ММК разработал стратегию развития до 2025 г.
В течение следующих десяти лет себестоимость производства на комбинате должна снижаться на 2-3% в год, что должно укрепить позиции ММК на российском рынке, который остается для группы абсолютным приоритетом. Доля внутренних продаж, в 2005 г. составлявшая всего 50%, а в текущем году оценивающаяся на уровне 76%, к 2025 г. должна возрасти до 84%. При этом, объем продаж продукции с высокой добавленной стоимостью в России планируется увеличить от 3,9 млн т в настоящее время до 4,5 млн т через десять лет.
Утверждение новой стратегии подвело итог развитию комбината на протяжении предыдущего десятилетнего периода, в течение которого ММК радикально обновил свои мощности, полностью перейдя на непрерывную разливку стали, создав современное электросталеплавильное производство и внедрив новый комплекс внепечной обработки стали. В период 2005-2015 гг. объем продаж товарной продукции ММК вырос менее чем на 10% с 10,2 млн до 11,1 млн т, но зато в сортаменте комбината значительно возросла доля проката с высокой добавленной стоимостью. В 2015 г. объем ее выпуска прогнозируется на уровне 4,3 млн т. За эти годы были введены в строй комплексы стана «5000» по производству толстолистовой стали и стана «2000» холодной прокатки, четыре агрегата горячего цинкования, два — нанесения полимерных покрытий, три сортовых стана «170», «370» и «450».
Объем капиталовложений на ММК достиг максимального значения ($2,2 млрд.) в 2010 г., но в 2015 г. он сократился до $400 млн. И в ближайшие десять лет руководство комбината планирует удерживать этот показатель в интервале $400-600 млн в год, включая затраты на поддержание действующих мощностей в размере $200-250 млн. В нынешней ситуации в мировой металлургической отрасли и в российской экономике следует придерживаться консервативной финансовой политики и направлять на инвестирование только те средства, что реально зарабатываются самой группой.
Крупнейшим проектом ММК на ближайшие десять лет должен стать новый комплекс первого передела. В 2018-2023 гг. на комбинате будет построена новая доменная печь объемом 3,2 тыс. м3 и производительностью порядка 2 млн т в год. Ее запуск позволит остановить две старые печи с примерно аналогичной совокупной мощностью. Ввод в действие нового агрегата потребует использования более качественной шихты, с этой целью в 2016-2019 гг. на ММК будет построена новая аглофабрика, а в 2018-2021 гг. — новая коксовая батарея.
По оценкам генерального директора ММК Павла Шиляева, создание нового комплекса позволит снизить себестоимость выплавки слябов на $10-30 за 1 т, при том, что ММК в настоящее время имеет один из самых низких показателей в мире (если вообще не самый низкий) - $196 за 1 т. Кроме того, на комбинате улучшится экологическая обстановка, что является одной из целей долгосрочной стратегии развития.
По словам Павла Шиляева, до кризиса 2014 г. стоимость строительства аглофабрики оценивалась в 15-18 млрд. руб. В течение 2016 г. будет разработан новый проект, на основании которого и будет принято инвестиционное решение. Выбор поставщика оборудования для всех проектов будет сделан по итогам открытых конкурсов.
В прокатном переделе стратегия развития до 2025 г. предусматривает реконструкцию стана горячей прокатки «2500», которая будет проведена в период 2016-2018 гг., и запуск новой линии цинкования мощностью 450 тыс. т в год. Подготовка к строительству нового цеха уже стартовала, его ввод в строй запланирован на 2017 г. В зависимости от текущей конъюнктуры рынка может быть принято решение о дополнении этого объекта линией по нанесению полимерных покрытий.
Делая ставку на внутренний рынок, ММК ориентируется, прежде всего, на отрасли, которым требуется продукция с высокой добавленной стоимостью, - автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, судостроение, оборонка, производство труб большого диаметра. Не будет забыта, естественно, и строительная отрасль. Расположение комбината в сравнительной близости от автомобильных и машиностроительных заводов Урала и Поволжья делает его естественным приоритетным поставщиком стальной продукции для этих предприятий. В частности, в этом году доля ММК на российском рынке автолиста достигла 53% по сравнению с немногим более 40% в 2014 г. В перспективе руководство группы не исключает расширения в сегмент сервисных металлоцентров для автопрома, но только в качестве партнера в совместном предприятии.
В планах меткомбината значится дальнейшее расширение производство автолиста. В этой отрасли ММК стремится стать поставщиком номер один для трех ведущих международных автомобильных корпораций, имеющих производство в России. Планируется в небольших количествах и экспорт автолиста: как отметил Павел Шиляев, такие поставки представляют собой «лакмусовую бумажку», показывающую реальный уровень производства и качество продукции комбината. Тем не менее, стратегической задачей компании является внутренний рынок, тогда как экспорт имеет, скорее, тактический характер ответа на текущие вызовы.
Конечно, сейчас ситуация в российском автопроме не слишком благоприятная, но, по мнению Сергея Сулимова, заместителя генерального директора ММК по финансам и экономике, нынешний спад не навсегда, он сменится ростом. В автомобилестроении постепенно нарастают процессы локализации, так что перспективы у данного направления, безусловно, есть. Кроме того, в сортаменте комбината будет увеличиваться доля высокопрочной, износостойкой стали и другой премиальной продукции.
Вообще, на ближайший период развитие ММК будет базироваться, в первую очередь, на импортозамещении — прежде всего, на рынке листовой стали с покрытиями, а также на повышении качества обслуживания потребителей. Стратегия предусматривает введение на комбинате системы продажи точно в срок, с точностью в плюс-минус три дня, внедрение сквозной системы оперативного календарного планирования и отслеживания выполнения заказов в режиме реального времени. Как говорят на комбинате, на ММК умеют очень эффективно производить сталь, в прокатном переделе — это самое современное производство в России. А чтобы эффективно ее продавать, надо быть ближе к клиентам.
Комментарии
А не пробовали сначала качество шихты улучшить, а потом уж принимать решение о строительстве новой ДП? Может новой аглофабрики будет достаточно?
А то опять, сначала доменную печь построят, потом окажется, что либо денег на новую аглофабрику не хватает, то немного с проектными показателями ошибутся. И будут руду будут "то сушит, то жарить (в хорошем смысле этого слова)". А технарям потом оправдывайся ...
Все комментарии (1)
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.