Обзор железнодорожного рынка РФ в феврале-марте 2016 г.
В феврале 2016 г. погрузка на сети РЖД составила 95,2 млн т (+2,9% к февралю 2015 г.). Суточная погрузка оказалась ниже уровня прошлого года на 0,6%.
Выросли месячные перевозки угля (+3,5%), строительных грузов (+28,9%), минеральных удобрений (+7,5%), лесных грузов (+6,5%), цветной руды (+6,7%) и зерна (+20%). При этом снизилась погрузка нефти и нефтепродуктов (-4,4%), черных металлов (-3,4%), цемента (-11,8%) и лома (-19,7%).
Грузооборот в феврале этого года увеличился до 184,9 млрд т-км (+5,9%). Суточный грузооборот выше уровня прошлого года на 2,4%, т.е. месячный грузооборот вырос не из-за объемов дополнительного дня (29 февраля), а из-за увеличения перевозок экспортных грузов: угля, зерна и удобрений.
Уголь: очередной рекорд погрузки
В феврале погрузка угля на сети РЖД выросла на 3,5% к уровню прошлого года и составила 26,5 млн т, вновь установив рекорд перевозок месяца за последние 15 лет. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 55,1 млн т угля, что на 3,1% выше уровня 2015 г.
Добыча угля в феврале была выше уровня прошлого года на 5,2%, по данным Минэнерго, и на 6%, по данным Росстата.
Внутренние перевозки выросли на 2,4%, а экспортные — на 6,2%. Грузопоток увеличился в Южную Корею (в 4 раза), Китай (в 1,7 раза), на Украину (в 1,6 раза), в Финляндию и Польшу (на 20%). Следует особо отметить, что объемы поставок в Индию по-прежнему растут. В среднесрочной перспективе индийский рынок может занять второе место по потреблению российского угля (после Китая).
В начале марта Южной Кореей был введен запрет на заход в южнокорейские порты судов третьих стран, побывавших в Северной Корее в последние полгода. По этой причине поставка российского угля для южнокорейских компаний через транспортный коридор Хасан — Раджин может прекратиться. Однако поставки в Китай не должны пострадать.
Китай по-прежнему планирует сократить около 1,8 млн рабочих на угольных шахтах, что снизит уровень добычи угля на 500 млн т. Это позволяет сделать позитивный прогноз уровня поставок российского угля в Китай.
В среднесрочной перспективе экспорт российского угля может остаться на высоком уровне в случае переориентации объемов угля, предназначенных для Южной Кореи на другие рынки либо при переключении на альтернативные схемы поставок.
Нефть и нефтепродукты: низкий уровень перевозок сохраняется
В феврале погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД сократилась на 4,4% относительно уровня прошлого года и составила 19,7 млн т. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 40,6 млн т нефтяных грузов, что на 5,9% ниже уровня 2015 г.
По данным Росстата, добыча нефти выросла на 7,2% к уровню прошлого года.
Внутренние перевозки нефти и нефтепродуктов выросли на 7% к февралю 2015 г., а экспортные сократились на 15%. Экспортные грузопотоки снизились в Нидерланды (-17%), Италию (-6,9%) и Турцию (поставки в страну практически прекратились).
В начале марта главы нефтяных компаний поддержали предварительные договоренности с ОПЕК, согласившись заморозить добычу нефти на уровне января 2016 г. Это решение позволяет надеяться на стабилизацию российских перевозок нефти и нефтепродуктов при условии, что не будут введены в работу новые трубопроводные мощности.
Строительные грузы и цемент: медленное восстановление перевозок на фоне стабилизации строительной отрасли
В феврале погрузка строительных грузов на сети РЖД выросла на 28,9% к уровню прошлого года и составила 9,8 млн т. В то же время погрузка цемента снизилась на 11,8% (1,5 млн т). Всего сначала года по железной дороге было отправлено 16,9 млн т строительных грузов (+19,3% к 2015 г.) и 2,6 млн т цемента (-14,8%).
