Никто не хочет уступать
Всего за первые восемь месяцев текущего года в мире было выплавлено 1077,6 млн. т стали. Отрасль отстала от прошлогоднего графика на 2,3% или 24,9 млн. т. Более 50% всего металла в мире, 540,6 млн. т, было произведено в Китае, который, правда, сократил выпуск на 1,9% по сравнению с январем-августом прошлого года. В августе объем выплавки в КНР составил немногим более 66,9 млн. т, на 3,5% меньше, чем год назад.
В то же время, на мировом рынке стали по-прежнему наблюдается значительный избыток предложения. Наибольший вклад в него вносит, естественно, Китай, где потребление стальной продукции в этом году, по прогнозу национальной металлургической ассоциации CISA, может уменьшиться на 6% по сравнению с предыдущим годом. Текущее положение в стране пока не настраивает на оптимистичные ожидания. Китайский товарный экспорт продолжает отставать от прошлогодних показателей, внутренние продажи автомобилей и бытовой техники снижаются или стагнируют. В строительном секторе продолжительный и глубокий спад, похоже, переходит в стагнацию, а жизнь в нем поддерживается, главным образом, за счет инфраструктурных проектов, финансируемых государством.
Тем не менее, выплавка стали в Китае в августе незначительно превысила показатель предыдущего месяца. Среднедневное производство возросло от 2,123 млн. до 2,158 млн. т в день. В сентябре, как ожидается, объем производства будет несколько ниже, но, в основном, за счет временной остановки заводов и строек в Пекине и окрестностях на период торжеств, посвященных 70-летию окончания Второй Мировой войны.
Несмотря на то, что многие китайские предприятия несут убытки при нынешних ценах на прокат, никто из производителей не заявлял о возможном прекращении работы доменных печей и прокатных станов. Приоритетом для металлургов остается обеспечение более-менее постоянного притока наличных средств, и отходить от этой политики они не намерены. Также, невзирая на антидемпинговые процессы, которые ведутся против китайских компаний в различных странах мира, пока не заметно и признаков сужения китайского экспорта стальной продукции. Очевидно, Китай и далее будет продолжать экспансию на мировом рынке стали.
Согласно заявлению японской металлургической ассоциации JISF, конкуренция со стороны Китая стала одной из основных причин сокращения японского экспорта проката и японского производства стальной продукции. За первые восемь месяцев текущего года выплавка металла в Японии, остающейся второй металлургической державой мира, составила 70,2 млн. т, на 4,9% меньше, чем в тот же период годом ранее, а спад в августе достиг 5,8%. Впрочем, здесь важную роль сыграли и такие факторы как неблагоприятные тенденции в экономике Японии, а также перенос производственных мощностей японских машиностроительных и автомобильных компаний за границу.
В Индии производство стали возросло на 2,8% в августе и на 4,1% за восемь месяцев, до 60,55 млн. т. Как представляется, в ближайшие месяцы темпы роста возрастут благодаря установлению в стране защитных пошлин на горячекатаные рулоны. Однако, по мнению Standard & Poor's, основным источником подъема индийской металлургической промышленности должен стать не протекционизм, а рост национального рынка стали. Специалисты S&P считают, что в 2016/2017 и 2017/2018 финансовых годах (апрель/март) потребление проката в Индии будет расширяться невероятными темпами — 9-10% в год. По их мнению, это произойдет вследствие реализации государственной промышленной политики «Make in India», направленной на создание новых производственных мощностей в различных отраслях, а также широкомасштабного инфраструктурного строительства.
Продолжая увеличивать выпуск, Индия расширяет разрыв с четвертым по величине производителем стали в мире — США. Американские металлурги в августе выплавили 7,0 млн. т стали, а за восемь месяцев — 54,0 млн. т. Это на 9,7 и 8,5% меньше, чем в соответствующие периоды годичной давности. При этом, им пока не помогает сокращение импорта, достигнутое благодаря возбуждению антидемпинговых расследований, затрагивающих импорт более 5,5 млн. т стальной продукции в год.
Руководство Федеральной резервной системы США на заседании 16-17 сентября не решилось осуществить даже символическое повышение процентных ставок, признав, что экономика страны находится в сложном положении и по-прежнему нуждается в максимально дешевых деньгах. Основным ее «тормозом» в последние месяцы стала нефтегазодобывающая отрасль. Из-за падения цен на нефть капиталовложения в разведку и добычу упали на 15-25% по сравнению с 2014 годом и, очевидно, будут снижены на сравнимую величину в 2016 году. Это вызывает спад во всех смежных отраслях, в частности, трубопрокатной. Кроме того, американская промышленность несет потери из-за политики «сильного» доллара, снизившей конкурентоспособность ее продукции на зарубежных рынках.
Россия, замыкающая первую пятерку мировых производителей, по итогам первых восьми месяцев убавила выплавку стали на 0,2% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, до 47,8 млн. т, незначительно опередив Южную Корею, где производство уменьшилось на 3,2%, до 46,4 млн. т. При этом, еще в июле российские металлурги немного опережали прошлогодний график, но в августе отстали от того же месяца годичной давности на 3,2%. Ухудшение внешней конъюнктуры делает все более сомнительной возможность и дальше компенсировать падение спроса на внутреннем рынке за счет экспорта. Очевидно, в сентябре спад в российской сталелитейной отрасли продолжится.
Неблагоприятные тенденции наблюдаются в металлургической промышленности Турции. В августе выплавка стали в стране составила 2,56 млн. т, что на 11,8% меньше, чем в тот же месяц годом ранее, а производство на мини-заводах, использующих электродуговые печи, вообще упало более чем на 20%. По итогам восьми месяцев в Турции было произведено 21,3 млн. т стали, на 7,0% меньше, чем в тот же период год назад. При этом, турецкий импорт стальной продукции в январе-июле превысил экспорт. Особенно сильно, на 65,5% или 1,73 млн. т, до более 4,35 млн. т, увеличились закупки полуфабрикатов. Кстати, эта прибавка практически соответствует снижению выплавки за восемь месяцев — на 1,61 млн. т по сравнению с январем-августом 2014 года.
Украинская металлургическая отрасль, наоборот, нащупала дно. Прошло больше года с тех пор, как война на Донбассе привела к закрытию нескольких металлургических предприятий в республиках Новороссии и нарушила работу заводов в прифронтовых районах. С тех пор активные боевые действия прекратились, между Донбассом и Украиной восстановилось, пусть и в урезанном виде, транспортное сообщение, возобновили функционирование почти все предприятия в регионе. Так что, не удивительно, что выплавка стали в августе прибавила 8,6% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, дойдя до 1,92 млн. т. В то же время, по итогам восьми месяцев украинское производство сократилось на 23,6%, до 15,0 млн. т.
Отражением украинских потерь стало расширение выплавки стали в Польше и Венгрии — соответственно, на 750 тыс. и 520 тыс. т по сравнению с январем-августом 2014 года. Правда, теперь на заводы, принадлежащие «Индустриальному союзу Донбасса», снова пошли слябы с Алчевского меткомбината, поэтому темпы роста в металлургической промышленности этих стран должны снизиться.
Между тем, Польша, Венгрия и Латвия, где с помощью украинского же собственника была возобновлена работа местного металлургического предприятия, внесли основной вклад в положительный результат Европейского Союза в целом, где производство стали за восемь месяцев прибавило на 0,2% несмотря на значительный спад в Италии и Франции. Впрочем, в Италии ситуация нормализуется благодаря расширению выплавки на крупнейшем в стране меткомбинате Ilva, спасенном правительством страны от банкротства и закрытия. А вот в Великобритании власти не смогли предотвратить остановку убыточного завода Teesside, принадлежащего таиландской группе SSI, во второй половине сентября. Правда, этот случай вызвал большой резонанс, поэтому не исключено, что работа предприятия будет в каком-то виде возобновлена.
Правда, поддерживая сталелитейную промышленность на локальном уровне, правительства различных стран усиливают спад на глобальном. Рассчитывать на существенное расширение спроса в обозримом будущем, пожалуй, не приходится, так что единственным возможным путем восстановления равновесия на мировом рынке может стать сокращение объема предложения. Но тех мер, что пока предпринимаются в этом направлении, явно недостаточно.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.