Китай будет стимулировать спрос на свою сталь за рубежом
По данным китайской металлургической ассоциации CISA, в 2014 году видимый спрос на прокат в стране сократился на 3,4%, составив 738 млн. Это первое снижение данного показателя с 1981 года. При этом, перспективы на текущий год выглядят не слишком радужно. Мировой рынок уже заполнен китайскими товарами, в связи с чем китайские промышленники вынуждены затормозить и даже приостановить процесс создания новых производственных мощностей.
Внутренний рынок развивается быстро, но не может полностью компенсировать стагнацию экспорта. В 2014 году темпы роста китайской экономики оказались самыми низкими с 1990 года. Правда, значение данного показателя — 7,4% — выше, чем у подавляющего большинства стран мира, но для Китая это мало. По прогнозам китайских экспертов, в текущем году существенного прогресса не произойдет, а китайским металлургическим компаниям не стоит ждать заметного расширения внутреннего спроса на прокат. Как считают большинство специалистов, национальный рынок стали выходит на пик, рост на нем сменяется долговременной стабилизацией.
По официальным данным, в 2014 году в стране было выплавлено 822,7 млн. т стали, что всего на 0,9% превышает уровень годичной давности. Но реальные показатели могут быть существенно выше. Помимо 305 металлургических компаний совокупной мощностью более 1,1 млрд. т стали в год, зарегистрированных в китайском Министерстве промышленности и информационных технологий, в стране насчитывается еще около 200 мелких предприятий. В прошлом году с учетом их деятельности объем производства стали в Китае был откорректирован в сторону увеличения на 40 млн. т.
Согласно оценкам китайской консалтинговой компании MySteel, в середине января уровень загрузки доменных печей на 163 крупных и средних металлургических заводах Китая составлял немногим менее 90%. Таким образом, несмотря на низкие цены на прокат в стране объем выпуска остается высоким. В Mysteel объясняют это тем, что в прошлом году стоимость стальной продукции на китайском внутреннем рынке сократилась, в среднем, на 16,7%, тогда как затраты металлургов на сырье — более чем на 20%. Благодаря этому валовая прибыль китайских сталелитейных компаний возросла в 2014 году более чем на 40%. И хотя уровень рентабельности в отрасли оставался очень низким — всего 0,85%, лишь менее 15% крупных и средних производителей закончили прошлый год с убытками.
Правда, падение цен в январе еще на 6-10%, наконец, привело к тому, что некоторые предприятия уже в конце января начали останавливать свои производственные линии для проведения ремонтов, запланированных на новогодние праздники во второй половине февраля. По подсчетам консалтинговой компании Custeel, 12 крупных корпораций, прибегнувших к такой тактике, в результате выплавят почти на 900 тыс. т стали меньше, чем предполагалось. Однако этого все-таки недостаточно, чтобы справиться с проблемой перепроизводства.
В прошлом году китайские металлурги активно наращивали продажи за рубежом, доведя объем экспорта стали до 93,8 млн. т, на 31,5 млн. т больше, чем годом ранее. Но продолжение такой политики может привести к массовому введению внешнеторговых ограничений на импорт китайской стальной продукции. В то же время выяснилось, что прекращение возврата НДС при экспорте проката с добавкой бора (в прошлом году на него пришлось порядка 30-40% внешних поставок) пока что дает лишь ограниченный эффект.
Поэтому китайские власти в последние месяцы рассматривают еще один вариант решения проблемы перепроизводства стали в стране. Заключается он широкомасштабном использовании китайского оборудования и китайских материалов при реализации крупных инвестиционных проектов за рубежом. Это должно стимулировать спрос как на прокат, так и на промышленное оборудование и другую металлсодержащую продукцию китайского производства.
Китайские компании в последнее десятилетие достаточно активно работали за пределами страны. По данным компании Chanson Capital, стоимость зарубежных контрактов, исполняемых китайцами, возросла от $13,9 млрд. в 2003 году до $137,1 млрд. в 2013-том. Но сейчас эта деятельность возводится в ранг государственной политики. Как говорит Чжан Цзяньвэй, заместитель председателя Шанхайской международной торговой палаты, государство сыграло решающую роль в международной экспансии американских компаний в 50-е годы ХХ века, японских — в 60-70-тые и корейских — в 80-90-тые. Сейчас по той же схеме собирается действовать и Китай.
В 2014 году в Китае провозгласили долгосрочную макроэкономическую программу «Один пояс, одна дорога» («One Belt, One Road”), в рамках которой предлагается создание трансъевразийского индустриального пояса по всей длине Великого шелкового пути от Китая до Восточной Европы. Китай готов инвестировать триллионы юаней в инфраструктурные и промышленные проекты «пояса», используя при их реализации преимущественно китайское оборудование и китайские материалы и тем самым обеспечивая загрузку мощностей национальной индустрии, включая металлургическую отрасль.
Одним из крупнейших проектов в рамках этой инициативы является строительство высокоскоростной железной дороги, соединяющей Пекин и Москву и сокращающей время в пути до двух суток. Объем инвестиций в рамках этого проекта оценивается в 1,5 трлн. юаней (около $240 млрд.). Между тем, в самом Китае сейчас проложено уже более 12 тыс. км высокоскоростных железных дорог, а расходы на создание всей их сети протяженностью 50 тыс. км к 2020 году оцениваются в целом примерно в $300 млрд. Под этот мегапроект создана огромная индустрия, которая, как ожидается, в скором будущем приступит к выполнению заказов за пределами Китая.
Перспективная деятельность китайских компаний не ограничивается зоной Великого шелкового пути. Как заявил премьер Госсовета КНР Ли Кэцян, если ранее Китай принимал производственные мощности из развитых стран, то теперь пришла пора ему самому выносить промышленность за границу. Китайские компании уже реализуют или анонсировали на ближайшее будущее сотни проектов в Африке, Юго-Восточной Азии, других регионах. Это, в частности, получивший широкую известность Никарагуанский канал стоимостью около $40 млрд., а также гидроэлектростанции, мосты, железные дороги, горнодобывающие предприятия. Ли Кэцян также включает в этот список атомную энергетику и металлургию.
Конечно, эта политика имеет долгосрочный характер и в ближайшие месяцы практически никак не отразится на состоянии китайского рынка стали. Однако весьма вероятно, что через несколько лет Китай станет все активнее переходить от экспорта товаров к экспорту капиталов и технологий, а зарубежные активы китайских компаний, которым будет всячески помогать государство, превратятся в крупнейших потребителей китайского проката и промышленного оборудования.
Другие аналитические материалы МСС представлены в разделе "Аналитика"
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.