Кто повезет российский лом?

Снижение объемов производства в добывающих и обрабатывающих отраслях промышленности закономерно приводит к уменьшению грузовой базы. В результате возрастает конкуренция между различными видами транспорта.

С начала 2000- х гг. система перевозок лома сильно изменилась. В начале прошлого десятилетия ж/д транспортом перевозилось около 90% лома. Сейчас же значительная часть грузопотоков лома переведена на автомобильный и речной транспорт. По итогам 2014 г. ломосбор в Россиии составил 33 млн т, из которых ж/д транспортом было перевезено лишь 16 млн т. Ряд компаний практически весь необходимый объем лома перевозят автомобильным транспортом. Железная дорога каждый год теряет грузовую базу лома.

С 2008 г. началось снижение объемов перевозок лома по железной дороге, в настоящее время они сопоставимы с показателями 1999 г. При этом в последние годы сокращалась также погрузка черных металлов, что свидетельствует о росте популярности автотранспорта при перевозках металлических грузов на расстояния до 700-1000 км.

Новости по теме

Лом занимает небольшую долю в структуре грузоперевозок — 1,35%. Однако для перевозчиков это высокодоходный груз, так как он относится к третьему тарифному классу. Перевозка одного вагона лома по доходности для оператора соответствует четырем вагонам с углем.

Рынок лома черных металлов — типичный пример олигопсонии, т. е. состояния, характеризующегося большим числом продавцов и ограниченным числом покупателей. Так, десять крупнейших грузоотправителей контролируют менее 20% всей погрузки лома. При этом число грузоотправителей постоянно снижается. В мае 2013 г. отправкой лома по железным дорогам занимались 984 компании, а в июле 2015 г. их осталось уже 738. В то же время на восемь металлургических предприятий приходится 60% поставок лома по ж/д.

Лом постепенно уходит с железной дороги. С одной стороны, политика РЖД направлена на сохранение грузопотоков наиболее массовых грузов, к которым лом черных металлов не относится. Госмонополия дает преференции тем отправителям и перевозчикам, которые приносят основной доход. Это приводит к тому, что автотранспорт становится выгоднее ж/д на больших расстояниях.

С другой стороны, за последние 10 лет в России появилось множество новых крупных потребителей лома (см. «Металлоснабжение и сбыт», Нет предела российской электростали, № 3, 2015 г.), инфраструктура которых заточена под автоперевозки.

Подробнее о проблемах и тенденциях на рынке ломоперевозок, которые обсуждались на конференции «Грузоперевозки и логистика на рынке лома» читайте в октябрьском номере журнала "Металлоснабжение и сбыт".

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 193

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter