И все-таки, она вертится. Российский и мировой рынок стали — итоги недели (21-28 августа 2016 г.)
На мировом рынке стали это, конечно же, Китай. Там пока продолжается период оптимистичных ожиданий. Дождливый сезон в стране еще не завершился, конечное потребление стальной продукции пока остается достаточно скромным, но большинство поставщиков верят в грядущий осенний подъем, ждут его и готовятся. Резкого скачка цен, в отличие от марта-апреля, не наблюдается, но китайские металлурги постепенно задирают вверх внутренние и экспортные котировки. Заготовка китайского производства уже предлагается в Турцию более чем по $350 за т CFR, а горячекатаный прокат вплотную приблизился к отметке $400 за т FOB. При этом, несмотря на весьма сдержанную реакцию со стороны покупателей китайцы удерживают цены и, как правило, не склонны к уступкам.
Российские компании, в отличие от китайских конкурентов, не спешат с подорожанием, но зато получают новые заказы благодаря возросшей конкурентоспособности. С заготовкой все пока, правда, довольно сложно из-за сохраняющейся напряженности в Турции, нехватки валюты в Египте и общей слабости всего ближневосточного рынка сортового проката, но отечественные производители листовой стали в последнее время заключили ряд контрактов с покупателями из Вьетнама и ряда стран Ближнего Востока, создав реальную альтернативу не слишком привлекательной на сегодняшний день Турции.
Будет ли продолжение ценового роста, - вопрос открытый. Слишком много зависит от того, насколько оправданными окажутся китайские ожидания. В последние годы надежды металлургов на оживление спроса и повышение котировок в сентябре-октябре чаще всего не сбывались, но в этом году Китай все-таки может дать мировому рынку нужный толчок. По крайней мере, новый спад, подобный прошлогоднему, в последние месяцы текущего года выглядит маловероятным.
Экспортные котировки, безусловно, будут оказывать влияние и на ситуацию в России. В течение последней недели на споте продолжалось удешевление стальной продукции по наиболее слабым позициям — арматуре и толстолистовой стали. В обоих случаях главной проблемой для поставщиков стал недостаточный объем потребления. Строительная отрасль еще далека от выхода из спада, а весенний скачок цен на сортовой прокат, похоже, еще и обвалил спрос на него в летние месяцы. Для производителей толстого листа негативную роль сыграл спад в трубном секторе.
В то же время, металлурги пока ограничиваются минимальным понижением котировок на горячекатаную тонколистовую продукцию. Холоднокатаные рулоны и фасонный прокат сохраняют стабильность, а листовая сталь с покрытиями и вовсе должна немного подорожать в сентябре. И это отражает, в первую очередь, то, что различные сегменты российского рынка стальной продукции движутся сейчас с разными скоростями. Даже в строительном секторе не все однозначно. Например, в текущем году наблюдается расширение использования металлоконструкций.
Такие же неравнозначные тенденции наблюдаются и в российской экономике в целом. Министр экономического развития Алексей Улюкаев прогнозирует «маленький рост ВВП» в августе, а в четвертом квартале определенно ожидает выхода данного показателя в плюс. Президент Сбербанка Герман Греф разглядел некоторые признаки стабилизации российской экономики и тоже предсказал на второе полугодие текущего года положительные темпы экономического роста.
В то же время, большинство специалистов, анализирующих состояние строительной отрасли, не рассчитывают на какой-либо прогресс до будущей весны. Центробанк РФ полагает, что потребительский спрос продолжит сокращаться до конца года и только в 2017 году выйдет на путь восстановления. Новый президент «АвтоВАЗа» Николя Мор, выступая на Московском международном автофоруме, сообщил, что и в будущем году российский авторынок, по его мнению, будет колебаться между незначительным ростом и стагнацией.
Вообще, если брать экономику в целом, то даже самые безоглядные оптимисты не ожидают в 2017 году и одного процента роста. А осень текущего года представляется чем-то типа точки замерзания. Мол, хуже уже не будет, но и для улучшения нет никаких оснований.
Безусловно, нельзя не признать, что во многом скептики правы. В нынешних условиях единственное, что может придать ускорение российской экономике, - это рост мировых цен на нефть. Но рассчитывать на него в обозримом будущем очень сложно. Хорошо, если к концу текущего года нефтяные котировки хотя бы смогут укрепиться выше отметки $50 за баррель, а что-то более существенное — это уже из разряда фантастики.
Даже если страны — экспортеры нефти о чем-то договорятся между собой, остаются такие проблемы как избыточные запасы и медленный рост потребления. Кроме того, американская нефтедобывающая отрасль в очередной раз продемонстрировала, что слухи о ее смерти все-таки сильно преувеличиваются. Добыча сланцевой нефти не растет, конечно, но темпы ее падения резко замедлились, а количество задействованных на месторождениях буровых установок в последние несколько недель медленно, но стабильно прибавляет.
Можно ли ускорить рост российской экономики без нефтяных сверхдоходов? Теоретически — да. Пример такого подхода может показать Китай, где ожидания будущего подъема во многом связываются с намерениями правительства страны за три года вложить $720 млрд. в порядка 300 крупных инфраструктурных проектов — строительство мостов, обычных и скоростных железных дорог, метро в городах-миллионниках и т. д. О том, где именно китайские власти будут искать для этого деньги, не сообщается, но при наличии более $2 трлн. золотовалютных резервов решение данной задачи не представляется чем-то запредельно сложным.
Конечно, российские резервы в несколько раз меньше — почти $400 млрд., но в середине прошлого года Центробанк РФ заявлял о намерении вернуть их на уровень начала 2014 года (порядка $500 млрд.) в течение трех-пяти лет. И тут возникает вопрос: а зачем они, собственно, нужны? В 2014 году Центробанк истратил более $100 млрд. на поддержание курса рубля, но в ноябре 2014 года прекратил эту бесполезную деятельность по перекачке государственных денег в карманы валютных спекулянтов. Весной 2015 года в закромах родины числилось всего $356 млрд., но в последние полтора года резервы постепенно увеличивались, хотя конечная цель их накопления представляется неясной. Для покрытия дефицита госбюджета пока хватает имеющихся резервных фондов, которые не исчерпаются, как минимум, до 2018 года, а там, глядишь, опять подорожает нефть.
Так почему бы не направить хотя бы 5% российских золотовалютных резервов на реализацию нескольких крупных инфраструктурных проектов, например, давно обсуждаемого моста через Лену у Якутска или высокоскоростных железнодорожных магистралей?! Или, если резервы по какой-то очень важной причине тратить на развитие российской экономики никак нельзя, использовать эмиссионное финансирование по методу Сергея Глазьева и Столыпинского клуба? Ведь каждая из таких больших строек создаст мощный мультипликативный эффект для экономики, обеспечив не только заказы для отечественных поставщиков, но и дополнительные бюджетные доходы за счет налогов и отчислений. Причем, в строительной и инфраструктурной сфере доля импортных материалов и оборудования сейчас невелика, поэтому потраченные на такие проекты деньги будут тратиться, в основном, в России.
Но, к добру или к худу, российское правительство неизменно проводит консервативную финансовую политику, отказываясь от модной в западных странах накачки экономики «нарисованными» деньгами и тратя только то, что реально зарабатывается. Возможно, это и правильно. Вон, США как подсели после кризиса 2008 года на наркотик QE, так их до сих пор и ломает, а повышение учетной ставки ФРС до 1% воспринимается как жестокий удар по тяжело нагруженному долгами корпоративному сектору. И кто знает, чья экономика в итоге окажется «разорванной в клочья» первой?!
Антикризисная стратегия отечественного Кабмина, как и ранее, базируется на постепенных малозначительных, на первый взгляд, изменениях, которые, тем не менее, мало-помалу формируют новую структуру российской экономики. В промышленность продолжают идти инвестиции в новые мощности — так, например, в недавно о намерении построить предприятие в России сообщил сам «Мерседес», а новости о новых проектах российских компаний, причем, порой, в весьма высокотехнологических отраслях поступают почти что в ежедневном режиме.
В конце августа правительство обратило внимание на сектора, для которых спад оказался особенно тяжелым. Автомобилестроение и так получает мощную господдержку, тут трудно еще что-то сделать. Но вот — готовятся изменения в законодательство, которые создадут стимулы для покупки отечественных автомобилей корпоративными клиентами. В строительстве ставка будет делаться на жилье. Премьер-министр Дмитрий Медведев на прошлой неделе одобрил программу, подготовленную Минстроем, Центробанком РФ и Агентством по ипотечному жилищному кредитованию под эгидой первого вице-премьера Игоря Шувалова, о развитии ипотеки и арендного жилья.
В ней, в частности, планируется увеличить к 2020 году объем выданных ипотечных кредитов до 2,5 трлн. руб. по сравнению с 1,15 трлн. в 2015 году, а ввод в строй жилья — от 85 млн. до 100 млн. кв. м. Чтобы достичь этих очень высоких целей, предлагается целый комплекс мер, в который, в частности, входят повышение доступности жилья и ипотечных кредитов для граждан, снижение финансовых рисков для банков посредством создания рынка ипотечных ценных бумаг, запуск пилотных проектов специализированного арендного жилья, в том числе, с использованием механизмов коллективных инвестиций. И вполне вероятно, что далеко не все из вышеперечисленного так и останется на бумаге.
Или вот еще недавняя инициатива президента о развитии внутреннего туризма и восстановление санаторно-курортного хозяйства. Инвестиции в его модернизацию оцениваются в 37 млрд. руб, что не очень много в масштабах страны, но это тоже немаловажный фронт работ для отечественных строителей и рынок сбыта для поставщиков стройматериалов, включая стальную продукцию.
Поэтому прогнозы о нулевом или слабо положительном росте российской экономики в ближайшие месяцы отнюдь не означают стагнации. Да, структурная перестройка идет медленно, болезненно и со значительными трудностями, которые зачастую мы создаем себе сами (одни только завышенные процентные ставки — это гири огромного веса на ногах), а спад в строительстве, автопроме, розничной торговле, капиталовложениях в основные фонды еще не дошел до крайней точки. Но за этим унылым фасадом что-то все-таки определенно вертится!
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.