Без радикальных перемен в глобальной экономике мировой рынок стали не выйдет из спада
Это, конечно, не первый спад на мировом рынке стали, но один из самых глубоких и продолжительных за последние десятилетия. Начался он во второй половине 2011 г. и продолжается до сих пор. С августа-сентября 2014 г. падение ускорилось. Отличительной особенностью нынешнего спада является то, что он практически не сопровождается адекватным сокращением объемов предложения, как это было, например, в 2003, 2005 и 2008-2009 гг. До последнего времени объем выпуска стальной продукции находился на относительно высоком уровне.
Безусловно, это характерно, прежде всего, для Китая. По итогам первых девяти месяцев 2015 г. производство стали в стране сократилось на 1,7% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности, но экспорт возрос на 27% до 83,1 млн. т. Причем, поставки стальной продукции из других стран, занимающих ведущие позиции на мировом рынке (ЕС, Япония, Россия, Корея, Турция) в этом году существенно не уменьшились. В то же время, в Китае, США, России, ряде других стран потребление проката сократилось. Это привело к усилению дисбаланса на рынке.
Основная проблема мирового рынка стали заключается в том, что резко затормозился рост глобальной экономики. Действовавшая в последние четверть века модель перестала работать. Ранее ее приводили в движение следующие процессы: рост потребительских рынков в США и ЕС; повышение прибыльности западных корпораций за счет перенесения производственных мощностей в Китай и развивающиеся страны; расширение товарного экспорта из Китая, стран Юго-Восточной Азии, Восточной Европы, Турции и доходов от него; увеличение спроса на ресурсы и подъем цен на них; повышение доходов стран — экспортеров ресурсов.
Однако еще в конце прошлого десятилетия рост западных потребительских рынков прекратился. Соответственно затормозился китайский экспорт. Из-за снижения темпов роста в Китае возникло перепроизводство нефти, стали, другого минерального сырья, цены на них рухнули. Соответственно, упали и доходы экспортеров.
Запустить этот механизм снова в настоящее время не представляется возможным. Вероятно, для этого потребуются широкомасштабные инвестиции в реальный сектор и строительство, прежде всего, в развитых странах. Но для этого нужно осуществить перераспределение доходов от корпораций и банков к государствам и населению, что пока маловероятно. Поэтому спрос на стальную продукцию в ближайшие годы, скорее всего, существенно расти не будет. Мировой рынок стали рано или поздно опустится на дно, но причин для нового подъема у него нет. Китай вообще уходит от промышленной модели к сервисной, объемы строительства в стране в 2010-2013 гг. были избыточными и неоправданными, возвращения к ним в обозримом будущем не произойдет.
В итоге, если ничего не изменится, то в 2016 г. на мировом рынке стали следует ожидать ценовой стагнации на низком уровне. Ситуация может измениться, лишь только если в игру вступят новые факторы. Так, может резко упасть производство стали в Китае либо в других странах. Это позволит стабилизировать котировки, но пока не обеспечит их повышения. Источником нового подъема может стать только расширение совокупного спроса, а для этого нужно радикальное увеличение инвестиций в промышленность и строительство либо возобновление роста на потребительском рынке. Пока что наиболее перспективным в этом плане выглядит китайская концепция Великого шелкового пути, но она все еще находится на предварительном этапе.
С другими аналитическими обзорами МСС различных сегментов металлургического бизнеса России и мира можно познакомиться в разделе "Аналитика"
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.