Закрытие меткомбината Teesside вызывает беспокойство за судьбу британской металлургии
Судьба старейшего действующего металлургического предприятия страны, построенного в середине XIX века, по-прежнему активно обсуждается британскими СМИ. Пока что все сходятся в том, что рассчитывать на возобновление функционирования Teesside в обозримом будущем не приходится. Компания SSI, которая приобрела его в 2011 году с намерением превратить комбинат в поставщика слябов для своего прокатного производства в Таиланде, сама была вынуждена объявить дефолт по займам на общую сумму 50 млрд. батов (около $1,4 млрд.). Ни одна компания не высказала интереса к приобретению проблемного британского предприятия. При этом, правительство Великобритании отклонило предложение профсоюзов и оппозиционной Лейбористской партии о национализации Teesside с целью сохранения завода и рабочих мест, заявив, что это противоречит правилам Евросоюза, запрещающим государственную поддержку промышленных компаний.
Закрытие Teesside также спровоцировало широкую дискуссию о перспективах британской металлургической промышленности, которые выглядят весьма печальными. Производство стали в Великобритании в 2014 г. составило 12,1 млн. т против более 13,5 млн. т в 2008 г. и 18,5 млн. т в 1997-ом. Сейчас в отрасли трудится порядка 20 тыс. человек — в десять раз меньше, чем в середине 70-х. И положение в ней продолжает ухудшаться.
Компания Tata Steel UK, крупнейший производитель стали в стране, завершила прошлый год с убытками в $1,17 млрд. В конце августа она приостановила работу станов горячей и холодной прокатки на заводе Llanwern плановой мощностью около 2 млн. т горячекатаной продукции в год, а в сентябре объявила о закрытии одной из двух линий цинкования на предприятии Shotton, способном ежегодно выпускать до 600 тыс. т проката с покрытиями.
Как опасаются специалисты, следующим в этом списке может стать Scunthorpe, второй по величине завод Tata Steel в Великобритании, мощность которого составляет 3,2 млн. т стали в год. Его продукция — сортовой и фасонный прокат, рельсы, толстолистовая сталь — в настоящее время не пользуется устойчивым спросом на местном рынке и имеет низкую конкурентоспособность за рубежом из-за низких мировых цен и относительно высокого курса фунта стерлингов.
Многие британские СМИ возлагают основную вину за кризис в национальной металлургической отрасли на Китай, спровоцировавший рекордный с 2003 года спад на мировом рынке, и дешевый импорт — преимущественно, из того же Китая. По данным Тома Бленкинсопа, председателя парламентской комиссии по стали, если в 2011 году китайский прокат покрывал не более 2% потребностей британского рынка в стальной продукции, то в текущем году его доля может достигнуть 8%.
Несколько иного мнения придерживается отраслевая ассоциация UK Steel. По ее мнению, в создавшемся положении во многом виновато само британское правительство, которое в порыве борьбы с глобальным потеплением установило слишком жесткие требования для национальных промышленных компаний. Как сообщает UK Steel, британские металлурги платят за разрешения на эмиссию углекислого газа до 10 раз больше, чем их конкуренты в Германии и Франции. К 2019 году дополнительные затраты на эти цели могут достигнуть 500 млн. ф.ст.
Как считают в ассоциации, правительство могло бы помочь металлургам, например, стимулируя использование произведенной в Великобритании стальной продукции при реализации крупных инфраструктурных проектов. Однако более серьезной поддержки не позволяют принципы Евросоюза.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.