Перспективы отказа Siemens от присутствия в России
Тема возможного ввода пакета отраслевых санкций продолжается активно обсуждаться, а потому журнал "Металлоснабжение и сбыт" попросил поразмышлять Владимира Савчука, руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ, на тему "а что, если"..
- Россия и Siemens еще с царских времен имеют тесные экономические связи. В современной истории проекты компании также находятся на слуху: поставка поездов «Сапсан» (Velaro RU) и «Ласточка» (Desiro RUS, изначально поставки с завода в Вене, затем уже совместное производство на СП «Уральские локомотивы» с Группой Синара). Происходит локализация технологий компаний и при производстве магистральных электровозов – производство локомотивов 2ЭС10 и 2ЭС7 на том же заводе в г. Верхняя Пышма, что и «Ласточка». Значительно присутствие Siemens также и в российской энергетике: немецкие турбины установлены на ряде введенных за последние годы энергоблоков, трансформаторы для электросетевого хозяйства и т.п.
Отказ Siemens от участия на российском рынке приведет только к тому, что, в результате, дополнительные возможности получат другие производители. Не стоит забывать, что на российском рынке столь же успешно присутствует французская компания Alstom (СП с Трансмашхолдингом, Атомэнергомашем, поставки поездов «Аллегро» (Sm6 Pendolino), производство электровозов ЭП20 совместно с ТМХ и т.д.), американская General Electric (СП с «Интер РАО» по производству турбин в Рыбинске). Если говорить про подвижной состав и все пространство 1520, то и там значительное представлены серьезные зарубежные игроки – Stadler, Hyundai, те же Alstom и GE. Не стоит забывать и китайских производителей, которые также пытаются проникнуть на российский рынок.
В последние годы значительно подтянулись и наши производители. Так, к примеру, ТМХ с презентованной недавно моделью электропоезда ЭГ2Тв, который по ряду показателей не уступает зарубежным аналогам, а состоит при этом на более 85% из отечественных компонентов. В случае значимого заказа, российский производитель и сам способен сегодня предложить конкурентоспособную продукцию.
Российский рынок огромен и крайне привлекателен для многих производителей высокотехнологичного оборудования. Так по транспортному машиностроению в ближайшее время планируются значительные поставки электропоездов для нового проекта развития Московского транспортного узла для внутригородского сообщения (городские электрички) и обновления парка вагонов электропоездов для других компаний пригородных перевозчиков. В целом есть планы на ближайшие годы на поставку 1200 вагонов на сумму свыше 2 млрд евро. В ближайшие недели Московский метрополитен объявит конкурс на поставку 1 500 вагонов на сумму свыше 5 млрд евро. Кроме этого в Правительстве интенсивно обсуждается проект строительства высокоскоростной линии между Москвой и Казанью, с продолжением до Екатеринбурга общей длинной свыше 1 800 км с общей стоимостью свыше 20 млрд евро.
Отказаться от таких проектов – по большому счету означает их потерю, дать место и возможность заработать, и, соответственно, получить конкурентное преимущество другим. Не стоит забывать, что специфика рынков транспортного и энергетического машиностроения такова (особенности сертификации, адаптации, эксплуатации, обслуживания), что, получив контракт на рынке один раз, с большой долей вероятности будешь получать контракты и дальше.
В настоящее время специалисты Siemens проделали значительную подготовительную работу для продвижения своих интересов и, вероятно, будут огорчены решением пожертвовать экономическими принципами развития компании.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.