Перевозки строительных материалов увеличились в Новгородскую область (в 4 раза), Ханты-Мансийский автономный округ (+35%), Московскую (+17%), Тюменскую (+28%) и Белгородскую (в 4 раза) области.
По мнению министра строительства и ЖКХ Михаила Меня, российские застройщики адаптировались к новым рыночным условиям, а также смогли учесть рекомендации государства, сделав акцент на проекты эконом-класса.
Уже стало известно, что ставка по льготной ипотеке в 2016 г. будет не выше 12%, а на программу в 2016 г. предусмотрено до 16,5 млрд руб. По оценке М. Меня, в России в этом году может быть выдано ипотечных кредитов на 0,9-1,0 трлн рублей, что ниже прошлогоднего уровня (в 1,1 трлн руб.) из-за негативных тенденций на строительном рынке.
В 2015 г. был введен рекордный для России объем жилья — 84,2 млн кв. м. В этом году Минстрой снизил почти на 5% план ввода жилья с 80 млн кв. м до 76,2 млн кв. м. Снижение плана отразится на перевозках цемента, а не строительных грузов (щебня), так как основной объем перевозок приходится на инфраструктурные проекты.
Среднесрочный прогноз перевозок прежний: текущая положительная динамика может сохраниться благодаря поддержке со стороны государства. Восстановление отрасли до докризисного уровня будет не ранее 2017-2018 гг., но рост перевозок к уровню 2015 г. наблюдается уже сейчас.
Зерно и продукты перемола: высокий уровень экспорта сохранится до конца сезона 2015/2016
В феврале погрузка зерна и продуктов перемола на сети РЖД выросла на 20% к уровню прошлого года и составила 1,8 млн т. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 3,1 млн т зерна, что на 0,5% выше уровня 2015 г.
В феврале 2016 г. внутренние перевозки выросли на 6%, а экспортные — на 46%. Основной рост экспорта произошел в Египет, который остается самым крупным потребителем российского зерна.
Россия и Япония в ближайшее время начнут переговоры об увеличении поставок российского зерна. В настоящее время, несмотря на то, что Япония закупает более 6 млн т продовольственно
Россия в феврале впервые стала нетто-экспортеро
По мнению экспертов, в том числе и из Департамента США по сельскому хозяйству, общий объем экспорта зерна в 2015/16 достигнет 33,0-33,5 млн т, в том числе 23,0-23,5 млн т пшеницы, что делает Россию вторым по величине экспортером пшеницы после Евросоюза.
Таким образом, прогнозируется сохранение текущего высокого уровня перевозок зерновых грузов и большого экспортного потенциала ввиду благоприятных для российских производителей условий на мировом рынке.
Химические и минеральные удобрения: новые рекорды перевозок
В феврале погрузка удобрений на сети РЖД выросла на 7,5% к уровню прошлого года и составила 4,3 млн т, снова установив рекорд месяца за последние 10 лет. Всего с начала 2016 г. по железной дороге было отправлено 8,9 млн т удобрений, что на 6,4% выше уровня 2015 г.
Рост погрузки обусловлен увеличением на 16% внутренних перевозок, в то время как экспорт остался на уровне прошлого года. Поставки удобрений из России нарастили Бразилия (+25%), Украина (+41%), а также Сербия (в 4 раза).
По словам главы Минсельхоза Александра Ткачева, цены на основные удобрения в ходе предстоящих весенних полевых работ будут сохранены на уровне начала января, что положительно повлияет на внутренние перевозки.
Согласно прогнозам компании «ФосАгро», после падения цен в конце прошлого года и начале этого рынок начал постепенно восстанавливатьс
В условиях текущего соотношения цен на удобрения и продукцию сельского хозяйства прогноз для мирового рынка удобрений позитивный, что будет способствовать стабильному высокому уровню экспортного грузопотока. Внутреннее потребление будет сохраняться при поддержке АПК со стороны государства, а также при выполнении планов по увеличению посевной в 2016 г.
Обзор подготовлен экспертами НПК ОВК.
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.