Что-то может измениться. Российский и мировой рынок стали — итоги недели (1-8 ноября 2015 г.)
По словам президента, России нужно возобновить рост экономики, но при условии сохранения баланса между доходами и расходами бюджета, а также при продолжении прежнего курса на первоочередное снижение инфляции. Здесь, безусловно, очень многое будет зависеть от стабильности рубля, который в последнее время колеблется в достаточно узком интервале несмотря на все сложности, связанные с погашением внешних долгов российских компаний в конце года и неблагоприятными тенденциями на мировом рынке нефти.
Пожалуй, ближайшие два месяца будут во многом решающими. Если рубль устоит, то и инфляция остается на сравнительно низком уровне, так что Центробанк с большой степенью вероятности уменьшит ключевую ставку, возможно, еще до конца текущего года. При этом, нынешний курс реально способен оказывать и положительное воздействие на экономику. По данным ЕБРР, Россия в этом году таки увеличивает несырьевой экспорт, хотя пока и достаточно скромными темпами, а процессы импортозамещения развиваются, правда, больше вопреки правительственной политике, чем благодаря ей.
Впрочем, в российских верхах определенно присутствует понимание необходимости более активной и стимулирующей промышленной стратегии. В течение прошедшей недели об этом неоднократно высказывались в Госдуме. В частности, с рядом интересных рекомендаций выступил Комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. Там, например, предлагают финансировать крупные инвестиционные и инфраструктурные проекты, одобренные правительством, путем выкупа Центробанком целевых облигаций Внешэкономбанка. Этот путь представляет собой вариант американской программы QE, но со строгой инвестиционной направленностью и во многом совпадает с рекомендацией советника президента Сергея Глазьева об эмиссионном кредитовании приоритетных проектов.
Кроме того, депутаты выдвинули несколько других инициатив, например, кредитование под залог проектных облигаций компаний, введение инвестиционной налоговой льготы, разрешение ускоренной амортизации. Трудно сказать, получат ли эти идеи поддержку на более высоком уровне, однако в последние дни президент и ряд членов правительства на различных мероприятиях показательно высказались за стимулирование импортозамещения, локализации производств, развития высоких технологий. Похоже, и в правительстве понемногу растет понимание того, что низкие цены на сырье — это надолго, поэтому развиваться экономика России может только за счет расширения внутреннего рынка (потребительского и инвестиционного) и экспорта промышленных товаров. Посмотрим, выйдет ли из этого что-нибудь...
Для российской металлургической отрасли обстановка на внутреннем рынке пока что остается достаточно сложной. В ноябре поднялись цены только на листовой прокат с покрытиями благодаря сохранению относительно высокого спроса на данную продукцию и некоторого дефицита предложения. Кстати, этот сектор весьма красноречиво показывает преимущества импортозамещения для российской промышленности. По данным за первые три квартала, импорт оцинкованной стали в Россию сократился примерно на четверть по сравнению с аналогичным периодом годичной давности, а окрашенного проката — на треть. Благодаря уменьшению зарубежных поставок российские компании расширили долю рынка и практически сохранили прошлогодние объемы производства несмотря на сужение конечного потребления.
В то же время, импорт непокрытого листового проката, арматуры и фасона в последний месяц увеличился, что в сочетании с сезонным спадом в строительной отрасли и нехваткой финансовых ресурсов у многих конечных потребителей привело к снижению котировок на сортовой и фасонный прокат, сварные трубы ненефтегазового назначения, толстолистовую сталь и горячекатаные рулоны. Эти сектора находятся под угрозой более серьезного спада в ближайшие недели, и здесь решающую роль сыграет объем предложения. Чтобы удержать цены от обвала, российским компаниям приходится сокращать выпуск. Наиболее актуален этот вопрос для арматуры и труб в связи с наличием на рынке большого количества игроков.
На мировом рынке котировки на стальную продукцию в целом продолжали понижение и в начале ноября, но здесь наметились несколько важных тенденций, которые в дальнейшем могут привести к желанной стабилизации или даже некоторому росту. Прежде всего, поступает все больше информации о сокращении производства стали в Китае. Убытки, которые при нынешних ценах на прокат несут большинство китайских компаний, все-таки вынуждают их останавливать доменные печи и уменьшать загрузку прокатных станов. На внешних рынках китайцы пытаются стабилизировать котировки на широкий ассортимент стальной продукции, включая полуфабрикаты.
Этой инициативе, правда, могут воспрепятствовать два негативных фактора. Во-первых, в Китае дешевеет железная руда, что снижает себестоимость китайских металлургов и ослабляет у них стимулы к приостановке выпуска. Во-вторых, цены на китайский прокат падают больше года подряд. За это время у потребителей сформировались определенные ожидания, изменить которые будет нелегко. Тем более, что в отношении спроса на стальную продукцию пока особых перемен к лучшему не происходит.
Чуть ли не единственным исключением из этого правила в настоящее время является Турция. Убедительная победа на выборах политической силы действующего президента Эрдогана положила конец длительному политическому кризису (хотя параллельно развивается новый — усиление противостояние между турками и курдским меньшинством), что оказало благоприятное воздействие на деловой климат в стране. Турецкие строители и промышленники получают новые заказы, курс лиры поднялся по отношению к доллару, а внутренние цены на арматуру и листовой прокат уверенно пошли на подъем. Так что теперь и российские металлурги могут рассчитывать на удорожание заготовки и горячекатаных рулонов на этом направлении.
Тем не менее, говорить о переломе еще рано. На мировом рынке стали хватает рисков. Об одном из них напомнили США, где были введены предварительные компенсационные пошлины на китайскую оцинкованную сталь в размере до 235,66%, да еще и с ретроспективным периодом в 90 дней. Официальная версия — такие высокие тарифы установлены, потому что китайские металлурги отказались сотрудничать со следствием... то есть, с расследованием Министерства торговли США. Кстати, американские производители стали требуют введения ретроспективных пошлин и на российские холоднокатаные рулоны. Сохраняются риски для отечественного листового проката и в ЕС.
Поэтому приоритетным для российских металлургов есть и будет внутренний рынок. И всем нам очень нужны перемены к лучшему на нем.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.