Объем перевозок по результатам года ниже уровня прошлого года на 0,8%
Объем перевозок в декабре 2014 г. снизился на 0,4% к уровню прошлого года и составил 102,9 млн т.
К декабрю 2013 г. сократилась погрузка строительных грузов (-5,2%), нефти и нефтепродуктов (-0,4%), руды железной и марганцевой (-1,1%), химических и минеральных удобрений (-6,8%), руды цветной (-6,3%). По остальным грузам наблюдался рост перевозок: черных металлов (+4,9%), лесных грузов (+13,3%), зерна и продуктов перемола (+17,6%), лома черных металлов (+7,7%). Перевозки угля, цемента и кокса остались на прежнем уровне.
За 2014 г. суммарно объем перевозок снизился на 0,8%.
В декабре 2014 г. грузооборот составил 198,4 млрд т-км, что на 0,4% ниже декабря 2013 г. По итогам 2014 года грузооборот вырос на 4,7%.
Исходя из плана суточной погрузки РЖД, прогнозируемый на январь 2015 г. объем погрузки будет ниже уровня прошлого года на 0,9%. По прогнозу ведущих экспертов отрасли, рост погрузки в текущем году составит 1,0%, грузооборота — до 1,5%.
Строительные грузы и цемент: текущий низкий уровень объема перевозок сохранится
В декабре 2014 г. погрузка строительных грузов на сети РЖД составила 9,2 млн т (-5,2% к декабрю 2013 г.). Всего за 2014 г. по железной дороге было отправлено 141,1 млн т стройматериалов, что на 17,1% меньше уровня 2013 г.
Погрузка цемента на сети РЖД достигла уровня прошлого года и составила 1,7 млн т. Всего за 2014 г. по железной дороге было отправлено 32,2 млн т цемента, что на 6,4% меньше уровня 2013 г.
В декабре темпы отставания от уровня прошлого года сократились из-за сохранения объемов внутренних перевозок на прошлогоднем уровне. Но говорить о тенденциях восстановления пока преждевременно.
В течение 2014 г. перевозки строительных материалов и цемента стабильно были ниже уровня предыдущего года по нескольким причинам. Так, завершилось строительство олимпийских объектов в Сочи, сократилось финансирование развития промышленных мощностей предприятий, повысилась стоимость привлечения денег, что привело к дефициту инвестиций в строительной отрасли.
В текущих условиях спрос на строительные материалы и цемент будет зависеть от финансирования объектов федерального уровня, исполнения государственных программ жилищного и инфраструктурного строительства, а также снижения ставок заемного финансирования. Восстановление устойчивого спроса не следует ожидать ранее 2016 г.
Уголь: в 2014 г. перевозки росли за счет экспортных отправок
В декабре погрузка угля на сети РЖД составила 28,9 млн т и осталась на уровне прошлого года. Всего за 2014 г. было отправлено по железной дороге 315,4 млн т угля (+1,5% к уровню 2013 г.).
Остановка роста перевозок угля в декабре 2014 г. произошла из-за снижения импорта российского угля Польшей и Украиной более чем наполовину.
Помимо замедления темпов роста перевозок, важным трендом конца 2014 г. стало снижение мировых цен на каменный уголь. Реализация внутренней программы КНР по сокращению потребления угля и диверсификации источников энергии, рост экспорта со стороны австралийских и бразильских поставщиков, а также падение цен на нефть привели к избыточному предложению угля на мировом рынке.
Тем не менее, перевозки угля в России росли с января по ноябрь. Основные драйверы роста — переход Японии на угольную энергетику после аварии на Фукусиме и увеличение потребления угля в Европе в рамках программы диверсификации энергоносителей. Дополнительным фактором, укрепляющим позиции российских компаний на мировом рынке, стала девальвация рубля, которая вызвала снижение долларовой себестоимости российского угля до минимальных значений.
В сложившихся условиях перевозки угольных энергоносителей будут расти в 2015 г. за счет увеличения экспортного грузопотока в страны АТР.
Нефть и нефтепродукты: перевозки в 2014 г. сохранялись на высоком уровне
В декабре погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД составила 22,8 млн т (-0,4% к декабрю прошлого года). С начала 2014 г. объемы погрузки стабильно росли, по железной дороге было отправлено 256,5 млн т (+2,5% к уровню 2013 г.).
В декабре перевозки нефти оказались ниже уровня 2013 г. впервые с начала года из-за сокращения экспортных перевозок (-8,3% к декабрю 2013 г.). Снижение вызвано резким падением цен на нефть, поэтому, несмотря на девальвацию рубля, маржинальность в российской валюте компаний-экспортеров выросла незначительно. Поставки упали в такие страны, как Беларусь (-72%), Китай (-37%), Турция (-44%) и Великобритания (-85%).
В 2015 г. из-за ограниченного доступа к финансированию, а также падения мировых цен добыча нефти в России может сократиться. В последние годы недостаток инвестиций в геологоразведку и быстрое истощение зрелых месторождений, опережающее прогнозы, затрудняет доступ к энергоресурсу. Повысить нефтеотдачу можно благодаря технологиям добычи сланцевой нефти, но выход такого оборудования на российский рынок затруднен санкциями.
В среднесрочной перспективе экспортные перевозки нефти и нефтепродуктов из РФ будут снижаться, пока цены на нефть не начнут расти.
Зерно: рост погрузки продолжился вслед за рекордным урожаем
В декабре погрузка зерна и продуктов перемола на сети РЖД составила 2,0 млн т (+18% к декабрю 2013 г.) За 2014 г. по железной дороге было отправлено 18,2 млн т зерна (+33,9% к январю-ноябрю 2013 г.).
Урожай 2014 г. оказался рекордно высоким за последние несколько лет, что позволило существенно расширить экспортные потоки. Но по итогам ноября 2014 г. около 70% объема урожая этого года, предназначенного на экспорт, уже было направлено за рубеж. Это привело к ограничению государством дальнейшего экспорта зерна, чтобы снизить угрозу внутреннего дефицита.
Минеральные удобрения: перевозки остаются на высоком уровне
В декабре погрузка минеральных удобрений на сети РЖД составила 4,1 млн т, что ниже декабря 2013 г. на 6,8%. Всего за 2014 г. по железной дороге было отправлено 49,2 млн т (+4,7% к уровню прошлого года).
Снижение объемов перевозок произошло из-за сокращения экспортного грузопотока (-12,3% к декабрю 2013 г.), прежде всего, в такие страны, как Китай (-15%), США
(-51%) и Украину (-44%). ФАС рассматривает предоставление дополнительных скидок на минеральные удобрения для сельхозпроизводителей, а также соразмерное снижение цен на сырье и для производителей минеральных удобрений. Такая поддержка позволит укрепить спрос на удобрения внутри страны, а девальвация рубля — увеличить маржинальность производителей минеральных удобрений при экспортных поставках, говорится в обзоре НПК ОВК.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.