Ускорение и перестройка. Российский и мировой рынок стали — итоги недели (20-27 декабря 2015 г.)
Котировки на листовой прокат в целом находятся в последнее время на стабильном уровне. Возможно, рынок, как тот водолаз в заболоченном озере, на самом деле нащупал дно, и ниже текущих отметок цены уже не провалятся. По крайней мере, российские компании при заключении новых экспортных контрактов обходятся без дополнительных уступок. Более того, американские производители перед Рождеством смогли добиться заметного подорожания своей продукции, а их европейские коллеги надеются на рост после Нового года.
Несколько хуже обстоят дела в секторе сортового проката, который никак не может придти в себя из-за кризиса на Ближнем Востоке, вызванном войнами, падением цен на нефть и объемов инвестиций в регионе. Турецкая арматура продолжает дешеветь и на внутреннем рынке, и за рубежом, утягивая за собой вниз металлолом и заготовку. И здесь как раз нижняя точка спада, скорее всего, еще не достигнута.
На российском рынке стали падение котировок на прокат и сварные трубы не закончилось, но прервалось вследствие приближения праздничной паузы. Во всяком случае, минимальный видимый спрос лишает дистрибьюторов стимулов для дальнейшего удешевления продукции с целью стимулирования сбыта. Однако ожидания на ближайшее будущее трудно назвать оптимистичными. По итогам декабря предвидится понижательная корректировка заводских цен на арматуру, фасон и непокрытый листовой прокат, а на январь прогнозируется новый спад. В большинстве сегментов рынка наблюдается превышение предложения над спросом, особенно заметное на рынке арматуры.
Основная беда здесь в том, что все эти проблемы имеют долгосрочный, системный характер. Подъем российской экономики и жизненного уровня населения, быстрое расширение внутреннего потребительского рынка в 2000-е и начале 10-х годов происходили, прежде всего, благодаря сверхдоходам от высоких цен на нефть и газ. Как теперь видится, эта ситуация была уникальной, и, по-видимому, уже не повторится в обозримом будущем.
Безусловно, падение нефтяных котировок привело к сокращению инвестиций в разведку и добычу, что через какое-то время обернется сокращением производства вследствие недостаточного ввода в строй новых мощностей, замещающих истощающиеся месторождения. Но, во-первых, этот эффект начнет проявляться только через несколько лет, а, во-вторых, два десятилетия бума привели к тому, что на рынке существует огромный задел на будущее. Как бизнес, так и правительства привыкли к постоянному росту и просто не представляют себе ничего иного. Поэтому любое подорожание нефти еще долго будет вызывать быстрое расширение капиталовложений в отрасль и запуск новых проектов, что снова будет приводить к избытку предложения.
Дешевая нефть стоимостью $30-45 за баррель — это огромная проблема для российской экономики. Особенно, если учесть, что «антикризисная» политика правительства, по большому счету, заключается лишь в пережидании тяжелых времен. Планы Центробанка и и экономического блока Кабинета Министров основаны на снижении инфляции, чего можно добиться только в условиях стабильного либо укрепляющегося рубля, а для этого необходима дорожающая или хотя бы не падающая в цене нефть. Но даже если ситуация в 2016 году будет развиваться по благоприятному сценарию, а нефтяные котировки, рано или поздно оттолкнувшись от дна, возрастут до $50-60 за баррель, что это означает для России?! Медленное, мучительно медленное восстановление, сдерживаемое стагнацией на потребительском рынке, дороговизной импортного оборудования и ограниченностью спроса. Нам потребуются долгие годы, чтобы просто вернуться на уровень 13-го года.
Президент, выступая 24 декабря на заседании Кабмина, назвал важнейшей задачей для правительства вернуть экономику РФ на устойчивые темпы роста даже в условиях долгосрочной депрессии на сырьевых рынках. Все это глубоко правильно, но как этого достичь?
Глава государства видит значительные резервы в повышении эффективности экономики, особенно, эффективном расходовании государственных средств. Кроме того, по его мнению, необходимо обеспечить четкое, бесперебойное выполнение планов по поддержке отраслей, которые оказались в зоне риска, - автопрома, железнодорожного машиностроения, строительства, легкой промышленности.
Борис Титов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и сопредседатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия», заявляет, что для обеспечения экономического роста необходимо предоставить бизнесу доступ к «длинным» деньгам, понизить кредитные ставки, вернуть стабильность курсу рубля, уменьшить фискальное и административное давление на бизнес, прежде всего на наиболее динамичные средние и крупные компании. По мнению Титова, частные компании смогут решить задачу, поставленную президентом, если правительство хотя бы не будет им мешать, а лучше — немножко помогать.
Тем не менее, все эти меры представляют собой только одну сторону медали. В современной экономике произвести что бы то ни было — не самая большая проблема. Главное — продать уже произведенное. И нынешний мировой кризис, и спад, в котором находится сейчас Россия, имеют под собой одну и ту же причину — недостаточный платежеспособный спрос, не соответствующий масштабам существующих производственных мощностей. Поэтому чтобы преодолеть кризис, нужно в первую очередь иметь программу стратегического развития, в которой решалась бы эта проблема балансирования предложения и спроса.
Конечных потребителей в экономике только два. Это население, нуждающееся в жилье, медицине, образовании, различных товарах и услугах, и государство, решающее вопросы общенационального масштаба в интересах всего общества. К ним можно добавить инвестиционный спрос со стороны предприятий, нуждающихся в производственных, опытно-конструкторских, сбытовых мощностях, оборудовании (в самом широком смысле) и расходных материалах, чтобы иметь возможности удовлетворять потребности государства, населения и друг друга — в рамках производственно-сбытовых цепочек.
