UBS Алексей Морозов, в более выигрышной ситуации оказываются компании, которые стараются занять больше так называемых нишевых рынков с большей маржинальной прибылью.
"Например, у НЛМК в Европе есть убыточный сегмент по производству рядового горячекатанного листа и есть неубыточный - производство автолиста, толстого листа. Вообще, если брать компании типа НЛМК, "Магнитки" или "Северстали", то для них все равно очень хорошим остается сегмент листа с покрытием, где на внутреннем рынке они зарабатывают хорошую маржу, несмотря на низкие цены", - рассуждает аналитик.
А, например, для Evraz, на его взгляд, прибыльными по II полугодию останутся лишь производства стали в России и Америке, а остальные три - в Европе, Украине и Южной Африке - покажут убытки, причем последнее из-за забастовок местного населения, то есть по совсем нерыночным причинам. "Есть, конечно, нюансы, но тенденция идентичная абсолютно: если цены на сталь падают, они падают для всех продуктов в любом случае, в большей или меньше степени", - подытожил эксперт.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.