Где-то надо остановиться. Мировой рынок листового проката: 22-29 сентября
Проблема заключается в том, что в Китае ничего не меняется. Поступающие из страны макроэкономические данные не вселяют оптимизма. Национальная экономика снижает темпы роста, так как сокращение товарного экспорта в западные страны пока не удается компенсировать за счет внутреннего потребления, а значительная часть производственных мощностей остается избыточной. Как отмечают китайские трейдеры, видимый спрос на некоторые виды стальной продукции упал на десятки процентов по сравнению с прошлым годом. Ни дистрибьюторы, ни конечные потребители не верят в скорое восстановление и поэтому стараются не создавать запасов, приобретая прокат с минимальными сроками доставки под текущие потребности.
Все специалисты согласны с тем, что падение цен на мировом рынке стали могут остановить только сообщения о достаточно значительном уменьшении производства в Китае. Однако признаков перехода к такой политике пока не видно. Судя по всему, китайские компании и после завершения праздничной паузы сохранят высокий уровень загрузки мощностей. Поэтому все попытки металлургов стабилизировать котировки терпят неудачу.
С одной стороны, многие трейдеры ведут активную игру на понижение, предлагая покупателям все более низкие цены. А, с другой, сами покупатели уже привыкли к этому постоянному удешевлению и соответствующим образом строят свою закупочную политику. Для этого у них есть все возможности, так как объем предложения на рынке остается избыточным. Китайские производители листового проката продолжают гнать металл за рубеж, не останавливаясь перед убытками, лишь бы обеспечить себя новыми заказами. В ряде азиатских стран металлурги выражают все больше беспокойства по этому поводу, но уже ведущиеся в регионе антидемпинговые расследования, как правило, не затрагивают по-настоящему массовые сегменты.
Недавнее введение 20%-ных защитных пошлин на горячекатаные рулоны в Индии не привело к существенному изменению ситуации. Индийские производители сами подняли внутренние цены на $35-40 за т, так что разрыв в цене с подорожавшей импортной продукцией сократился не очень сильно. Китайские компании по-прежнему выставляют предложения для Индии, но применяют различную тактику. Одни понизили котировки до около $290 за т CFR, что даже в учетом пошлин, составляющих в совокупности 32,5% позволяет им сохранять конкурентоспособность на местном рынке. Другие стараются обойти ограничения, осуществляя продольную нарезку рулонов, чтобы уменьшить их ширину до менее 600 мм (этот материал вполне востребован индийскими трубниками), третьи выставляют на продажу прокат, соответствующий стандартам API, импорт которого тоже не облагается защитными пошлинами.
В то же время, для японских и корейских поставщиков индийские ограничения оказались действенными. Предложения из этих стран пока сняты. Потеряв один из важнейших рынков сбыта, металлурги были вынуждены понизить котировки, чтобы поднять конкурентоспособность своей продукции по сравнению с китайской. Стоимость горячекатаных рулонов японского и корейского производства при поставках во Вьетнам и страны Персидского залива упала в итоге до менее $300 за т FOB.
Впрочем, аналогичная китайская продукция при несколько худшем качестве котировалась в конце сентября на уровне $270-280 за т FOB. Ряд компаний при этом заявляли, что больше не в состоянии идти на дальнейшие уступки — по крайней мере, пока импортная железная руда в Китае стоит дороже $55 за т CFR. Однако перед праздниками сообщалось, что некоторые трейдеры и даже отдельные производители предлагали горячекатаную продукцию с поставкой в ноябре менее чем по $270 за т FOB. В принципе, мало кто сомневается в том, что после паузы спад продолжится. Холоднокатаные рулоны китайского производства пока не опускаются ниже границы $300 за т FOB, но и она может быть прорвана в октябре.
