Существующая тарифная нагрузка на предприятия является чрезмерной
По мнению заместителя министра промышленности и торговли АЛЕКСЕЯ РАХМАНОВА, важнейшим драйвером роста для российских металлургических компаний сейчас остается внутренний рынок, который государству надо защищать от недобросовестной конкуренции.
— Объем инвестиций в металлургическую отрасль России за последние пять лет составил более 900 млрд рублей, но феноменальные вложения привели к перепроизводству.
— Объем вложенных инвестиций действительно значительный. Реализация масштабных инвестиционных проектов и мероприятий по повышению эффективности производства вывела отрасль на качественно новый уровень: внедрены новые технологии, закрыты неэффективные мощности, увеличена доля добавленной стоимости в продукции. В России, по сути, созданы мощности по производству абсолютно новых видов продукции: 100-метровые рельсы, трубы большого диаметра, автолист для лицевых деталей кузова и др.
Все реализованные и реализуемые в настоящее время в соответствии со Стратегией развития металлургической промышленности России на период до 2020 года инвестиционные проекты направлены в первую очередь на обеспечение спроса отечественных потребителей, который определен в стратегиях развития соответствующих отраслей экономики — ТЭКа, судостроения, авиации, ОПК, транспортного машиностроения, энергетики, железнодорожного транспорта, строительства и др.
Реализация проектов по модернизации и созданию новых производств позволила предприятиям черной металлургии достичь уровня показателей износа основных фондов, не превышающих 40% (в мире в среднем — порядка 52-60%), что является очень хорошим показателем.
Что касается дисбаланса производства и потребления стали на уровне 5-10% в течение нескольких последних лет, это, хочу отметить, общемировая проблема, катализатором которой явился мощный рост производства стали в Китае.
По оценкам, в 2013 году ситуация принципиально не изменится: мировое производство стали составит около 1,6 млрд тонн, превысив объем спроса более чем на 100 млн тонн (на 7,3%). И опять практически на всех рынках будет доминировать Китай, вытесняя производителей других стран, в том числе российских.
Последствия перепроизводства очевидны. А если еще учесть падающий уже на протяжении достаточно длительного времени спрос европейского рынка и отсутствие роста на рынках США, то вполне объективно, что российские объемы экспорта тоже сокращаются, что ведет к снижению объемов производства.
Несмотря на то что российская металлургия ориентирована в первую очередь на внутреннего потребителя, доля экспортных отгрузок традиционно составляет до 50%. Спрос внутреннего рынка определяют главным образом машиностроение и строительство, темпы роста которых не позволяют российским металлургам обеспечивать постоянный рост производства металлопродукции.
Сегодня металлургические компании работают с минимально необходимым уровнем рентабельности, позволяющим не наращивать объемы кредиторской задолженности и своевременно обслуживать банковские кредиты, в том числе взятые с использованием механизма предоставления государственных гарантий.
Объемы производства металлопродукции в этом году снижаются, соответственно, растет недозагрузка мощностей, ухудшаются финансовые показатели работы металлургических компаний. Исключение составляют рельсы, что связано с одновременным запуском в 2013 году двух рельсобалочных станов, а также трубы в связи с достаточно устойчивым спросом ТЭКа.
Зачастую создание новых производственных мощностей несет в себе существенные риски. Сегодня, если вы посмотрите на региональные стратегии, то увидите, что практически каждый регион заявляет проект по созданию металлургического мини-милла для собственных нужд региона и львиная доля — на экспорт. Примеров масса: завод "Татсталь", Ковровский, Рязанский, Горьковский, Каширский электрометаллургические заводы, Абинский метзавод, "АВ-Сталь", Миньярский прокатно-термический и целый ряд других заводов, которые будут работать на ломе.
Многие проекты реализуются за счет собственных средств инвесторов. Конечно, есть случаи, когда инвестор обращается за поддержкой на федеральном или региональном уровне или поддержкой в получении кредитов. Мы внимательно рассматриваем каждый такой проект, анализируем его инновационность, технологичность, соответствие региональным стратегиям и стратегиям федеральных округов. В каждом конкретном случае мы принимаем те или иные решения — поддерживаем проект или прямо говорим о нецелесообразности его реализации. А дальше уже, еще раз повторюсь, бизнес-риски.
— С начала 2013 года на российских металлургических предприятиях увеличился объем производства стальных труб по сравнению с соответствующим периодом 2012 года. Означает ли это, что в отечественной металлургии преодолен кризис 2011-2012 годов, когда был отмечен спад спроса на отечественные трубы в России? Из-за этого, в частности, группа ЧТПЗ попала в долговую яму?
— Я бы не стал так ставить вопрос. 2011 год для трубников был самым тучным, когда объем производства превысил рекордные 10 млн тонн. В 2012 году действительно этот показатель несколько снизился в силу объективных причин: сокращение инвестпрограмм нефтегазовых компаний, ряд неудачных тендеров, но тем не менее трубники закончили год с объемом почти 9,7 млн тонн, то есть всего на 3% ниже уровня 2011 года, но на 5,5% выше, чем в 2010 году.
Поэтому я бы не говорил о "резком спаде" спроса на трубы в России.
Что касается группы ЧТПЗ, то эта компания на пике кризиса реализовала два масштабных инвестпроекта. Создание цеха по производству труб большого диаметра "Высота-239" и электросталеплавильного комплекса "Железный озон". Проекты, которые вошли в историю металлургии как первенцы белой металлургии. Суммарный объем инвестиций составил в тот период порядка 45 млрд рублей, большая часть которых была взята в кредит. Естественно, что такие масштабные инвестиции и взятые для их реализации кредиты не могли не сказаться на финансовом состоянии компании. Тем не менее в 2012 году ЧТПЗ были предоставлены государственные гарантии, что позволило компании продолжить нормальную работу.
— Основным приоритетом металлургии, определяющим векторы ее развития, сегодня остается обеспечение потребностей внутреннего рынка. Какие ваши ожидания на 2014 год по росту основных потребляющих отраслей (строительная индустрия, машиностроение, и т. д.)?
— Сегодня спрос внутреннего рынка проката оценивается в объеме около 40 млн тонн. Структура внутреннего потребления металлопроката на протяжении последних лет не претерпела существенных изменений. Лидером по объемам потребления металла остается стройиндустрия (36% рынка), на втором месте — отрасли машиностроения (28%), на третьем — трубная промышленность и ТЭК (23%).
При этом в среднесрочной перспективе мы ожидаем рост потребления в строительстве (на 3%), машиностроении, особенно в автопроме (на 5%), энергетическом и тяжелом машиностроении (на 6%), а также производстве бытовой техники (на 13%).
По нашему мнению, реальным драйвером роста может стать реализация крупных инфраструктурных проектов при поддержке государства.
Например, реализация инфраструктурных проектов по строительству высокоскоростных железнодорожных магистралей будет определять рост спроса на длинномерные рельсы с двух запущенных в этом году рельсобалочных станов ("Евраз" и "Мечел").
Необходимо реализовать меры по стимулированию развития машиностроительной отрасли — одной из наиболее металлоемких, и мы активно работаем в этом направлении.
— Что показали кризис и реальная нынешняя экономика? Надо ли металлургическим компаниям создавать предприятия полного цикла: от добычи сырья и до выпуска готовой продукции? Или же государству это безразлично?
— В черной металлургии процесс реструктуризации уже давно завершен и структура выстроена. Сформировалось десять крупных холдингов, объединяющих предприятия по всей технологической цепочке производства (металлургические компании: ООО "Евразхолдинг", ОАО "Северсталь", ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат", ООО "УК "Магнитогорский металлургический комбинат"", ООО "УК "Металлоинвест"", ООО "УК "Мечел"", ООО "Промышленный металлургический холдинг"; трубные компании: ОАО "Трубная металлургическая компания", ЗАО "Объединенная металлургическая компания", ОАО ЧТПЗ).
Именно тот факт, что, например, металлургические холдинги являются компаниями полного цикла, позволяет им нивелировать риски как на внутреннем, так внешнем рынках, оптимизировать инвестиционную политику и обеспечивать собственную сырьевую безопасность. Холдинги активно развивали и продолжают развивать собственные сервисные службы по металлообработке и торговле готовой металлопродукцией в различных регионах страны и мира.
По этому же пути пошли и трубные компании, стремясь обеспечить свои трубопрокатные мощности необходимой заготовкой — штрипсом или слябом.
Поэтому я считаю, что компании достаточно хорошо понимают, что им необходимо, а государство, которому совсем небезразлично развитие одной из базовых отраслей страны, координирует эту работу.
— С начала года отмечено снижение экспорта в деньгах и объемах по основным видам металлургической продукции, которую российские металлургические компании отправляли традиционно на экспорт. Это означает, что отечественная металлургия теряет рынки сбыта? И государство ничем не может помочь?
