«Резкого падения в металлургической отрасли не предвидится»
Владимир Крысанов, Коммерческий директор ЗАО «Сталепромышленная компания» в интервью газете "КоммерсантЪ-Урал" рассказал о текущей ситуации на рынке металлов.
Как менялась ситуация на рынке металлоторговли в 2014 году?
В течение года наблюдалось некоторое замедление и даже местами отрицательная динамика в потреблении металлопроката ведущими отраслями, особенно во втором квартале. В то же время геополитическая ситуация, связанная с Украиной, ограничила поступление металлопроката украинского производства, в связи с чем российские поставщики чувствовали себя неплохо. Это благоприятно отразилось на рынке: металлурги не создавали излишка готовой продукции на рынке и замещали поставки украинского проката за рубежом также активно, как и на российском рынке. Тем не менее к концу года ситуация с потреблением усугубилась: в условиях роста курса валют и ограничения ликвидности компаний из-за санкций потребители вкладываются в более стабильные отрасли.
Как трейдеры сопротивлялись негативным тенденциям?
Необходимо было вести взвешенную сбытовую политику, не делая ставку на рисковые предприятия, поскольку любые проблемы конечного клиента сразу же перекладывались на металлотрейдеров. Вести грамотную политику распоряжения активами, развивать отношения с поставщиками и банками. Однако не всем удавалось перекредитовываться по старым условиям. Сокращение числа игроков повлекло за собой перераспределение долей рынка в пользу уже существующих трейдинговых компаний. В то же время, пока появление новых торговых домов предприятий не предполагается, по словам представителей комбинатов. Впрочем, перераспределение долей - процесс постоянный, просто в случае нестабильного рынка этот процесс более активен.
Как изменился рынок металлов относительно прошлого года?
Если говорить о реальном потреблении, к сожалению, в первые два квартала 2014 г. наблюдалась отрицательная динамика. В первую очередь, это связано с сокращением индекса промышленного производства. Мы видели, как автопроизводители временно приостанавливали конвейеры, ряд предприятий перешел на четырех- и трехдневную рабочую неделю. Наблюдается спад и на рынке строительства, где на сегодня новые объекты практически не закладываются: по сравнению с 2013 годом, во втором квартале текущего года на 50% снизились вложения в новые объекты жилой и коммерческой недвижимости. Хотя ввод жилья в этом году вырос, это залог прошлых лет. Пока же инвесторы не готовы вкладываться в дальнейшее развитие рынка до наступления некой стабилизации, когда появится возможность прогнозирования. Более или менее стабильно себя чувствует только рынок ЖКХ, где ремонтные работы поддерживаются на прежнем уровне.
Какие прогнозы на следующий год?
Уже сейчас металлургические комбинаты декларируют, что не собираются увеличивать объемы выпуска продукции, но рассчитывают увеличить долю на российском рынке за счет импортозамещения. Мы ожидаем снижения реального потребления на 1,5% по отношению к уровню текущего года, абсолютная емкость рынка при этом за счет нефтегазовых проектов, скорее всего, останется на прежнем уровне. Цены на продукцию будут расти, и они уже начинают расти из-за того, что на ФОБах цена в долларах. Она снижается там, но не так активно, как рубль. Отыгрывать падение рубля будет в первую очередь тот металлопрокат, который торгуется комбинатами за рубеж. Сырье для производства проката дешевеет, и на текущий момент рост цен обусловлен только ослаблением рубля, поэтому, когда долларовая цена сравняется с рублевой в пересчете на новый курс, начнется ровное продолжение ценового тренда, как это происходит на стабильных рынках. Думаю, что это произойдет в апреле-мае 2015 г. Если российские комбинаты будут поставлять товар за рубеж также активно, как это происходило в 2014 г., то тогда какого-то резкого падения у металлургической отрасли не предвидится. Если и там все схлопнется, как это происходило в 2008-2009 гг., то тогда наших коллег, партнеров и нас самих ждет непростое время. Но надеемся, что этого не произойдет.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.