Позиция НП «Русская Сталь» по консолидации парка универсального подвижного состава

В связи с активным обсуждением в Правительстве Российской Федерации нового плана по консолидации парка универсального подвижного состава, путем передачи активов государственных лизинговых компаний под управление ФГК или ГТЛК, НП «Русская Сталь» считает необходимым указать на возможные негативные последствия подобного решения.

В 2001 г. началось реформирование железнодорожной отрасли. На рынке железнодорожных перевозок появились частные компании операторы с собственным или привлеченным парком. На этот рынок пришли крупные лизинговые компании, которые приобретали новые вагоны и отдавали их в аренду операторам по очень высоким ставкам.

Резко возросшие закупки подвижного состава привели к насыщению рынка и снижению ставки аренды вагонов, что в свою очередь привело к трудностям по обслуживанию лизинговых платежей со стороны операторов, банкротству части из них и передаче вагонного парка обратно в лизинговые компании.

Консолидация вагонного парка лизинговых компаний под управлением одной из государственных структур (ФГК, ГТЛК) приведет к появлению на рынке крупнейшего игрока с прогнозируемой долей рынка около 35%.

Для обслуживания значительных лизинговых платежей новая компания будет вынуждена поднять арендные ставки до 800 руб. за вагон в сутки и выше (при действующей ставке 450-500 руб. за вагон в сутки, то есть почти в 2 раза). Оставшийся рынок незамедлительно скорректирует свои предложения до этого уровня.

По мнению ряда отраслевых экспертов, подобная консолидация вагонного парка рассматривается как один из возможных вариантов поддержки государственных компаний в том числе ВЭБ-лизинг и ТрансФин-М. Но в этом случае проблемы лизинговых компаний, связанные с недальновидной инвестиционной политикой и неэффективным управлением парком подвижного состава со стороны операторов, ложатся на плечи грузоотправителей и других участников рынка.

Также необходимо отметить, что рост вагонной составляющей отрицательно скажется на финансовых результатах деятельности РЖД. Ввиду роста общей стоимости транспортировки, грузоотправители будут чаще обращаться в РЖД за получением скидок к железнодорожному тарифу. Индексация железнодорожного тарифа так же будет воспринята с резкой критикой со стороны грузовладельцев. Можно предположить, что общий рост ставок приведет к оттоку части грузов на автомобильный транспорт.Кроме того, при резком росте арендной ставки может наступить ситуация, когда грузовладельцу станет выгоднее снова создавать собственный парк.

Рынок оперирования подвижным составом переживает сегодня естественные рыночные процессы, адаптируясь под существующие реалии. Вмешательство государственных компаний может полностью уничтожить здоровую конкурентную среду, сформировавшуюся в этом сегменте российской экономики в течение последних лет в результате проведенных реформ.

ФГК уже не раз участвовала в схемах по консолидации парка подвижного состава, но ни одна из реализованных схем не принесла результатов. В настоящее время на этом рынке идет масштабный процесс списания старого подвижного состава. Это естественным образом приведет к сокращению профицита вагонного парка в течение 2016-2017 гг. и рыночному увеличению ставок аренды без какого-либо вмешательства со стороны государства. Дополнительный «разогрев» рынка предоставления подвижного состава под погрузку и в аренду путем создания крупнейшего игрока на нерыночных условиях в этом сегменте, может дестабилизировать ситуацию и привести к плохо прогнозируемым негативным последствиям.

Для предотвращения монополизации рынка предоставления подвижного состава под погрузку и в аренду необходимо провести анализ последствий предлагаемых сделок. Считаем необходимым привлечь Федеральную антимонопольную службу, Министерство экономического развития России, Министерство транспорта России и Министерство финансов России к анализу последствий возможной монополизации рынка.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 131

Комментарии

  • Металлурги - просто молодцы!

    Говорят, что ставка поднимется в два раза. Не стыдно такие заявления делать?

    Да, поднимется. Но до инвестиционно привлекательного уровня в вагоны. До 740 рублей.

    А в 2011-2012 году ставка была 1200 - 1700. То есть ставка поднимется всего до уровня 40% от прошлого уровня.

    То есть, цены на метал поднять на 70% (с 2014 по н/вр) - это правильно?

    Пошлину на ж/д колеса захотеть поднять на 35%? Это тоже правильно.

    А когда реально нужно спасать ВЭБ - то это уже неправильно...

    Господи, найдется, когда-нибудь на этих металлургов хоть какая-то управа уже?!

    Есть здравый человек в правительстве????

Все комментарии (1)


Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter