интервью , Северсталь | 19 марта 2014 г. | 10:35

Как решить проблему перепроизводства металлопродукции?

Об этом в в интервью журналу «Металлоснабжение и сбыт» рассказал начальник управления корпоративной стратегии Северстали Андрей Лаптев. По его словам, огромные излишние мощности были аккумулированы из-за переинвестирования в годы бума спроса и цен на сталь. Номинальный переизбыток мощностей в мировой сталелитейной отрасли составляет 500 млн т стали, реальный — 300—350 млн т. Для сравнения: это в 5 раз больше производства стали в России, или 30 таких комбинатов, как у Северстали в Череповце. Отрасль сначала потратила деньги, чтобы построить все эти громадные избыточные мощности, теперь тратит деньги, чтобы их поддерживать, но они в итоге не востребованы рынком и не приносят пользы экономикам государств, на территории которых расположены. Я уже не говорю о человеческих и природных ресурсах, которые были затрачены на их строительство.

При этом проблема отрасли, по мнению А.Лаптева, не в спросе. Темпы роста потребления стали в мире неплохие, и перспективы у рынка есть. Спрос на сталь растет примерно теми же темпами, что и ВВП, даже немного быстрее, причем сейчас уже начали активно расти не только развивающиеся, но и развитые рынки (США, Европа, Япония), где до недавнего времени отмечалась стагнация. "Но 300—350 млн т избытка — это очень много, это 20% всех мощностей. Поэтому будущее отрасли зависит не от темпов роста спроса на сталь, а от того, насколько эффективно будут выводиться неконкурентоспособные мощности. Это длительный процесс, и наши расчеты показывают, что трудно ждать серьезного структурного сдвига, по крайней мере в ближайшие 2-3 года, - убежден представитель Северстали.- Безусловно, нужно балансировать спрос и предложение, оптимизируя производственные мощности. В этом могла бы помочь дальнейшая консолидация отрасли. Примеры такого подхода мы можем наблюдать уже сейчас — это, в частности, объявленное слияние SSAB и Rautaruukki, которые совместно станут одним из крупнейших производителей листового проката на рынке Северной Европы.
Пример эффективного распоряжения мощностями можно увидеть в других отраслях, например, в авиаперевозках. Можно назвать такую практику, как Code Sharing, когда производители совместно оптимизируют использование мощностей. Компании продают билеты, ведут маркетинг раздельно, но если билетов продано столько, что можно заполнить только один самолет на определенном маршруте, организуется совместный рейс двух авиакомпаний, вместо того чтобы гонять два полупустых самолета. Это довольно эффективный способ оптимизации загрузки без прямой консолидации. Сходные процессы сейчас, кстати, происходят и в морских перевозках — достаточно вспомнить о недавно объявленном альянсе европейских морских перевозчиков Р3 Network. Национальные правительства также могут внести свой вклад в решение проблемы: прекратить субсидирование неэффективных мощностей, работать совместно с бизнесом над программами переквалификации работников и т.п."

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 296

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter