От металлургии к нефтесервису

Директор Фонда развития трубной промышленности (ФРТП) О. Калинский принял участие в записи программы для Русской службы новостей (РСН), в ходе которой состоялось обсуждение причин роста цен в обрабатывающих отраслях экономики, а также возможных путей выхода из кризиса.

Олег Игоревич, тут получается, что трубная отрасль может этой точкой роста стать. Она же готова к этому?

Трубная промышленность РФ, безусловно, к этому готова. С 2000 г., когда началась масштабная модернизация мощностей в трубной промышленности, было вложено уже порядка 500 млрд руб. Это около 30% от всех инвестиций, которые пошли в чёрную металлургию. Сегодня мы абсолютно готовы поставлять, и поставляем высококачественную продукцию на российский рынок, на рынок Евразийского экономического союза, и выходим очень успешно на экспорт. Я приведу лишь несколько цифр о том, как сегодня развивается трубная промышленность. По 2015 г. производство увеличилось незначительно, на 0,1%, было произведено 11 млн 318 тыс. т труб. Но при этом надо помнить, что чёрная металлургия очень серьёзно просела по прошлому году, порядка 9%. То есть мы являлись драйверами роста за счёт очень хорошего спроса со стороны нефтегазовых компаний, в основном, на трубы большого диаметра, которые сегодня укладываются для экспортных проектов очень хорошо, для «Силы Сибири». Сегодня по этому виду продукции импорт составляет менее чем 0,5%. В 2004 г. 40% труб большого диаметра завозилось по импорту. Газпром говорит открыто о том, что и дальше будет закупать только российские высококачественный трубы, и уже даже не те трубы, которые успешно прошли процесс импортозамещения, а уже и те трубы, которые сегодня нацелены на импортоопережение, потому что по нашим качественным характеристикам эти трубы сегодня используются на Крайнем Севере. И можно сказать, что сегодня трубные компании прошли активный путь инвестирования. Инвестиционный цикл успешно завершён, мы конкурентоспособны и готовы поставлять свою продукцию на любой рынок, будь то рынок РФ или других стран.

Такие проекты, как «Сила Сибири», вообще же вам в радость — заказ гарантированный, прогнозировать можно что-то, внедрять технологии новые, так ведь?

И нужно помнить, почему мы сегодня говорим о высоком качестве нашей продукции. Потому что за период с 2000 г. инвестиции, которые были реализованы трубными компаниями, пошли на полную коренную модернизацию. Если 10 лет назад износ основных мощностей составлял 60%, сегодня он составляет ниже 40%. Сегодня в России идёт масштабная компания по внедрению наилучших доступных технологий в промышленности. И сегодня можно сказать, что российские трубные компании уже внедрили наилучшие доступные технологии и продолжают активно этот процесс и дальше, превращаясь из трубных металлургических компаний в нефтесервисные. Они следуют за своими потребителями на месторождения, на буровые платформы, оказывают полный пакет нефтесервисных услуг — это абсолютное качество, именно то, за что мы боролись эти 10 лет и достигли.

Олег Игоревич, а у вас какие сейчас ключевые факторы для промышленности?

Это, однозначно, падение спроса. И мы предлагаем Правительству России, органам исполнительной власти разработать ряд программ, который поддержал бы спрос не только в трубной промышленности, но и, по мультипликативному эффекту, продукцию металлургического предприятия, на перевозки железнодорожные, потому что это всё запускает цепочку добавленной стоимости. Например: сети горячего-холодного водоснабжения, водоотведения России изношены на 43%, тепловые сети — на 29%.

Сегодня есть программа у Минэнерго для городов с населением менее 250 тыс. жителей. Даются преференции на обновление систем ЖКХ. Мы просим эту программу расширить на города с населением более 250 тыс., потому что это проблема общая для всех сегодня в РФ. Мы также предлагаем закреплять приоритет российской продукции обрабатывающих отраслей (не только трубной продукции) в закупках государственных компаний, потому что сегодня есть конкурентоспособные виды продукции, и, мы считаем, они должны быть поддержаны в первую очередь по отношению к иностранным. Мы также просим государство помочь закрепить приоритет поставок российской высокотехнологичной продукции за структурными проектами за рубежом, особенно теми проектами, на которые выделяются кредитные ресурсы государства, например, строительство атомных электростанций в Белоруссии, Армении и в дальнем зарубежье.

Мы можем поставлять наши нержавеющие коррозионностойкие трубы туда. Когда российское государство даёт деньги, необходимо выторговывать себе условия, чтобы там была российская продукция. Все эти меры способны стимулировать спрос без разгона инфляции и без увеличения государственных расходов, потому что это меры административного характера, которые нам помогут увеличить производство и поставлять продукцию с наибольшей добавленной стоимостью. Что такое наибольшая добавленная стоимость? Это более высокая прибыль предприятий, большее отчисление налогов, большие отчисления на заработную плату и т.д. Таким образом, мы приходим к ситуации, когда более высокий платёжеспособный спрос ведёт к большему наполнению и федерального бюджета, и бюджета регионов, и бюджета муниципалитетов. Не нужно бояться стимулировать спрос.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 116

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter