Мировое производство стали выросло в 2014 г. на 1,1%
Темпы роста мирового производства стали в прошлом году оказались самыми низкими за последние пять лет. В Китае выплавка увеличилась только на 0,9% а в странах «остального мира» - на 1,4%. Правда, вопрос о том, в какой степени можно доверять этим данным, остается открытым. Ведь год назад WSA сообщала, что в 2013 году в Китае было произведено 779,0 млн. т стали, но в дальнейшем этот показатель был весьма чувствительно откорректирован в большую сторону, до 815,4 млн. т. При этом, осенью прошлого года китайская национальная металлургическая ассоциация CISA оценивала объем выпуска в 2013 году более чем в 820 млн. т.
«Недосчитанный» китайскими статистиками металл изготовлялся на небольших частных заводах, количество которых в стране достигает 200. Так что не исключено, что и нынешние итоговые цифры для 2014 года тоже будут позднее подвергнуты коррекции. Во всяком случае, ранее аналитики CISA указывали, что рост производства стали в Китае в прошлом году должен был составить не менее 2%, а прибавка по сравнению с 2013 годом, соответственно, не 7,3 млн. т, как указывает в своем отчете WSA, а, как минимум, 16-17 млн. т. По крайней мере, китайский экспорт стали в прошлом году увеличился почти на 31,5 млн. т по сравнению с предыдущим годом, а внутреннее потребление проката сократилось примерно на 2%, т. е. где-то на 15-16 млн. т в пересчете на необработанную сталь.
Так или иначе, китайские металлургические компании пока не планируют уменьшать объем выплавки. Благодаря дешевизне сырья большинство китайских производителей стали завершали прошлый год при вполне приемлемом уровне рентабельности. Правда, в начале текущего года на китайском внутреннем рынке произошло ухудшение конъюнктуры, а экспортные котировки продолжили падение, но такая тенденция должна сохраняться, как минимум, полгода, чтобы заставить наименее эффективные компании выйти из бизнеса. Во всяком случае, китайские специалисты возлагают основные надежды не на убытки металлургов, а на ужесточение экологических стандартов, в которые сейчас вписываются далеко не все заводы.
Второе место на мировом рынке стали привычно заняла Япония, увеличившая объем выплавки на 0,1% по сравнению с предыдущим годом. Впрочем, такой показатель следует однозначно занести в актив японским металлургам. В прошлом году им пришлось столкнуться с ужесточением конкуренции со стороны дешевого китайского проката и экономическим спадом в стране, особенно сильным в строительной отрасли. Производителям, по большей части, помог низкий курс иены по отношению к доллару, что способствовало повышению конкурентоспособности не только японского металла, но и японской машиностроительной продукции.
В США производство стали возросло на 1,7%, до 88,3 млн. т. Национальная экономика демонстрировала в прошлом году весьма высокие темпы роста, а потребление стальной продукции увеличивалось, в первую очередь, за счет автомобилестроения и нефтегазового сектора. Однако к концу года падение мировых цен на нефть привело к резкому уменьшению инвестиций в отрасли и, соответственно, падению спроса на трубы и нефтегазовое оборудование. Уже в январе американские металлурги жаловались на проблемы со сбытом, а уровень загрузки мощностей, достигавший в начале текущего месяца 79%, на прошлой неделе сократился до 75,1%.
Еще одной проблемой американских сталелитейных компаний стало увеличение импорта, которое стимулировалось «сильным» долларом и завышенными ценами на прокат на внутреннем рынке. По итогам 2014 года объем поставок из-за рубежа может достичь отметки в 40 млн. т, что более чем на 35% превышает показатели предыдущего года. И это невзирая на весьма высокий уровень протекционистской защиты американского рынка проката!
Индия, занявшая четвертое место, сократила отставание от американцев, выплавив 83,2 млн. т стали, на 2,3% больше, чем годом ранее. Весьма скромные, как для этой страны, темпы роста объясняются депрессией в национальной экономике. Из-за этого потребление проката в прошлом году прибавило менее чем на 2%. Кроме того, индийские металлурги нарекают на увеличение импорта стальной продукции из Китая, а в последние несколько недель — и из России.
Тем не менее, производство металла в стране в ближайшие годы, очевидно, будет продолжать рост. Национальная экономика, очевидно, выиграет от падения мировых цен на нефть. К тому же, ряд индийских компаний в настоящее время реализуют крупные проекты расширения мощностей. Основными рисками для национальной металлургии являются сырьевой и энергетический. Из-за бюрократических барьеров в Индии упала добыча железной руды (хотя в последнее время она снова расширяется), а с увеличением добычи угля и выработки электроэнергии постоянно возникают проблемы.
Корея, вышедшая на пятое место, незначительно опередив Россию с результатом в 71,0 млн. т, продемонстрировала максимальные темпы роста в первой десятке — 7,5% по сравнению с 2013 годом (кстати, Россия с 2,6% заняла по этому показателю второе место). Основную прибавку обеспечил ввод в строй новых мощностей на комбинате корейской корпорации Posco в Кванчжоне. Правда, корейским металлургам в прошлом году пришлось буквально бороться за место под солнцем на своем же внутреннем рынке, который оказался под давлением вследствие увеличения поставок дешевого китайского проката. В то же время, спрос на стальную продукцию в стране увеличивался медленно из-за экономической депрессии.
Россия по итогам 2014 года оказалась вытесненной из первой пятерки, но со своим результатом в 70,7 млн. т, полученным, прежде всего, благодаря выходу на проектную мощность электрометаллургических предприятий, введенных в строй за последние полтора года, далеко опережает страны, занявшие места с седьмое по десятое, - Германию (42,9 млн. т), Турцию (34,0 млн. т), Бразилию (33,9 млн. т) и Украину (27,2 млн. т).
Все члены этой четверки столкнулись в прошлом году с проблемами. Наиболее серьезными они, конечно, были у Украины, сократившей выплавку стали на 17,1% по сравнению с предыдущим годом (хуже в XXI веке было только в 2009 году). При этом, продолжающаяся война на Донбассе, развал промышленности, острый дефицит энергии и буквально самоубийственная политика нынешнего киевского правительства пока не обещают ничего хорошего на текущий год. Если в Украине в ближайшие месяцы не произойдет радикальных перемен, результат 2015 года в национальной металлургии может оказаться еще более плачевным, чем в 2014 году.
Германские и бразильские сталелитейные компании в прошлом году также столкнулись с проблемами на внутренних рынках, хотя, конечно, не такими серьезными, как их украинские коллеги. В Бразилии, как и в других странах БРИКС, в 2014 году произошло снижение темпов роста, в немалой степени вызванное высоким уровнем сырьевой зависимости национальной экономики. А в Германии спад коснулся, прежде всего, важнейшей для страны отрасли — машиностроения, столкнувшегося с уменьшением объема заказов от Китая и России. Для Турции наибольшей трудностью стало ухудшение конъюнктуры на важнейшем для нее экспортном рынке — в странах Ближнего Востока.
В целом в последние месяцы производство стали в мире последовательно сокращается из-за неблагоприятного положения в мировой экономике. И пока признаков улучшения ситуации не видно. Поэтому не исключено, что текущий год глобальная металлургическая отрасль завершит со спадом — первым с 2009 года.
Другие аналитические материалы МСС представлены в разделе "Аналитика"
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.