Замещение импорта по-ульяновски
C какими проблемами приходится сталкиваться российским компаниям, участвующим в проектах по импортозамещению? Ответы на этот вопрос попытались найти журналисты газеты «Коммерсант» на примере ульяновской компании ХАЛТЕК:
Мало говорить об импортозамещении, им необходимо заниматься. Невзирая на то, что львиная часть задач в этой работе — противостояние внутренним проблемам, в России есть компании, которые готовы эффективно решать эти вопросы. Одна из них – ООО ИПК Халтек из Ульяновска.
Россия остро нуждается в эффективных и работающих практиках, которые реально влияют на процесс замещения импорта. Причем влияют так, что в России появляются свои высокотехнологичные производства, позволяющие изготавливать станки и оборудование. Именно машиностроение показывает уровень развития государства и именно оно дает возможность заявлять о себе, как о развитой и передовой державе. Пока, по признанию Дениса Мантурова, министра промышленности и торговли РФ, в тяжелом машиностроении импорт от общего объема продаж составляет до 80%. Вот почему вектор развития производства во многих государственных корпорациях и стратегически значимых предприятиях - «Вертолеты России», ОДК, КВЗ, Гидромаш и других – проходит через взаимодействие с отечественными партнерами в сфере производства и поставки промышленного оборудования и инжиниринговых решений.
Показателен пример ульяновской компании Халтек, которая решает многие задачи по техническому и технологическому перевооружению значимых для России отраслей народного хозяйства, в частности — аэрокосмической.
В машиностроении всё большее признание получает отверточная сборка, которая скорее «симулирует» развитие, чем стимулирует. А космос и авиация — это наукоемкие сегменты, которые Россия пока еще может экспортировать. Сопоставимым уровнем развития аэрокосмической отрасли может похвастаться только США. Однако и американцы существенно уступают России по некоторым направлениям, в частности — по доставке грузов на околоземные орбиты. По признанию специалистов из НАСА, пока они гнались за сверхсложными решениями, русские довели практически до совершенства уровень своих ракет-носителей. Итог — программа Шаттлов свернута, а в космос выходят ракеты, спроектированные еще в СССР.
Как недавно отметили в Союзе машиностроителей России, импортозамещение в РФ проходит на фоне множества проблем. Самая злободневная — у большинства машиностроительных компаний не хватает опыта для ведения эффективной внешнеэкономической деятельности, не хватает знаний и практики в области информационного сопровождения своей продукции. И все это происходит на бюрократическом фоне разрешительных и таможенных процедур.
В компании Халтек научились работать в российских реалиях. Действуют каналы поставки высокотехнологичной продукции, причем соблюдаются сроки даже в условиях санкций. За этим в компании следят с особым вниманием. Поддерживая политику руководства страны по импортозамещению и развитию высокотехнологичных производств непосредственно в России, ХАЛТЕК расширяет собственное инструментальное производство. Ульяновскими мастерами освоено серийное производство уникальных монолитных твердосплавных высокопроизводительных фрез, предназначенных для производства деталей машин сложной пространственной формы из труднообрабатываемых материалов, которые находят применение в наукоемких отраслях отечественной промышленности: космонавтике, авиации, энергетике. Производство инновационного инструмента защищено патентами и сертифицировано по стандарту ISO 9001:2008
Кроме уникального оборудования собственного производства, Халтек сегодня предлагает клиентам законченные инжиниринговые решения «под ключ», полностью реализуемые собственными специалистами. И это – колоссальный шаг по пути реального импортозамещения. Для примера: еще несколько лет назад автоконцерны закупали станки в Европе с технологией "под ключ". На эту опцию уходило до 30% от стоимости самих станков. Сегодня, благодаря сервису от Халтек, эти средства остаются в России.
Еще одна проблема в вопросе импортозамещения — кадры. Стране нужны научные сотрудники и инженеры, которые смогут полноценно создавать и обслуживать высокотехнологичные процессы. Нужен рабочий персонал с высокой культурой производства для изготовления качественной продукции.
На фоне общего депрессивного отношения к подготовке кадров, в компании Халтек сделали два важных шага. Первый — создали свой Учебно-технологический центр обучения и повышения квалификации технологов-программистов и операторов наладчиков станков с ЧПУ. В нем уже прошли обучение более полутысячи человек из 40 заводов аэрокосмической отрасли. Второй шаг — на базе компании открыта кафедра «Инновационные технологии и механическая обработка» Ульяновского государственного технического университета, где обучаются магистры направления «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств».
Совсем недавно ХАЛТЕК объявил о расширении программы подготовки специалистов для предприятий автопрома. До конца года в учебно-технологическом центре ХАЛТЕК пройдут обучение более 40 специалистов костромского электромеханического завода "Пегас", который специализируется на разработке и выпуске электронных и электромеханических автомобильных компонентов.