Доходы государства в последние годы упали вследствие снижения цен на нефть и газ, приносящих свердоходы. И возвращения к прежним благословенным временам не будет еще долго, а может, и никогда. Период взрывного роста Китая, когда он как огромный пылесос втягивал в себя ресурсы со своего мира, завершился, а заменить этот источник постоянно расширяющегося спроса нечем. Западные страны успешно продвигают концепцию борьбы с глобальным потеплением, в рамках которой необратимо сокращается потребление традиционных энергоресурсов. Население в России резко обеднело и не может покупать столько квартир, автомобилей, холодильников и мебельных гарнитуров, как в лучшие годы.
Чтобы дать экономике новый толчок, нужно найти новые источники увеличения доходов российского государства, населения и обслуживающих их потребности промышленных, строительных и сервисных компаний. Но что это может быть? Правительство пока что продвигает только одно направление — импортозамещение. Это, действительно, способно дать эффект, но лишь в немногих секторах, где импорт может упасть в большей степени, чем потребление в целом, а у российских компаний есть возможности, чтобы заполнить ниши. Например, на отечественном рынке стали это оцинкованный и окрашенный прокат, а вот с замещением импортного оборудования для металлургических заводов и сервисных металлоцентров уже возникают большие проблемы.
В современной мировой экономике процветают те страны, которые специализируются на выпуске передовой высокотехнологической продукции с высокой добавленной стоимостью и большой маржой. Эта значительная разница между себестоимостью и продажной ценой обеспечивает высокую прибыльность и дает возможность финансировать НИОКР (что позволяет сохранять технологическое лидерство), платить высокие зарплаты, подтягивающие к своему уровню весь национальный рынок труда, а также отчислять значительные средства в бюджет государства. Возникает «благословенный круг»: богатые компании — зажиточное население — богатое государство.
В принципе, запустить такой механизм можно — смогла же в свое время это сделать Южная Корея! Но для этого нужно создавать широкое партнерство между правительством и частным бизнесом с целью основания не отдельных передовых производств, а целых кластеров — групп отраслей, создающих спрос друг для друга. Например, аэрокосмическая промышленность — производство электронных компонентов и передовых материалов — космические и авиатранспортные услуги — оборонная промышленность — строительство авиатранспортной инфраструктуры и т. д. Или атомная промышленность — производство компонентов и передовых материалов — атомная энергетика — морские АЭС — судостроение.
В России уже есть прообразы таких кластеров, но для их развития требуются огромные вложения в человеческий капитал — талантливых инженеров и высококвалифицированных рабочих, в передовые системы управления качеством и управления производством. И — непременное условие — необходим широкий доступ на мировой рынок. Преимущества от наличия «опережающих» отраслей можно реализовать только в рамках международного разделения труда. Это означает углубление интеграции в рамках ЕАЭС, БРИКС и ШОС, создание вокруг этого ядра целого «созвездия» из государств, объединенных производственной и научно-технической кооперацией. Кстати, это может стать заявкой на новый, более справедливый мировой порядок, способный заменить осточертевший Pax Americana.
Однако это задел на очень дальнюю перспективу, а как запустить механизм роста прямо сейчас? Правительство и президент заявляют о необходимости поддержки проблемных отраслей, но это только смягчение последствий кризиса, социальное вспомоществование, а не развитие. Между тем, можно найти возможности вложения государственных средств и льготных кредитов в направления, способные стимулировать рост экономики.
Например, российская металлургическая отрасль в значительной степени зависит от состояния строительного сектора. Почему бы, например, не сколько субсидировать ипотечные кредиты, сколько принять меры к удешевлению жилья, чтобы оно стало более доступным для широких масс населения? Радикально облегчить порядки и снизить затраты строителей на подключение к коммунальным сетям, ускорить получение разрешений и выполнение строительных работ, стимулировать создание и использование недорогих, но эффективных и качественных материалов, поощрять широкое использование металлоконструкций в малоэтажном строительстве и т. д. Или, как во времена СССР, субсидировать железнодорожные и авиаперевозки, снизить акцизы на бензин, активно вкладывать средства в инфраструктуру, стимулируя подъем в транспортной сфере и сокращая затраты населения и бизнеса на поездки и перевозки. Такие меры способны дать мощный рост внутреннего туризма, повысить уровень конкуренции на локальных рынках, облегчить сбыт малому и среднему бизнесу, увеличить спрос на логистические услуги и соответствующие складские мощности.
Понятно, что это потребует коренных изменений в механизме управления экономикой. И далеко не факт, что нынешняя власть обладает достаточным кадровым потенциалом, чтобы решить задачу обеспечения экономического роста в условиях низких цен на сырье. Однако, пожалуй, следует себе четко уяснить: обстоятельства складываются таким образом, что ускорение уже невозможно без перестройки. Тридцать лет назад, когда перед нашей страной встала аналогичная задача, решить ее не смогли, что и привело к 1991-му и последующим 90-м годам. Сейчас у нас появляются право и обязанность на новую попытку...
Мечты... мечты... Бессмысленные мечтания, как сказал один русский царь, который плохо кончил. Но когда же еще мечтать, как не перед праздничным боем курантов?!...
С наступающим Новым годом, дорогие друзья, с Новым годом! И пусть ваши мечты сбудутся!
С новыми условиями доступа к аналитическим материалам можно ознакомиться здесь.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.