Ожидания дальнейшего удешевления китайского проката оказывают давление на стоимость продукции из стран СНГ. Тем более, что ситуация на ключевом турецком рынке продолжает ухудшаться. Экономическая активность в стране снижается из-за политической нестабильности в связи с приближающимися досрочными выборами 1 ноября, изменениями обстановки в Сирии, где Турция является одним из основных игроков, колебаниями курса местной валюты. Национальные производители жалуются на неблагоприятную экспортную конъюнктуру и сокращение поставок листового проката в Европу и страны Ближнего Востока. Вследствие этого на турецком рынке горячекатаных рулонов наблюдается растущий избыток предложения, а цены на него, наоборот, скользят вниз.
Котировки на российскую горячекатаную продукцию при поставках в Турцию, как правило, не превышают $300 за т FOB, а украинская в некоторых случаях может снижаться и до менее $290 за т FOB. При этом, по мнению турецких покупателей, при заключении ноябрьских контрактов максимально возможная цена составляет не более $300 за т CFR при стоимости доставки с черноморских и азовских портов порядка $15 за т. И что-то противопоставить этой понижательной тенденции весьма сложно.
По данным агентства Markit, значение индекса PMI для европейской промышленности в августе было наивысшим за последние четыре года, но в сентябре данный показатель немного уменьшился. Тем не менее, конечное потребление листового проката в регионе достаточно велико, особенно, в автомобилестроении. В то же время, в ЕС в этом году упало производство труб, что, безусловно, оказывает негативное влияние на сегмент горячекатаного штрипса. Так или иначе, видимый спрос остается не очень активным, в чем европейские металлурги винят, в основном, избыток предложения недорогой импортной продукции. Покупатели продолжают поддерживать запасы на минимальном уровне и часто откладывают сделки в надежде на дальнейшее удешевление проката.
К концу сентября китайские компании прекратили агрессивно сбивать цены, но котировки на их продукцию стабилизировались на весьма низком уровне — порядка 290-310 евро за т CFR для горячекатаных рулонов в зависимости от места доставки. Российские металлурги находятся практически в том же интервале, что и китайцы, правда, с тяготением к его верхней границе. В Италии на комбинате Ilva возобновилась работа стана горячей прокатки, но уровень цен на его продукцию несколько подрос и, как правило, не опускается ниже 320-330 евро за т EXW. Сербский завод Smederevo и восточноевропейские комбинаты находятся на ступеньку выше и предлагают горячекатаные рулоны в Германию примерно по 350 евро за т CPT. Конкуренция с импортом заставляет германских производителей постепенно терять позиции. Если в начале сентября они выставляли цены по контрактам с поставкой в четвертом квартале по 370-380 евро за т EXW, то к концу месяца им пришлось отступить до 360 евро за т и менее.
Некоторые европейские специалисты выступают за подачу нового антидемпингового иска против поставщиков горячекатаных рулонов и толстолистовой стали, но эта точка зрения разделяется не всеми участниками рынка. Проведение расследования по импорту холоднокатаных рулонов из Китая и России практически никак не сказалось на состоянии регионального рынка. Поступление дешевого импорта из Бразилии и Кореи, а также агрессивная политика итальянских и восточноевропейских компаний приводит к тому, что холоднокатаная продукция в ЕС так же идет вниз, как и горячекатаная. В конце сентября уровень цен у местных компаний варьировался от 400 до 460 евро за т EXW, а средний уровень уменьшился за месяц более чем на 20 евро за т.
Точно так же антидемпинг не помог американским металлургам. По данным национальных таможенных служб, в августе импорт стальной продукции сократился на 8% по сравнению с предыдущим месяцем, но котировки на листовой прокат продолжают падать. К концу сентября горячекатаные рулоны подешевели, в среднем, до около $480 за метрическую т EXW, что представляет собой новый минимальный уровень с середины 2009 года.
С другими аналитическими обзорами МСС различных сегментов металлургического бизнеса России и мира можно познакомиться в разделе "Аналитика"
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.