— Как я уже говорил, здесь играют роль два фактора: первый — это растущий Китай, который поставляет металл на все рынки и зачастую просто демпингует, вытесняя конкурентов, в том числе российских. Второй — это спад мирового спроса на металл.
Россия занимает пятое место в мире по производству стали (уступая Китаю, Японии, США и Индии), по экспорту металлопродукции — третье место в мире (уступая Китаю и Японии). С 2008 года наше присутствие на внешних рынках не менялось и доля российских поставок традиционно составляет около 4%. То есть мы сохраняем свою нишу на мировом рынке даже в условиях падения уровня спроса в отдельных регионах мира.
Поэтому единственным действенным драйвером для российских металлургов и трубников остается только внутренний рынок. Здесь мы не должны почивать на лаврах. Наши первостепенные задачи — развитие внутреннего потребления металлопродукции за счет увеличения доли использования отечественного металла в различных отраслях промышленности, а также исключение возможности недобросовестной конкуренции как на внутреннем, так и международном рынках в рамках тех инструментов, которые предоставляют нам ВТО и Таможенный союз.
— Вы уже давно обращали внимание на то, что нужно пересмотреть ряд градостроительных стандартов. Например, те, что позволяют использовать в ЖКХ вторично трубы, как это уже было в ряде городов.
— Это очень серьезный вопрос. Например, по экспертной оценке, объем рынка бывших в употреблении труб составляет порядка 700 тыс. тонн в год. А если перевести на деньги, то это прямой ущерб трубникам — около $600 млн — и металлургам — около $200 млн. И это если не считать ущерба регионам и собственно гражданам в случаях, когда из-за применения использованных труб происходят аварии.
Мы сейчас проводим работу по внесению необходимых изменений в градостроительный кодекс и Технический регламент о безопасности зданий и сооружений. Уверен, что эти изменения будут приняты и принесут пользу не только производителям труб, но и нам с вами, гражданам.
— В России не хватает металлолома, но вступление в ВТО означает снижение вывозных пошлин. Получается конфликт интересов?
— При вступлении в ВТО предусмотрено снижение ставок вывозных таможенных пошлин на лом и отходы черных и цветных металлов.
Соответственно, установление повышенных ставок экспортных пошлин на лом не представляется возможным, поскольку это будет расценено как нарушение принятых обязательств в ВТО.
Мы предложили активно использовать профиль риска (установление минимальных цен при экспорте лома, соответствующих рыночным в данный момент) при экспорте лома металлов в целях недопущения занижения его таможенной стоимости. Учитывая, что цены на металлолом подвержены рыночной конъюнктуре и значительным колебаниям, необходимо осуществлять постоянный мониторинг рыночных цен на лом и отходы металлов для установления адекватного профиля риска при их экспорте.
С каждым годом российская металлургия будет ощущать все больший дефицит в сырье — металлоломе (некоторые регионы, например Южный федеральный округ, уже сегодня испытывают недостаток в ломе) — в связи с реализуемыми сегодня проектами по строительству электрометаллургических производств и переходу от мартеновского способа производства стали к электровыплавке, являющейся наиболее экологически "чистым" способом. Уже в среднесрочной перспективе Россия будет вынуждена импортировать лом. Сегодня уже созданы предпосылки для импорта в Россию казахского лома в рамках Евразийского экономического пространства, но фактически стратегическое сырье не поступает в Россию, а направляется из Казахстана на экспорт в Европу, что связано в первую очередь с существующим импортным НДС в размере 18%.
Поэтому мы предложили снизить существующую сегодня при импорте в Россию лома и отходов металлов ставку НДС (18%) до уровня действующей на оборот лома и отходов черных металлов в России ставки НДС (0%). Это будет способствовать увеличению объемов импорта лома в Россию, позволит устранить узкие места в физических потоках металлолома, увеличить его доступность в Европейской части и Уральском регионе Российской Федерации.
— За счет чего возможно сдерживание роста тарифа, в частности на электроэнергию и газ, против чего всегда выступают металлурги?
— Минпромторг неоднократно заявлял о том, что существующая тарифная нагрузка на предприятия является чрезмерной. Особенно остро это ощущается в алюминиевой промышленности, являющейся наиболее энергоемкой. Ведется постоянная работа с нашими коллегами из соответствующих ведомств с целью поиска оптимальных путей решения данной проблемы.
Интервью взяла Оксана Минилак
P.S. 12 ноября Минпромторг России проведет на площадке Металл-Экспо совещание координационного Совета металлургической промышленности при Министерстве промышленности и торговли РФ.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.