РЖД не считает металлургов пострадавшими
"Русалу", "Металлоинвесту" и Evraz не удается добиться отмены надбавки 13,4% к экспортному тарифу ОАО РЖД на перевозки алюминия и железной руды: монополия "не видит драматической ситуации" в экономике компаний. Металлурги заявляют о поддержке Минпромторга, но решение за вице-премьером и главой совета директоров ОАО РЖД Аркадием Дворковичем. Аналитики считают, что в лучшем случае металлурги могут рассчитывать на отмену надбавки в 2016 г.
ОАО РЖД не видит необходимости в отмене надбавки к экспортному грузовому тарифу (13,4%) для "Русала", "Металлоинвеста" и Evraz, заявил в пятницу глава транспортно-логистического департамента монополии Иван Беседин. "Тщательное рассмотрение показывает, что сегодня алюминий хорошо идет на экспорт, что финансовое положение предприятий улучшается, себестоимость снижается",— цитирует топ-менеджера "Интерфакс". По его словам, монополия запрашивала у "Русала" документы для "подтверждения ряда экономических вопросов", но "там нет драматической ситуации": показатели "говорят об очень позитивном коммерческом положении".
По данным ОАО РЖД, за январь--май "Русал" увеличил отгрузку алюминия по железным дорогам на 11,4%, до 1,28 млн т. Чистая прибыль компании в первом квартале — $572 млн, хотя второй квартал, по оценкам компании, будет хуже из-за снижения цены на алюминий на LME и премий за отгрузку. Обращения об отмене надбавки на экспортные перевозки железной руды (около 20 млн т в год) также не убедили ОАО РЖД. "Необходимости в каких-то дополнительных решениях нет",— считает Иван Беседин.
Металлурги с этим не согласны. В "Русале" отметили, что цена на алюминий упала до кризисных минимумов 2008 г (в пятницу тонна стоила на LME $1693), продолжается рост затрат на производство в том числе за счет увеличения железнодорожных тарифов. С 2012 года ОАО РЖД уже потеряло около 5,5 млрд руб. за счет сокращения перевозок "Русала" после остановки нерентабельных мощностей на пяти заводах, говорят в компании, добавляя, что для снижения издержек переходят на другие виды транспорта. Сохранение надбавки приведет к снижению перевозок алюминия и сырья и к новым потерям доходов ОАО РЖД, считают в "Русале". Источник "Ъ", близкий к компании, уточнил, что доля автотранспорта в перевозках "Русала" росла ежегодно, "обычно это было 7-10% перевозок на коротких дистанциях, сейчас же планируется переход и на водные перевозки в навигацию".
В НП "Русская сталь", которое еще в январе выносило вопрос на рассмотрение вице-премьера Аркадия Дворковича, занимают еще более жесткую позицию: "Попытка ОАО РЖД увязать повышение экспортных тарифов с девальвацией рубля и с якобы резким увеличением поставщиками цен на закупаемые монополией материалы несостоятельна: с начала года рубль укрепился почти на 17% и далеко не все экспортеры являются поставщиками ОАО РЖД". В НП недовольны и повышением тарифов "без согласований с правительством и без публичных обсуждений". Минпромторг поддерживает отмену надбавки, о чем 18 мая уведомил Аркадия Дворковича, говорят в "Русской стали". Представители Минпромторга и вице-премьера на запросы "Ъ" не ответили, в "Металлоинвесте" и Evraz тему не комментируют.
Как сообщалось в апреле, "Русал" просил у ОАО РЖД и максимальную скидку (12,8%) к тарифу на импортный глинозем (около 4 млн т в год). По словам источника, близкого к "Русалу", понимание необходимости скидки есть на уровне Минпромторга, Минэкономики и вице-президентов ОАО РЖД, "но средний управленческий состав монополии, который занимается скидками, часто меняется" и им необходимо время вникнуть в вопрос. "В то же время решение по угольщикам (им снизили надбавку к тарифу до 1,3%) принято прежним менеджментом за две недели, а по "Русалу" и черной металлургии анализ длится более полугода",— отмечает он.
Николай Сосновский из UBS говорит, что активизация металлургов понятна: с начала года укрепился рубль, произошла инфляция, маржа экспорта существенно снизилась. По его мнению, отмена надбавки актуальней для производителей руды, чем для "Русала", который прибылен и при низких ценах. У "Металлоинвеста" и Evraz себестоимость добычи — около $30 на тонну, и при рыночной цене $60 за тонну им не помешало бы снижение транспортных затрат, отмечает он. Но добиться отмены надбавки в этом году будет нелегко, сейчас компании скорее создают задел на 2016 год, полагает аналитик.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.