Сейчас в ХАЛТЕК уже проходят программу повышения квалификации три оператора-наладчика станков с ЧПУ и один технолог-программист этого предприятия. Специалисты осваивают управление и обслуживание многофункциональных обрабатывающих центров MAZAK, поставляемых компанией ХАЛТЕК.
С 2008 года в компании ХАЛТЕК создан и действует учебно-технологический производственный центр с классами, производственно-экспериментальным цехом, измерительной лабораторией. Парк собственного высокоточного оборудования позволяет не только изучать, но и качественно изготавливать детали повышенной сложности, такие как турбинные лопатки для энергетики, колонки несущих винтов вертолетов, детали космических аппаратов.
В ХАЛТЕК регулярно проходят мастер-классы, семинары, презентации новейших инструментальных разработок и технологий с приглашением ведущих экспертов зарубежных и российских предприятий.
Совсем недавно группа инженеров южнокорейской компании KORLOY Inc. – ведущего мирового производителя инструмента и инновации для металлообрабатывающей промышленности - посетила Технологический Центр ХАЛТЕК в Ульяновске. Целью визита стало проведение работ по совместному тестированию высокотехнологичного инструмента и обмен опытом между специалистами двух компаний. По результатам совместной работы планируется внедрение конструктивных улучшений и разработка новых инструментов для производственного оборудования.
Кроме уникального оборудования собственного производства, ХАЛТЕК сегодня предлагает клиентам законченные инжиниринговые решения "под ключ", полностью реализуемые собственными специалистами. Так, например, ХАЛТЕК разработал для КАМАЗа технологический процесс производства деталей нового моста на собственном оборудовании. И это - колоссальный шаг по пути реального импортозамещения. Для примера: еще несколько лет назад российские предприятия закупали станки в Европе в комплекте с установкой и обслуживанием. На эти услуги уходило до 30% от стоимости самих станков. Сегодня, благодаря сервису от ХАЛТЕК, эти средства остаются в России.
Но, несмотря на очевидные успехи, работа частной компании в условиях импортозамещения полна вызовов и опасностей. Так, «Российская газета» обратила внимание на клеветническую кампанию в прессе, развязанную против ХАЛТЕКа:
Однако успехи фирмы "ХАЛТЕК" в последнее время вызывают, если судить по публикациям в СМИ, нервные "дергания" ее конкурентов. В адрес руководства и персонала компании сыплются необоснованные, бездоказательные обвинения, что может негативно сказаться как на ее имидже и авторитете, так и на эффективности внедрения импортозамещающих решений и технологических инноваций на предприятиях отечественного авиапрома и машиностроения. В частности, были попытки уличить "ХАЛТЕК" в чрезмерном завышении стоимости при поставке станков Yamazaki Mazak Trading Corporation в рамках ФЦП развития гражданского авиастроения. Однако, согласно официальным документам, полученным из "ХАЛТЕК", выяснилось, что тиражируемые в некоторых СМИ заявления о "гигантских прибылях при перепродаже" - это типичная "утка". В действительности же стоимость поставки у "ХАЛТЕК" отличается от "каталожной" цены производителя не более чем на 10%, что связано с настройкой и обслуживанием оборудования. Причем именно "ХАЛТЕК" имеет необходимые лицензии для работы с предприятиями ОПК, поэтому, в отличие от специалистов из иностранных компаний-производителей, может предоставить своим клиентам из стратегических предприятий полный комплекс необходимых и сертифицированных сервисных услуг, включая гарантийное и постгарантийное обслуживание.
"Доброжелатели" также обвиняли "ХАЛТЕК" в уклонении от уплаты налогов и даже пытались записать в "фирмы-однодневки". Стоит ли отвечать на подобные обвинения компании, имеющей более чем 20-летний опыт работы на рынке? Тем более что на текущий момент у "ХАЛТЕК" нет не исполненных обязательств по уплате ни налогов, ни пеней, ни штрафов, что подтверждено ФНС России.
Видимо, кому-то выгодно "кошмарить" реальный бизнес в лице "ХАЛТЕК", а вот зачем? Что это - проверка на прочность успешно противостоящего санкционному давлению предприятия или попытка помешать процессу технического перевооружения авиапрома? А может быть, это лишь попытка прибрать к рукам привлекательную и перспективную собственность?
"Просто, когда не могут цивилизованно конкурировать с крупной фирмой, начинается вот такое давление. Либо это начало 90-х лихих, когда кто-то пытается нас крышевать и ставить в такие условия, либо это действия конкурентов", - отметил президент группы компаний "Халтек" Александр Храмов в интервью телеканалу РЕН-ТВ.
Выбить высокотехнологичный завод с рынка так и не получилось – на днях "Халтек" вместе своими партнерами "Авиастар", "Аэрокомпозит", казанские Авиационный и Вертолетный заводы, уфимский "Мотор" приступает к инжинирингу и производству деталей новой авиационной техники.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.