В 2016 г. потребление листового проката на российском рынке продолжит снижаться

Н.Осадчий, руководитель проектов "Металл Эксперт Консалтинг", в своем выступлении на Международной конференции "Российский рынок металлов-2015" проанализировал тенденции изменения спроса на рынке СНГ и, экстраполировав их на ближайшее будущее, привел прогнозы динамики спроса на следующий г.

Так, прогнозируется, что в следующем г. уменьшится емкость рынка листового проката. В частности, в России она в 2016 г. составит 15,7-15,75 млн т (а это означает падение на 30% от уровня 2014 г.). При этом сокращение потребления листа характерно для всех отраслей-потребителей – и машзаводов, и трубных заводов, и стройиндустрии.

Аналогичная ситуация просматривается и на украинском рынке металлов. Лишь в Казахстане (где реализуется комплексная программа развития экономики страны до 2025 г.) в следующем г. прогнозируется рост потребления листа со стороны машиностроительных компаний – примерно на 25%, трубной промышленности – примерно на 5%.

Что касается российской трубной отрасли, то здесь основной спрос поддерживается закупками со стороны компаний ТЭКа.

Мощности по производству ТБД загружены заказами топливно-энергетического комплекса. Ключевыми проектами "Газпрома" и "Транснефти" останутся "Сила Сибири", "Заполярье-Пурпе", "Куюмба-Тайшет", нефтепроводы-отводы от ВСТО и ВСТО 2, расширение магистральных нефтепроводов Западной Сибири, строительство продуктопровода "Юг" на участке "Волгоград-Новороссийск", увеличение пропускной способности продуктопровода "Север".

Новыми проектами, подготовка которых идет ускоренными темпами, являются "западный" маршрут в Китай, строительство 3-4 ниток "Северного потока"; магистральный газопровод из Краснодарского края в Крым.

В связи с этим оптимистичный сценарий развития событий предполагает сохранение инвестиционных планов компаний относительно модернизации и реконструкции существующих нефте- и газопроводов. И в этом случае спрос на плоский прокат в целом по трубной отрасли упадет лишь на 14% (по сравнению с 2014 г.).

Пессимистичный сценарий: ввиду урезания инвестиций нефтегазовых компаний они не приступят к реализации ни одного из новых проектов. Основным фактором для труб СМД станет снижение спроса в строительной отрасли. В таком случае снижение спроса составит 25% (по сравнению с 2014 г.).

В стройиндустрии России (которое является основным драйвером металлопотребления) заметнее всего уменьшилось потребление проката применяемого при закладке новых объектов. Из показателей, характеризующих строительство, положительная динамика сохранилась лишь во вводе эксплуатацию зданий, что в первую очередь связано с завершением ранее начатых проектов.

Платежеспособный спрос испытывает дефицит источников роста.

Факторами сдерживания в ближайшем будущем будут реализованный в 2014 г. отложенный спрос на жилье; рост себестоимости строительства, проблемы с получением банковских гарантий, сокращение оборотного капитала компаний, снижение инвестиционных возможностей государства, сокращение объемов ипотечного кредитования.

В целях стимулирования жилищного строительства в июле Правительством принято постановление об увеличении объема субсидирования ипотеки за счет федерального бюджета с 400 млрд. до 700 млрд. рублей. Дополнительную поддержку строительной отрасли окажут программы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока на 2014-2020 годы" и "Юг России", а также крупные инфраструктурные проекты.

Падение спроса в следующем г. прогнозируется на уровне от 25% до 30%.

В машиностроении России неопределенность экономической ситуации, значительный спад инвестиционной активности и недостаток финансовых средств определяют негативные тенденции. В отрасли назревает проблема длительной недозагруженности мощностей. В первую очередь, снизились объемы отгрузок производителей потребительских товаров, транспортных средств и промышленного оборудования.

Из позитивных моментов можно отметить активизацию инициатив правительства в поддержке отрасли: разработка проекта "о налоговой льготе промышленным предприятиям на сумму капитальных вложений в модернизацию", разработка "дорожных карт" по улучшению инвестиционного климата. Приоритетным направлением господдержки останутся высокотехнологичные отрасли: оборонное машиностроение, нефтегазовое, энергетическое, станкостроение, которые, несмотря на кризис, будут финансироваться правительством.
Из положительных факторов можно отметить обновление модельного ряда и увеличение экспортных возможностей российских производителей, расширение запрета на государственные закупки иностранной автотехники, реструктуризация кредиторской задолженности производителей железнодорожной техники, стимулирование ускоренного списания вагонов, прежде всего технически неисправных, стимулирование использования инновационных вагонов.

Тем не менее в следующем г. сокращение потребления листа в машиностроении прогнозируется на уровне 25% (по сравнению с 2014 г.).

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 364

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter