Черные металлы: замедление роста экспорта на фоне сокращения внутренних ж/д перевозок
В июне погрузка черных металлов на сети РЖД сократилась относительно уровня прошлого года на 3,4% и составила 5,7 млн т. Всего с начала 2015 г. по железной дороге было отправлено 36,2 млн т черных металлов, что на 2,5% выше уровня 2014 г.
В июне внутренние перевозки черных металлов сократились на 14,6% к июню прошлого года, при этом темпы роста экспорта замедлились до +3,4% в июне против +20,4% в мае 2015 г. Поставки черных металлов из России нарастили Турция (+50,6%), Германия (+65,7%) и США (+14,8%). Снизились поставки в Тайвань (в 2 раза), Иран (остановка поставок), Корея (-85,4%) и Испания (-74,1%).
В июне металлурги снизили выплавку стали на 7,5%, до 5,5 млн т. Еще в мае падение составляло только 1,6%, а в апреле наблюдался рост на 0,6%. По итогам полугодия падение удалось удержать на уровне 0,2%, до 34,9 млн т, а проката – на 0,6%, до 30 млн т.
Сокращение спроса на сталь и металлопрокат связано с тем, что в начале года российские компании увеличивали складские запасы из-за опасений, что цены на металлопродукцию вырастут вследствие дальнейшей девальвации рубля. Во втором квартале ситуация стабилизировалось, однако снижение внутреннего спроса из-за кризиса строительной отрасли не привело к снижению уровня складских запасов. По консервативным прогнозам, спрос на сталь в РФ и СНГ в 2015 г. упадет на 15%.
Одновременно с этим выпуск стальных труб в России за полугодие вырос на 9,8%, до 5,6 млн т, хотя в июне рост замедлился до 6,6%. Спрос на трубы поддерживается благодаря проектам «Газпрома», расширению нефтепровода ВСТО и местной газификацией. Тем не менее тенденция может измениться: «Газпром» уже отменил тендеры на прокладку труб в рамках проекта «Южный коридор» на 26 млрд руб. Производители труб ожидают небольшое увеличение рынка в 2015 г.
На внешнем рынке Россия испытывает давление со стороны китайских металлургических компаний. В конце июня китайские производители вышли на рынок с предложениями сортового проката по цене 330-345 $/т. В это же время российские и украинские производители до конца июня стремились удержать цены не ниже 350 $/т, а японские и корейские металлурги согласились на понижение цен на листовой прокат практически до китайского уровня.
Однако, по оценке экспертов, себестоимость производства у китайских металлургов несколько выше, чем у российских компаний, затраты которых считаются сейчас наименьшими в мире (особенно с учетом более чем 10%-ого понижения курса рубля по отношению к доллару в течение июня). Поэтому падение цен на китайскую стальную продукцию поставило ее производителей на грань нулевой рентабельности, есть компании, которые работают сегодня с убытком.
В результате китайского демпинга некоторые страны предпринимают меры по сокращению импорта проката. В начале июня стартовало антидемпинговое расследование в США, объектом которого стали экспортеры листовой стали с металлическим антикоррозийным покрытием из Китая, Индии, Тайваня, Кореи и Италии. В 2014 г. на американский рынок поступило из этих стран 2,5 млн т продукции. Кроме того, в Канаде рассматривается антидемпинговый иск против поставщиков толстолистовой стали из Индии и России, а в Бразилии — из Китая. Индонезия и Индия повысили пошлины на импортный прокат.
В краткосрочной перспективе внутренние перевозки черных металлов могут сократиться вслед за снижением активности в строительной и машиностроительной отраслях внутри страны. В то же время ожидается сохранение объемов перевозок труб. Экспортный грузопоток будет сохраняться, чтобы удержать долю на рынке.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.